Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении форм и методов воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения. Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
рассмотреть характеристику отрасли здравоохранения в Российской Федерации;
раскрыть формы и методы воздействия государственных финансов на здравоохранение;
изучить проблемы и перспективы воздействия государственных финансов на здравоохранение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
3
ГЛАВА 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ………………………….
4
1.1
Здравоохранение как одна из отраслей социальной сферы…
4
1.2
Нормативно-правовое регулирование воздействия государственных финансов в России на отрасль здравоохранения……………………………………………….


6
1.3.
Современное состояние отрасли здравоохранения в России………………………………………………………......

10
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ…………………………..


15
2.1
Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику…………………………………………………...

15
2.2
Формы воздействия государственных финансов на здравоохранение в России……………………………………..

17
2.3
Методы воздействия государственных финансов на здравоохранение в России……………………………………..


19
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ……………………….....

25
3.1
Проблема развития здравоохранения в России……………...
25
3.2
Перспективы развития здравоохранения в России……….....
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по здравоохранению.docx

— 85.71 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

                      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………

3

ГЛАВА 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ………………………….

4

1.1

Здравоохранение как одна из отраслей социальной сферы…

4

1.2

Нормативно-правовое регулирование  воздействия государственных финансов в России на отрасль здравоохранения……………………………………………….

 

 

6

1.3.

Современное состояние отрасли  здравоохранения в России………………………………………………………......

 

10

ГЛАВА 2.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ  В РОССИИ…………………………..

 

 

15

2.1

Формы и методы воздействия  государственных финансов на экономику…………………………………………………...

 

15

2.2

Формы воздействия государственных  финансов на здравоохранение в России……………………………………..

 

17

2.3

Методы воздействия государственных  финансов на здравоохранение в России……………………………………..

 

 

19

ГЛАВА 3.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  В РОССИИ……………………….....

 

25

  3.1

Проблема развития здравоохранения  в России……………...

25

3.2

Перспективы развития здравоохранения  в России……….....

28

                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………

30

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...………......

31


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Здоровье – это состояние  полного физического и социального благополучия. Для государства очень важным является показатель здоровья своих граждан, поскольку от него зависит уровень рождаемости, смертности, показатель работоспособности населения.   

 Так, в соответствии  с законодательством все граждане  Российской Федерации обладают  правом на охрану здоровья. В  Российской Федерации основные функции по охране здоровья населения выполняет система здравоохранения. 

 Система здравоохранения  наряду с экологической обстановкой,  политическим строем, экономической обстановкой в стране, является одним из самых важных элементов в сохранении и укреплении здоровья людей.

Развитие здравоохранения и системы его финансирования представляет собой одну из самых актуальных проблем государственной национальной экономики.

Цель данной работы  состоит  в изучении форм и методов воздействия  государственных финансов на сферу  здравоохранения. Достижение данной цели связано с решением следующих  задач:

  • рассмотреть характеристику отрасли здравоохранения в Российской Федерации;
  • раскрыть формы и методы воздействия государственных финансов на здравоохранение;
  • изучить проблемы и перспективы воздействия государственных финансов на здравоохранение.

Данная курсовая работа состоит  из трех глав, введения, заключения и  списка используемой литературы.

 

         ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА   ОТРАСЛИ

                             ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ

 

      1. Здравоохранение как одна из социальных сфер в России

 

Социальная сфера  - это  человеческая деятельность, предметом  которой является непосредственно  сам человек, а  не природа.   

 Здравоохранение есть единство двух сфер:

  • экономической сферы. Здравоохранение  есть отрасль экономики, т.е. такая сфера отношений между людьми, которая опосредствуется товарно-денежными отношениями;  
  • социальной сферы. Здравоохранение есть одна из отраслей социальной сферы, наряду с отраслями образования, культуры и др.

 Данное единство означает, что здравоохранение обслуживает человека, но оно осуществляет это только посредством использования соответствующих материальных и трудовых ресурсов, обобщенной формой существования которых является их денежная форма. Это составляет специфику здравоохранения как отрасли в рыночном хозяйстве.

Отличие здравоохранения  от иных отраслей социальной сферы  заключается в целевой специфике  труда ее работников – в защите человека от всевозможных недугов и  болезней, природного или социального  происхождения, в поддержании и укреплении здоровья членов общества. (Сфера образования имеет своей целью передачу знаний и опыта от поколения к поколению, сфера культуры – воспитание духовно развитого человека и т.п.).

Интерес любого общества в  наличии здорового населения  связан с тем, что только физически  сильные и психически здоровые люди могут производить современные  товары и оказывать необходимые  услуги, а также в случае необходимости  быть полноценными защитниками своего государства от  разного рода физического насилия.

