Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:56, реферат
Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел эк. теории. Макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность эк-их процессов и явлений и их показателей.
Важность изучения макроэкономики.
1) не просто описывает макр-ие явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике;
способами:
1) через кривую реального ВВП;
2) через кривую производственных возможностей;
3) с помощью модели совокупного спроса – совокупного предложения (модели AD-AS).
Эк. рост характеризуется прежде всего такими показателями, как валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД) и измеряется темпами роста или прироста этих показателей. Более точным показателем благополучия страны, уровня благосостояния выступает величина реального ВВП на душу населения, т.е. относительный показатель, отражающий стоимость того количества товаров и услуг, которое не вообще производится в экономике, а приходится в среднем на одного человека.
Факторы эк. роста – явления, обстоятельства и процессы, способные определять темпы и масштабы долгосрочного увеличения реального объема национального производства. По способу воздействия на экономический рост их (факторы) можно различать как прямые и косвенные.
47)Неокейнсианские теории экономического роста.
Основное назначение моделей экономического роста в том, что на их основе осуществляются аналитические работы, и они позволяют прогнозировать экономические процессы.
В неокейнсианских моделях экономический рост исследуется с помощью инструментов и методов анализа кейнсианской школы динамических процессов. Под динамическим равновесием понимается равенство темпов прироста совокупного спроса и совокупного предложения. Основные модели были разработаны амер. экономистом Е.Домаром и англ. экономистом Р.Харродом. Общность предпосылок и целей исследования, близость результатов делают модель Е.Домара и Р.Харрода похожими. Поэтому в науке их стали именовать как модель Харрода-Домара.
48)Неоклассические теории экономического роста.
Основное назначение моделей экономического роста в том, что на их основе осуществляются аналитические работы, и они позволяют прогнозировать экономические процессы.
Неоклассическая модель роста зародилась в 50-е годы ХХ столетия. На первый план в этой теории выдвигалась проблема достижения экономического роста за счет технического прогресса. Методологической основой модели остались классическая, теория факторов производства и предельной полезности. Каждый из факторов создает свою часть стоимости. При этом сбалансированность экономического роста достигается только в свободной рыночной экономике. Важнейшими моделями в неоклассической теории выделяют модель производственной функции Кобба – Дугласа и Р.Солоу.
49)Проблемы и перспективы экономического роста в РБ.
Решающее влияние на темпы эк-ого роста в РБ оказывают следующие факторы: количество и качество природных и трудовых ресурсов; размеры и качество основного капитала; научно -технический прогресс и совокупный спрос общества.
Объективными факторами, сдерживающими эк. рост в республике, являются:
Особой формой осуществления стабильного развития экономики,
поддержания
сложившейся структуры и
На ближайшие годы определены следующие приоритеты: наращивание экспорта товаров и услуг; развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры; активизация инновационной и инвестиционной деятельности и др.
50)Социальная политика: содержание, направления, принципы.
Социальная политика - это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами. Соц. политика строится на основе определенных принципов, основными из которых являются:
а) принцип соц. справедливости;
б) принцип индивидуальной соц. ответственности;
в) принцип соц. гарантий;
г) принцип всеобщности;
Основные цели соц. политики: обеспечение полной и
рациональной занятости населения; регулирование доходов населения; социальные гарантии и социальная защита; соц. партнерство; защита здоровья нации; экологическая безопасность.
Таким образом, соц. политика направлена на обеспечение
соответствующих условий для удовлетворения потребностей, повышения благосостояния населения, адресной поддержки малообеспеченных групп населения, создание условий воспроизводства рабочей силы и др.
51)Уровень и качество жизни населения. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума(БПМ).
Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей.
Точкой отсчета при
«потребительская корзина» - набор благ и услуг, удовлетворяющих
функциональные потребности человека, в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в стране, и реальных возможностей экономики.
Выделяют минимальный и
В отличие от уровня жизни качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как своеобразная интегративная оценка. Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.
К основным показателям качества жизни относятся: условия и безопасность труда; наличие и использование свободного времени; состояние экологии; здоровье и физическое развитие населения и т.д.
Результативность соц. политики проявляется в системе соц. индикаторов или нормативов - количественных показателях состояния и динамики соц. процессов в обществе.
В Беларуси введен норматив, определяющий, какой денежный минимум необходим человеку, чтобы выжить. Называется этот норматив – бюджет прожиточного минимума (БПМ). Существует еще один норматив – Минимальный потребительский бюджет(МПБ), который не следует путать с БПМ.
Минимальный потребительский бюджет(МПБ) представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 8 социально-демографических групп населения.
МПБ применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения и усиления социальной поддержки нуждающихся граждан.
В настоящее время
Бюджет прожиточного минимума (БПМ) представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров РБ.
БПМ как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных гос. социально-трудовых гарантий.
52)Доходы населения и проблемы их распределения. Кривая Лоренца
Доходы населения – средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства.
Для измерения уровня неравенства
в распределении доходов
Для ее построения , на горизонтальной оси откладывают % семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей (рис.11.1)
Соединение долей в суммарном доходе для различного % семей даст нам кривую Лоренца, показывающую степень неравенства в распределении доходов.
Для оценки дифференциации доходов широко используется такой
показатель, как децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных.
53)Политика соц.защиты
Политика соц.защиты представлена в виде системы принципов, нормативов и мер гос-ва используемых для создания и регулирования условий по обеспечению защиты граждан в ситуациях соц.риска.
Соц.риск – риск возн. в обществе обстоятельств наносящих
сущ-ый ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам.
Принципы со.защиты: адресность, гуманность, всеобщность в сочетании с дифференциальным подходом к различным соц--дем-им слоям населения, гибкость системы, надежность и т.д.
Соц.защита осущ-ся в 2 формах: 1. натуральной(бесплатные обеды, обесп.одеждой) и 2. денежной(различные выплаты)
Методы соц.защиты-означают конкретные способы её реализации:
1. Соц.помощь,осущ-ая на безвозвозмездных
либо льготных условиях, при трудном материальном
положении, в условиях соц.риска;
2.Соц.страхование –основное направление
соц.защиты, предназначенное для материального
обеспечения населения, в случае наступления
соц.риска(бывает: обязательное и добровольное);
как система предоставления финансовой
помощи за счет взносов обязательного
или добровольного порядка, в зависимости
от их размера;
3.Соц.поддержка- это способ защиты
лиц с доходами ниже прожиточного минимума;
4.Соц.обслуживание семьи и детей мед.услуги,
труд.обслуживание.
Соц.помощь- это оказание
адресной поддержки гражданам нуждающимся
в материальном содействии, связи с ухудшением
их материального положения, семейного
положения, возраста, состояния здоровья.
54)Хар-ка моделей соц.политики.
Выделяют социал-демократическую модель соц. политики,
которую также называют скандинавской. Модель базируется на следующих принципах: граждане имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; соц. услуги и сервис предоставляются на добровольных началах; соц. защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизнедеятельности; соц.защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать соц. условия для всех групп населения. Социал-демократическая модель реализуется в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.
Консервативная модель также имеет несколько названий:
континентальная европейская, институциональная. Тем не менее, центральное направление одно - упор на рынок и страхование. Модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее соц. обеспечение, соц. обслуживание (соц. услуги) государство не организует. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.
Либеральная (американо-британская) модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия. Вместе с тем, она имеет ряд особенностей. Во-первых, предусматривает соц. обеспечение остаточного типа, т.е. граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, государство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за соц. обеспечение всех граждан. Подобная модель соц. государства характерна для США, Великобритании, Англии и Ирландии.
55)Социальная политика в РБ. ? (интернет)
Социальная политика – это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.