Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 16:13, курсовая работа
Цена выступает денежным выражением стоимости. Как денежное выражение стоимости цена не обязательно должна совпадать со стоимостью. Она может быть выше или ниже стоимости. На рынках товаров существует множество цен. Еще не так давно в экономических словарях, учебниках цена определялась как денежное значение стоимости услуги. А стоимость, как известно, – это воплощенный в товаре (услуге) абстрактный труд. Она определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, необходимого для изготовления определенной потребительской стоимости при общественно нормальных условиях производства, среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.
Цены в условиях рынка должны быть адаптивными, т.е. оперативно реагировать на изменения в спросе и предложении, конкурентной среде, в расходах самих производителей. Адаптация может осуществляться различными способами в зависимости от конкретной ситуации на рынке: установлением различных надбавок и скидок, снижением или повышением уровня цены, выплатой компенсаций и т.п.. Например, фирмы стран Запада применяют скидки к цене на несезонные товары, дилерские скидки для посредников по сбыту продукции, выборочные скидки, предоставляемые только отдельным категориям покупателей, в заказах которых заинтересованный продавец (изготовитель), скидки за возврат ранее купленного товара, экспортные скидки и т.д. В экономическом выигрыше находятся предприятия, которые при прочих равных условиях совершенно используют адаптивный механизм цен на товары собственного производства.
Цена вместе с другими
государственными регуляторами играет
активную роль в решении многих социально-экономических
задач. Значение и место цен в
регулировании экономических
– учетно-информационную;
– распределительную;
– стимулирующую;
– балансирующую;
– рационального размещения производства.
Учетно-информационная функция цены – это выражение в денежной форме различных по своей натуральной форме ресурсов, затрат и результатов производства. Только с помощью цен можно определить стоимость израсходованных материалов, сырья, энергии и труда, вычислить величину совокупных расходов на производство продукции и прибыль от ее реализации.
Между тем в условиях рынка учетная функция цены не может быть сведена только к определению затрат и цен, по которым производитель хотел бы продавать свою продукцию. Под влиянием таких факторов, как спрос, предложение, конкуренция, государственное вмешательство в процесс ценообразования и другие, рыночная цена может существенно отклоняться не только от величины затрат производителя, а также от уровня предлагаемых им цен. Поэтому только на рынке, в процессе купли-продажи может быть подтверждена целесообразность произведенных расходов. Именно здесь цена показывает, что стоит обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции.
Таким образом, в ценах
базируется весь стоимостный учет различных
экономических процессов и
Кроме того, цена является особым носителем информации, который применяется как инструмент анализа, прогнозирования и управления развитием предприятий, отраслей, регионов и экономики в целом. В конечном итоге цена выступает как средство учета результатов экономической деятельности общества и является одним из критериев выбора определенных хозяйственных решений.
Суть распределительной функции заключается в том, что с помощью цен осуществляется распределение или перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, формами собственности, предприятиями и социальными группами населения. Ценовой перераспределение доходов осуществляется через соотношение цен на различные виды продукции отдельных отраслей, уровень самих цен и их структуру. Так, благодаря установлению высоких розничных цен на престижные товары и предметы роскоши (изделия из натурального меха, ювелирные украшения из драгоценных металлов и камней) обеспечивается перераспределение средств определенной части населения с высоким уровнем доходов. Дополнительные доходы, поступающие от реализации этих товаров, а также алкогольных и табачных изделий через бюджет используются для социальной защиты малообеспеченных слоев населения (предоставления жилищных субсидий, бесплатного проезда в городском электротранспорте пенсионерам и т.п.).
Реализация распределительной
функции достигается за счет включения
в цен отдельных товаров акцизн
Перераспределение доходов осуществляется также установлением различных видов цен на ту же продукцию для разных потребителей. Например, тарифы на электроэнергию для населения ниже, чем в промышленности.
Активнее распределительная
функция проявляется через
Наряду с ценами особую, а во многих случаях даже ведущую роль в распределительных процессах играет финансовая система. Например, повышение жизненного уровня отдельных слоев населения быстрее можно достичь путем увеличения заработной платы (пенсий) или уменьшение ставок налогообложения доходов граждан. Достижение этой же цели через систему ценообразования менее эффективно, потому что изменение цен затрагивает интересы всего населения, а не только его социально незащищенной части.14
Стимулирующая функция цены заключается в поощрительном или сдерживающем влиянии цены на производство и потребление различных видов продукции. С помощью цен можно стимулировать развитие рациональной структуры производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, повышения качества продукции, экономию материальных и трудовых ресурсов.
