Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:14, реферат
Цель работы - проанализировать специфику экономической интеграции во всем ее разнообразии - переплетении микроэкономической и макроэкономической интеграции, определить объективные предпосылки, уровни, цели и задачи интеграции, формы и причины развития международной экономической интеграции., дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений: преференциальных торговых соглашений, зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка, экономических и политических союзов.
Введение 3
1. Сущность международной экономической интеграции 5
1.1 Определение международной экономической интеграции 5
1.2 Признаки интеграции и основные факторы, определяющие тип интеграции 6
2. Объективные основы и этапы экономической интеграции 9
2.1 Этапы экономической интеграции 10
2.2 Преференциальные торговые соглашения 11
2.3 Зона свободной торговли 11
2.4 Таможенный союз 14
2.5 Общий рынок 19
2.6 Экономический союз 22
2.7 Политико-экономический союз 24
Заключение 25
Список используемой литературы 27
2.1
Этапы экономической
интеграции
Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости:
Для
лучшего понимания необходимо рассмотреть
особенности каждого из этапов интеграционного
развития мировых экономических объединений,
сформулировать их определения, обозначить
основные механизмы.
2.2
Преференциальные
торговые соглашения
На
первом уровне, когда страны еще
только делают первые шаги к взаимному
сближению, между ними заключаются
преференциальные торговые соглашения.
Такие соглашения могут подписываться
либо на двусторонней основе между
отдельными государствами, либо между
уже существующей интеграционной группировкой
и отдельной страной или
2.3
Зона свободной
торговли
Зона свободной торговли (Free trade area) – тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы. Соглашения о создании зон свободной торговли, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин Standstill.7 Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о зоне свободной торговли.
К
положительным чертам таких соглашений
следует отнести более
При создании зон свободной торговли выявился и целый ряд негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера. Их создание приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Следует, однако, отметить, что возникает опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах "страны пребывания".8
Основные зоны свободной торговли:
2.4
Таможенный союз
Таможенный союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.
В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:
Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат. Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения зоны свободной торговли и таможенного союза даются недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге зона свободной торговли призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз. Таможенный союз представляет собой более совершенную, чем зона свободной торговли, интеграционную структуру. В рамках таможенного союза происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри таможенных союзов производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ".9
Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах таможенного союза внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже. Если внешний тариф выше, то странам—членам торгового союза приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу внутрисоюзных ресурсов, более дорогих. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений, например, из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри таможенного союза вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д.10
Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран-участниц таможенного союза, то с учетом результирующих цен происходит переориентация их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если необходимо "подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа определенным образом влияет на развитие интеграционных процессов внутри таможенного союза. Опыт показывает, что регулирование внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках таможенного союза. Большое значение для торговых союза имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках торговых союзов, объединяющих страны, бедные ресурсами. "Игра" с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост.11 Функционирование таможенного союза требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже указывалось выше, деятельность в рамках зоны свободной торговли не обусловливает создание постоянно действующих органов. Для таможенного союза уже возникает необходимость в регулирующих институтах.
Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные таможенные союзы вряд ли могут обойтись без этого.
Необходимо отметить также следующее. Функционирование таможенного союза отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках таможенного союза создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.12
Информация о работе Формы международной экономической интеграции