Здравоохранение является одной из важнейших составляющих частей социальной сферы.

Здравоохранение в Российской Федерации строится на следующих основных принципах:

    • доступность медико-социальной помощи;
    • ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций за обеспечение граждан в области охраны здоровья;
    • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
    • соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
    • приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

 В Российской Федерации  охрана здоровья населения обеспечивается  государственной, муниципальной  и частной системами здравоохранения.  Особая роль в нашем государстве отводится структурам президентской власти. По конституции именно Президент РФ руководит государственной политикой в области охраны здоровья граждан. В структурном, организационном плане общественная система здравоохранения интегрирует различные типы предприятий и учреждений:

  • федеральные и региональные органы и учреждения здравоохранения (государственная, бюджетная система здравоохранения);
  • органы и учреждения государственной системы ОМС;
  • частные медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи (органы и учреждения ДМС и частного медицинского страхования);
  • общественные, религиозные медицинские организации, фонды, организации и учреждения милосердия и благотворительности.

Для обеспечения разноплановой деятельности и медицинских функций выделяют профиль учреждений здравоохранения:

1. Лечебно-профилактические.

2. Охраны материнства и детства.

3. Санитарно-эпидемиологической службы.

4. Санаторно-курортные.

5. Патологоанатомической, судебно-медицинской,  судебно-психиатрической экспертизы.

6. Аптечные.

7. Предприятия медицинской промышленности.

8. Образовательные и научно-исследовательские.

Число больничных учреждений в конце 2010 года составляло около 6308, больничных коек — 1339492 (93,7 на 10 000 человек населения). Доля частных клиник в России не превышает 5-10 % от их общего количества. В России 715,8 тыс. врачей различных специальностей (на конец 2010 года).

 

1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая воздействие

       государственных  финансов на  сферу здравоохранение в

       России

 

Законодательство Российской Федерации представлено многоуровневой системой - это, прежде всего Конституция Российской Федерации, затем Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министерства здравоохранения и социального развития.

1) Конституция Российской Федерации заложила основополагающие принципы охраны здоровья граждан (охрана здоровья и медицинская помощь, запрет проведения медицинских и научных опытов и др. [1]

2) Базовым нормативным  актом, регулирующим оказание  медицинской помощи в РФ являются  «Основы законодательства РФ  об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1.[2].Основы определили полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья, медицинскую экспертизу, права и социальную поддержку медицинских и фармацевтических работников, ответственность за причинение вреда здоровью граждан.

3) Федеральный закон от 28 июня 1991 № 1499-1 «О медицинском  страховании граждан в Российской  Федерации» с принятием которого  с 1 января 1993 г. [3] была введена система страховой медицины как формы социальной защиты граждан РФ. Он определил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения, которое, согласно ст. 1, обязано гарантировать гражданам в случае необходимости получение медицинской помощи.

4) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» [4] регулирующий правоотношения по осуществлению государственного (ведомственного) санитарного – эпидемиологического надзора; предусматривает ответственность за нарушение санитарного законодательства.

5) Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» [5], устанавливает приоритет государственного регулирования в вопросах контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, систему государственных органов контроля, а также правовые нормы по возмещению вреда здоровью, нанесенного гражданину в связи с применением ненадлежащих лекарственных средств.

6) Федеральный закон от 08 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» [6], закрепивший на уровне правовых норм обязательство нашего государства по исполнению международных актов (конвенций) по наркотикам и создавший предпосылки для получения финансовой помощи ООН на противодействие незаконному обороту наркотиков.

7) Федеральный закон от 17 октября 1998 г. № 157 – ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» [7], устанавливающий основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных заболеваний.

8) Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 38– ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ– инфекции)» [8].

9) Федеральный закон от 18 июня 2001 № 77-ФЗ «О предупреждении  распространения туберкулеза в  Российской Федерации» [9].

10)Федеральный закон от 30.11.2011 № 370-ФЗ 
"О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

11) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. № 913 г.  "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

12) Постановление Правительства Российской Федерации от 4.10.2010 №782 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год»

13) Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования"

А так же:

- Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ "О природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах";

- Закон РФ от 09.06.1993 г.  №5142-1 "О донорстве крови и  ее компонентов";

- Закон РФ от 02.07.1992 г.  № 3185-1 "О психиатрической помощи  и гарантиях прав граждан при  ее оказании".

Таким образом, законодательство о здравоохранении в настоящий  момент достаточно многочисленно и  разрозненно.

Следовательно, возникает  необходимость объединения нормативных  актов, посвященным вопросам охраны здоровья граждан, в единый законодательный  комплекс.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в России