Цена оказывает стимулирующее воздействие на производство, главным образом, через величину прибыли, входящий в ее состав. Так, для поощрения производителя к изготовлению новой продукции, в цене на нее нужно установить высокий уровень прибыли, чем его существующая величина в цене старого изделия. Не совсем правильно считать, что сама величина цены является стимулом для внедрения в производство новой продукции, так как повышение цены может сопровождаться большим ростом затрат на производство товара, что приведет также к уменьшению доли прибыли в ее составе.15
Для потребителей стимулирующая функция проявляется не столько в уменьшении самой цены, сколько в установлении низкой цены в расчете на единицу потребительского свойства новой продукции по сравнению с аналогичным изделием. То стимулирующее воздействие цены на потребление происходить даже тогда, когда абсолютно цена вырастет, но, благодаря значительному повышению качества продукции, цена единицы ее полезного эффекта будет меньше.
Раскрытие стимулирующего влияния на потребление абсолютного большинства товаров (одежда, обувь, мебель, парфюмерия и т.д.) через цену их качественных характеристик связано с определенными трудностями, которые вызваны тем, что за ними практически невозможно определить количественно как единицу, так и сумму потребительских свойств . Поэтому стимулирование личного потребления населением большинства товаров достигается, как правило, за счет дифференциации ставок косвенных налогов (акцизы, пошлины) и регулирования в составе цены уровня рентабельности и величины торгово-посреднических надбавок.16
Балансирующая функция цены проявляется в том, что с помощью цен осуществляется связь между производством и потреблением, достигается равновесие между спросом и предложением. Выше уже отмечалось, что спрос и предложение выравнивают цену. Но на этот процесс можно посмотреть и с другой – цена является инструментом обеспечения равновесия между спросом и предложением. Известно, что между рыночной ценой и количеством товаров, которое предлагается для продажи, существует обратная зависимость. Так, с увеличением цены количество приобретенных товаров уменьшается, а при снижении цены объем продаж растет.
Напротив, предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и предлагаемых к продаже товаров. С увеличением цены объем растет, а с уменьшением – падает. Таким образом, цена, стимулируя производство при дефиците продукции и сдерживая его при избытке товаров, обеспечивает динамический баланс между спросом и предложением.
В рыночных условиях такая функция цены автоматически регулирует общественное производство путем сокращения выпуска товаров, не пользующихся спросом, и направлением материальных, финансовых и трудовых ресурсов на производство продукции, спрос на которую растет или является стабильным. С дальнейшим развитием в России рыночных отношений, конкуренции и свободного предпринимательства балансирующая функция будет играть все большую роль и станет главной при формировании цен на товары и услуги.17
Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью цен осуществляется перераспределение капиталов в пользу секторов, отраслей или производств, имеющих высокую норму прибыли. Такой перелив капиталов предприятия осуществляют самостоятельно под воздействием рыночных факторов с целью получения большей величины прибыли. В условиях украинской экономики при недостаточном развитии конкуренции, монополизма многих производителей и достаточно высоком уровне инфляции такое перераспределение капиталов еще достаточно ограничен. При этом предприниматели основную долю средств направляют не в производственную сферу, а в торгово-посредническую деятельность, где норма прибыли значительно выше, чем в других отраслях.
Все перечисленные функции цены тесно связаны между собой. Так, балансирующая функция является продолжением стимулирующей и также направлена на увеличение производства товаров, пользующихся спросом. Функция цены как средства рационального размещения производства тесно взаимодействует с распределительной функцией, а вместе они, через перераспределение средств, способствующих развитию высокодоходных сфер экономики, где существует повышенный спрос на товары и услуги.
В рыночной системе хозяйствования каждое предприятие и его собственники самостоятельно принимают все производственные и экономические решения: что, где, когда и сколько производить, кому, по какой цене и на каких условиях продавать. Связи между предприятиями свободны, поэтому трудовые, материальные и финансовые ресурсы участвуют в производственном процессе в соответствии владельцы предприятий сами несут ответственность за все действия и решения, которые принимаются. Именно цена является ключевым элементом рыночной экономики, основным звеном системы рыночного саморегулирования.
Способ установления цены характеризует не только природу рынка, но и саму экономическую систему. В рыночной экономике цена определяет объем и структуру производства, движение материальных и денежных потоков, уровень жизни общества.
Цена, как экономическая категория определяется как денежное выражение стоимости товара. В экономической теории существует два теоретические подхода к ее формированию. По мнению сторонников одного из них, цена товара выражает его стоимость. По другой теории считают, что цена суммой денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.
Современная экономическая теория пытается синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене объективность (стоимость) и субъективность (полезность) товара.
Так, цена – сильная экономическая категория. Она может принимать активное участие в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Сущность цены, ее место на микро –и макроуровне проявляется через функции.