Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:19, курсовая работа
Цель работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования взаимовыгодных отношений с поставщиками и выработать рекомендации по управлению взаимоотношениями с поставщиками в СМК ОАО «Ламзурь». Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты формирования взаимовыгодных отношений с поставщиками;
провести анализ управления взаимоотношения с поставщиками в системе менеджмента качества ОАО «Ламзурь»
предложить пути совершенствования управления взаимоотношениями с поставщиками в системе менеджмента качества ОАО «Ламзурь».
Введение ……………………………………………………………………….....6
1 Теоретические аспекты формирования взаимовыгодных отношений с поставщиками……………………………………………………………………..8
1.1 Содержание принципа «Взаимовыгодные отношения с поставщиками»...8
1.2 Условия реализации взаимовыгодных отношений с поставщиками …....16
1.3 Методы оценки и выбора поставщиков ………………………………….19
2 Исследование практики управления взаимоотношениями с поставщиками в системе менеджмента качества ОАО «Ламзурь»……………………………. 30
2.1 Характеристика СМК, действующей на предприятии……………………30
2.2 Исследование организационного механизма управления взаимоотношениями с поставщиками …………………...…………………… 34
2.3 Оценка эффективности применяемых методов работы с поставщиками..41
3 Совершенствование управления взаимоотношениями с поставщиками в системе менеджмента качества ОАО «Ламзурь» ……………………………. 45
Заключение.……………………………………………………………… ……...50
Список использованных источников…………
Совместная деятельность – это продолжение нефинансовых причин работать вместе. Отношения должны быть интересными, но не только результатом, а самим процессом. В плане развития деловых отношений это может быть совместное проведение «Дней качества», организация совместных корпоративных семинаров, открытие доступа к своим библиотекам и архивам, проведение совместных мероприятий по трудоустройству молодых специалистов.
Взаимный «тонус» - это условие говорит о том, что взаимовыгодные и «хорошие» отношения – разные, порой противоположные понятия. «Хорошие» отношения обязывают стороны постоянно прощать друг другу ошибки и не обязывают учиться.
В то же время цель взаимовыгодных
отношений заказчика и
С одной стороны, это обязывает стороны поднимать статус и репутацию друг друга. Так, вместо безликого заключения договора желательны церемонии их торжественного подписания. Фотографии с церемонии могут украсить любой проспект или сайт. Руководители и пресс-службы заказчика и поставщика для взаимного «тонуса» находят повод всегда подчеркнуть особенности работы друг друга. Одним словом стороны ценят друг друга по достоинству.
С другой стороны, заказчик и поставщик должны каждый раз заслужить друг у друга право заключать очередной договор. Они держат друг друга в рамках, в частности, подробно определяя жесткие штрафные санкции в договоре. Каждый сбой оформляется письменно: это полезно для корректирующий действий СМК. «Доверяй, но проверяй» - норма для взаимовыгодных отношений.
Все эти условия строятся на простом начальном тезисе: настоящая взаимная выгода возможна только при равноправии сторон. И если клиенту не нужен какой угодно поставщик, то и поставщику не нужен какой угодно клиент. Поставщик будет точно так же выбирать и сомневаться, прилагать ли усилия для развития отношений с этим клиентом. Поэтому, в соответствии с восьмым принципом менеджмента качества, полагаться на то, что для поставщиков «клиент всегда будет прав» наивно. Упускать инициативу нельзя ни до, ни после заключения очередного договора. И за возможность иметь хороших поставщиков нужно бороться. [14, С.44-47]
Следовательно, основными условиями для реализации взаимовыгодных отношений с поставщиками являются: идеологическая совместимость, паритет объемов, совместная деятельность, взаимный «тонус», соблюдение этих условий возможно только при равноправии сторон.
1.3
Методы оценки и выбора
К элементам управления качеством в процессе закупок относятся также оценка и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Во многих отношениях оценка и выбор поставщиков происходит с учетом тех же факторов, что и при любой крупной покупке (например, музыкального центра или автомобиля). Организация-потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.
В ГОСТ Р ИСО 9004: 2001 отмечено, что организации следует разработать результативные и эффективные процессы определения потенциальных источников для закупки материалов с целью развития взаимоотношений с поставщиками и оценки их способности поставлять требуемую продукцию. В процессе оценки и выбора поставщика организация-потребитель должна убедиться в том, что:
Оценка отдельных образцов продукции считается достаточно распространенным методом. Его использование предполагает обоюдное стремление поставщика и потребителя к сотрудничеству. Организация-поставщик поставляет образцы своей продукции, которая подвергается тщательному контролю, анализу, и на их основе делаются соответствующие выводы о всей продукции.
