Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 22:39, курсовая работа
Государственное регулирование экономики— это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитиеобщества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.
Введение 3
1. Экономические функции государства 5
2. Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики 9
3. Объекты и цели государственного регулирования экономики 10
4. Формы и методы государственного регулирования экономики 13
4.1 Государственное экономическое прогнозирование 14
4.2 Государственное экономическое программирование 15
4.3 Бюджетно-налоговая система 17
4.4 Денежно – кредитная политика 20
4.5 Регулирования валютного курса 24
5. Государственное регулирование в современной России 26
Заключение 30
Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.
Для оплаты
государственных расходов и различных
выплат населению государству нужно
иметь деньги. Необходимые для
покрытия расходов суммы можно получить
от государственного сектора экономики,
а также путем сбора налогов.
Но чтобы построить подводную
лодку или проложить
Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:
- Налоговые
поступления формируют
- В соответствии
с законом об основах
- Федеральные
налоги и сборы - устанавливаемые
Налоговым Кодексом РФ и
- Региональными
признаются налоги и сборы,
устанавливаемые в
- Местными
признаются налоги и сборы,
устанавливаемые и вводимые в
действие в действие
4.4 Денежно – кредитная политика
Денежно–кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.
В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.
К инструментам прямого экономического воздействия относятся:
Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах.
Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
Прямой
контроль за уровнем процентных ставок
связан с установлением Центральным
Банком ставки рефинансирования (нормы
процента – платы за кредит, выдаваемый
ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением
нормы обязательного
Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного регулирования:
- продажа
– скупка государственных
Большинство
современных экономистов
Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.
Эта цель
достигается с помощью
В том или ином случае проводником монетарной политики является Центральный Банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.
Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средства обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).
Инструментарий кредитно-денежной политики.
В мировой
экономической практике используются
следующие инструменты
- операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;
- политика
учетной ставки, т.е. регулирования
процента по займам
- изменение
норматива обязательных
В настоящее
время в мировой экономической
практике основным инструментом регулирования
денежной массы являются операции на
открытом рынке. Путем покупки или
продажи на открытом рынке казначейских
ценных бумаг центральный банк может
осуществить либо вливание резервов
в кредитную систему
Операции на открытом рынке проводятся Центральным Банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что ЦБ размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.
Политика учетной ставки (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный Банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.
Учетную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.
Среди инструментов монетарной политики, политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального Банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.
Изменение нормы обязательных резервов банков*. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:
- если
центральный банк увеличивает
норму обязательных резервов, то
это приводит к сокращению
избыточных резервов банков и
к уменьшению денежного
- при
уменьшении нормы обязательных
резервов происходит
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.
Экономические
и административные методы находятся
в определенной взаимосвязи. Так
как любой экономический
4.5 Регулирования валютного курса
Устойчивость
и сила национальной валюты - ключевой
фактор снижения инфляции, достижения
макроэкономической стабилизации и
экономического роста. Положение национальной
валюты имеет ключевое значение для
развития и процветания экономики
и общества. Наиболее высокий уровень
инфляции наблюдается в странах,
где определение курса
В мире существуют три основных режима валютного курса - фиксированный, плавающий и ограниченно плавающий.
В режиме
фиксированного обменного курса, доминировавшем
в прошлом столетии, учреждения,
проводящие денежную политику, фиксируют
относительную цену отечественной
и иностранной валюты. Для поддержки
паритетного курса Центральный
Банк берет обязательство покупать
или продавать иностранную
В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Если Центральный Банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, то такой режим называется «чистым» плаванием. Если же Центральный Банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно плавающим.
По мнению известного западного экономиста П. Кругмана, «неконтролируемый рынок не может использовать всю имеющуюся информацию и, таким образом, устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне; так как это может неблагоприятно сказаться на потреблении и инвестициях и ухудшить экономическую активность, рынок должен быть защищен от самого себя».
Официальное регулирование валютного курса основано на том мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением долгосрочного равновесного значения валютного курса.
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики