Франчайзинг как средство развития бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить франчайзинг в России и рассмотреть перспективы франчайзинга в России.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
дать понятие франчайзингу, раскрыть его основные положения;
рассмотреть основные направления применения франчайзинга в России;
показать проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе развития законодательного регулирования франчайзинга;
выявить основные проблемы и перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание

Введение………………………………………………….…… 1
Глава 1. Теоретические аспекты системы франчайзинга
1.1. Понятие и виды франчайзинга………………………...… 1
1.2. Экономический механизм в системе франчайзинга ….... 1
Глава 2. Основные особенности франчайзинга в зарубежных странах
2.1. Специфика применения франчайзинга за рубежом…… 1
2.2. США как лидеры франчайзинга и основные экспортеры франшизных систем в мире ………………………………………… 1
Глава 3. Развитие франчайзингового рынка в России
3.1. Современное состояние франчайзинга на российском
рынке ………………………………………………………..…. 1
3.2. Проблемы и перспективы франчайзинга в России …...... 1
Заключение ……………………………………………………. 1

Вложенные файлы: 1 файл

Nastyaya.docx

— 88.91 Кб (Скачать файл)

Франчайзинг товара не нашел широкого применения в торговле. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товар-ного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителем через систему сбыта.

2. Производственный франчайзинг - компания, поставляющая франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции с обязательным условием контроля качества со стороны франчайзи.

Производственный франчайзинг используется изготовителем для расширения производства своих товаров и их продвижения на новые рынки (возможен выпуск продукции под известной торговой маркой или осуществление заключительной технологической обработки продукции). Товар, производимый во всех регионах, не должен отличаться друг от друга.

3. Сервисный франчайзинг используется организациями сферы обслуживания для выхода на новые рынки и построения единой разветвленной сети. Представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Активно развивается в косметологии, парикмахерских, бытовых услугах, туристическом бизнесе, в области недвижимости и образовательной деятельности. Франчайзи предоставляется пра-во заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.

4. Деловой франчайзинг (франчайзинг в бизнесе) - является наиболее популярным способом франчайзинга. Это вид франчайзинга, в соответствии с которым франчайзер представляет франчайзи не только весь комплекс исключительных прав, то есть делится с ним собственными методами, способами, искусством ведения коммерческой деятельности, но и непосредственно осуществляет подготовку всесторонней программы деятельности для франчайзи.

Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть просто владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы.

По мировой статистике доля банкротств, в случае работы по системе франчайзинга в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку существующая сеть защищает новичка, помогает ему стартовать, предоставляя ему свои рекомендации и устанавливая стандарты .

Моделируя систему франчайзинга необходимо исходить из интересов сторон, которыми они естественно будут руководствоваться в своей деятельности.

 

    1. . Экономический механизм в системе франчайзинга

 

Экономические отношения  в интегрированном процессе бизнеса  играют важнейшую роль, определяя  состояние объектов, при котором  исключаются экономические потери. Традиционный критерий прибыльности необходимо дополнить критерием экономической  безопасности, так как критерий прибыльности отражает только одну - материальную сторону деятельности при интегрированной форме организации. Поэтому первостепенное значение при разработке технологии управления франчайзинговой формой организации бизнеса имеет определение основных элементов в механизме формирования системы отношений .

Перед любым предпринимателем, выбравшим франчайзинговый вариант организации бизнеса, стоят следующие задачи:

1. Определить направление  бизнеса. 

2. Провести в своем  регионе исследование рынка: анализ  конкурентов и экспертный опрос.  Основываясь на данных анализа  открыть в своем регионе бизнес  с помощью покупки франшизы, учитывая  при этом конкуренцию и востребованность данного бизнеса на рынке.

3. Выбрать франчайзера.

4. С помощью уже работающих  франчайзи выяснить стоимость франшизы, уровень доходности, количество выбывших партнеров и причины их ухода.

5. Встретиться с франчайзером после сбора всей возможной информации о нем.

6. Для избежания дополнительных расходов следует обязательно привлечь к составлению договора юриста. При этом обратить внимание:

· на права, которые оставляет  за собой франчайзер;

· на виды сервиса (платного и бесплатного), который франчайзер оказывает участникам сети;

· на обязанность франчайзера консультировать франчайзи по ходу становления бизнеса .

Во время до контрактных  встреч закладываются будущие отношения. На этом этапе франчайзер должен раскрыть все источники доходов, о которых франчайзи не знает, и франчайзер не должен получать никаких тайных доходов. Поэтому всегда и вполне закономерно особое внимание уделяется обязательствам франчайзера и франчайзи.

Также важно, что франчайзер не устанавливает никаких особых отношений ни с кем из франчайзи. Такие отношения могут создать следующие трудности:

1. Франчайзи, с которым установлены особые отношения, будет рассчитывать на привилегии.

2. Другие франчайзи, узнав о таких отношениях, отнесутся с недовольством как к привилегированным франчайзи, так и к франчайзеру, который допустил такие отношения .

Франчайзер должен обеспечить понимание франчайзи методов маркетинга, используемых в практике системы франчайзинга. Важно, чтобы франчайзи понимал характер и масштаб отношений между франчайзером и франчайзи. Франчайзи должен знать:

· что франчайзер обеспечивает его постоянными услугами и, как эти услуги будут предоставляться;

· что ожидается от него в отношении стандартов, операционных процедур и предстоящих расходов.

Качество обучения франчайзи - ключевой фактор в обеспечении фундамента для будущего. Франчайзи, который будет иметь правильное представление о характере бизнеса и правовых обязательствах, легче справится с пониманием тех статей договора, соблюдение которых является существенным с точки зрения обеспечения стандартов, целостности имени, престижа и операционной системы франчайзера. Франчайзер должен обладать искусством в общении: все, что он обещает и требует, должно быть не только записано в контракте, но и подтверждаться ежедневной практикой.

Кроме того, правообладатель  должен в течение всего срока  действия договора франчайзинга консультировать пользователя и оказывать ему техническое содействие, помогать в обучении работников и контролировать качество продукции или услуг.

Вместе с тем правообладатель  сам заинтересован в качестве производимых пользователем товаров  и предоставляемых им услуг. Ведь если товары или услуги пользователя не оправдают надежд покупателей, то может ухудшиться их отношение к  бренду в целом. А значит, уменьшатся продажи не только конкретного пользователя, но и остальных пользователей, и  самого правообладателя.

С этой точки зрения должно быть:

· уважение, как со стороны  франчайзера, так и со стороны оператора, основных принципов, на которых основана система льготного предпринимательства и которые являются залогом успеха;

· уважение со стороны оператора  достижений и руководящей роли франчайзера. Но не такое слепое уважение, когда оператор не видит, что пора задать некоторые вопросы франчайзеру, а уважение собственности на имя, ноу-хау и практический опыт, на которых система франчайзинга основана, и всего того, что входит в эту собственность;

· уважение со стороны франчайзера достижений операторов и их вклада в систему.

С самого начала бизнес франчайзи находится под строгим контролем франчайзера, который внимательно следит за соблюдением всех стандартов, принятых в его компании. Но в качестве платы за все эти преимущества головная организация регулярно взимает со своего партнера роялти. Как правило, российские компании дают своим партнерам больше свободы действий, но, правда, и гарантий, что бизнес будет успешным, они получают меньше.

Франчайзи осуществляет в пользу франчайзера следующие виды платежей:

· первоначальный (паушальный) платеж - дает возможность на право работать с франшизой, помощь в организации бизнеса, лицензию на использование торговой марки, операционной системы и рецептов и технологий бизнеса -- по сути, покупка франшизы;

· роялти - ежемесячные выплаты (от продаж или от прибыли);

· взносы в рекламный и  маркетинговый бюджет франчайзера.

Функция планирования является ведущей в механизме взаимоотношений  партнеров во франчайзинге, так как она определяет цели функционирования системы франчайзинга, пути и ресурсы, обеспечивая экономическую устойчивость взаимоотношений в этой системе.

В связи с этим бизнес-план рассматривается как инструмент механизма взаимоотношений франчайзера и франчайзи.

За право пользования  исключительными правами франчайзи уплачивает франчайзеру вознаграждение. Это вознаграждение может быть как разовым, так и периодическим, а его размер может определяться как в фиксированной сумме, так и в процентах от выручки.

На практике чаще всего  при заключении договора франчайзи уплачивает фиксированную сумму вознаграждения - паушальный платеж. А затем в течение всего срока договора уплачивает роялти - периодические платежи.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные особенности франчайзинга в зарубежных странах.

 

2.1. Специфика применения франчайзинга за рубежом.

 

Слово "франчайзинг" происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог или производство эля. В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли франшизы на коммерческую деятельность любого типа.

По другим свидетельствам сам Папа Римский для обеспечения  лучшего сбора налогов предоставлял определенным лицам право собирать выплаты в тех или иных географических зонах. Этим "сборщикам" было позволено  удерживать у себя существенную часть  сборов.

Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье. До сих пор юридический термин "франшиза" в США и Австралии обозначает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании - передачу прав от имени короля. В средневековой Англии король предоставлял знати различные права, например, собирать налоги на определенной территории в обмен на требуемые власти услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. Таким образом издревле власть делегировала часть своих полномочий в обмен на капитал или требуемые услуги, тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики, то в Лондоне в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга. В начале XIX века в той же Великобритании была введена система "связанных домов", сущность которой заключалась в предоставлении властями право на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии. Большинство владельцев не имело достаточно средств для приведения постоялых дворов в порядок и оплату лицензии. Эту систему прекрасно использовали пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущество, а получая взамен рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков.

В последующие века с развитием  экономики государств развивалась  и претерпевала изменения сама концепция  франчайзинга.

В 40-х годах XIX века основное большинство пивоваров Германии предоставляло франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно  продавать пиво. Это событие как  раз и ознаменовало рождение той  концепции франчайзинга, существующей и по сей день. Примерно десятью годами позже в США идею франчайзинга запустила компания «Зингер», предоставляя другим фирмам на определённой территории исключительные права на продажу и обслуживание своих швейных машин. Компания "Зингер" ввела контракты на франчайзинг, которые явились прообразом современных франчайзинговых соглашений. С этого времени компании стали использовать франчайзинговых методы для проникновения на другие территориальные рынки, до этого недоступные из-за больших затрат и факторов риска.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков нефтеперерабатывающие  и автомобильные компании стали  предоставлять права на продажу  их продукции. На этой стадии эволюции под франчайзингом понималось элементарное распространение прав на продажу продукции производителя.

Современная концепция франчайзинга появилась после второй мировой войны с возвращением миллионов американских военнослужащих и с последовавших за этим гигантским ростом рождаемости. В тот момент образовалась гигантская потребность в различного вида товарах и услугах. В этих условиях франчайзинг проявил себя как идеальная модель для ускоренного развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного питания.

В 1950 год началась эра  современного франчайзинга. Ее открыл Рэй Крок, коммивояжер - продавец аппаратов для производства молочных коктейлей[2]. Однажды посетив паркинг-ресторан быстрого обслуживания "Сан Бернадино", управляемый братьями МакДональдами, впечатленный вкусом сытного картофеля - фри, Крок выкупил права на франчайзинг их бизнеса. Так появилась одна из самых успешных компаний в истории американского бизнеса.

60 - 70ые годы - период наибольшего  подъема франчайзингового бизнеса, однако в это же время разразилась масса скандалов, которые могли скомпрометировать саму идею франчайзинга. Причиной тому послужило существование огромного числа "липовых" франчайзинговых компаний, которые попросту собирали деньги и исчезали. Другой причиной являлось наличие фирм с недостаточной капитализацией и слабым менеджментом, которые достаточно скоро разорялись, оставляя после себя вереницу рухнувших франчайзи и разорившихся людей. Для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга и Европейская Ассоциация Франчайзинга[3]. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.

Информация о работе Франчайзинг как средство развития бизнеса в России