Для оценки отдельных образцов продукции, а также партий изделий могут использоваться различные приемы. Одним из них является методика оценки поставщика путем выделения и классификации дефектов поступающих изделий. Данная методика предусматривает использование штрафных баллов, назначаемых в зависимости от значимости дефекта. Для каждой партии ведется учет, регистрирующий номера деталей, полученное и проверенное количество деталей, общее число штрафных баллов. Этот показатель рассчитывается ежемесячно или ежеквартально в зависимости от характера поставок следующим образом:
В результате получается шкала поставщика, выраженная в штрафных баллах на 100 штук изделий. Она может быть преобразована в какую-либо производственную шкалу, отражающую оценку поставщика. Например:
100 баллов и менее — отлично;
101—300 баллов — хорошо;
301—600 баллов
— на поставщика нужно
свыше 600 — плохо, на поставщика требуется немедленно обратить внимание или исключить его из списка своих поставщиков.
Следующий метод базируется на использовании положительного опыта взаимодействия организации с данным поставщиком в прошлом. Необходимо отметить, что эффективное применение этого метода возможно лишь в сочетании с другими, позволяющими оценить настоящее положение дел у поставщика.
Оценка на основе опыта других потребителей предполагает получение информации о надежности поставщика от его партнеров по договорным обязательствам. Этот метод также может использоваться только в сочетании с другими, особенно в тех случаях, когда в качестве потребителей выступают организации-конкуренты.
Метод оценки возможностей поставщика, предложенный английским специалистом в области управления качеством А. Робертсоном, предполагает учет таких составляющих поставки, как качество, цена, своевременность и предоставляемое поставщиком обслуживание.
Названные выше области оценки распределяются следующим образом:
Итого — 100 баллов.
Показатель качества определяется следующим образом:
Уровень качества =
Данный показатель рассчитывается как среднее взвешенное по результатам нескольких поставок.
Показатель
уровня цены =
При оценке своевременности поставки используется шкала, в которой показывается значение данного показателя в зависимости от соблюдения или несоблюдения сроков поставки (таблица 1.2)
Таблица 1.2 - Шкала определения показателя своевременности поставки по методу А. Робертсона, баллы
Отклонение от согласованного срока, дни |
Запаздывание |
Опережение |
0 -7 |
16 |
16 |
8 -14 |
14 |
15 |
15 -21 |
12 |
14 |
22 – 35 |
10 |
13 |
36 – 42 |
8 |
12 |
43 – 49 |
6 |
11 |
50 – 56 |
4 |
10 |
57 – 63 |
2 |
9 |
свыше 63 |
0 |
8 |
Показатель обслуживания может включать такие составляющие, как транспортировка продукции, монтаж, гарантийное обслуживание и т.п. При наличии любого из видов обслуживания значение показателя принимается равным 10 баллам.
В целом оценка возможностей поставщика осуществляется путем суммирования показателей качества, цены, своевременности поставки и обслуживания. Чем ближе полученное значение к 100 баллам, тем надежнее поставщик. Рассмотренный метод достаточно распространен, хотя значимость показателей оценки, которые в нем используются, может быть различной в зависимости от приоритетов организации-потребителя. Рассмотренный метод не учитывает репутацию поставщика, поскольку предполагается, что перед размещением заказа было установлено, что он в состоянии выполнить минимальные требования потребителя.
Следующий метод базируется на исследовании характеристик, отражающих репутацию поставщика.
В примерный перечень характеристик, отражающих репутацию поставщика, входит следующее.
1. Организованность:
2. Партнерство:
3. Перспективность:
Аудит СМК поставщика проводится для достижения следующих целей:
В процессе аудита поставщик, как правило, передает и получает информацию, которую можно разделить на три группы (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Информация получаемая в процессе аудита СМК поставщика
Как видно из рисунка 1.1, аудит СМК поставщика позволяет потребителю получить достаточно подробную информацию о наличии и уровне зрелости такой системы, сделать выводы о способности организации поставлять качественную продукцию. Однако применения только этого метода также недостаточно для получения целостного представления о деятельности поставщика. В определенной степени восполнить этот пробел позволяет комплексный анализ информации, относящейся к процессам деятельности поставщика. При этом организация может применять самый разнообразный набор показателей, отражающий важнейшие аспекты его работы. Условно все эти характеристики можно отнести к двум группам: отражающие ресурсы поставщика и относящиеся к его деятельности в области качества.