Характерные особенности макроэкономики как науки. Особенности макроэкономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:56, реферат

Краткое описание

Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел эк. теории. Макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность эк-их процессов и явлений и их показателей.
Важность изучения макроэкономики.
1) не просто описывает макр-ие явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике;

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по макроэкономике.docx

— 486.14 Кб (Скачать файл)

способами:

1)  через кривую реального  ВВП;

2)  через кривую производственных  возможностей;

3)  с помощью модели совокупного  спроса  –  совокупного предложения  (модели AD-AS).

Эк. рост характеризуется прежде всего такими показателями, как валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД) и измеряется темпами роста или прироста этих показателей.  Более точным показателем благополучия страны, уровня благосостояния выступает величина реального ВВП на душу населения, т.е. относительный показатель, отражающий стоимость того количества товаров и услуг, которое не вообще производится в экономике, а приходится в среднем на одного человека.

Факторы эк. роста  – явления, обстоятельства и процессы, способные определять темпы и масштабы долгосрочного увеличения реального объема национального производства.  По способу воздействия на экономический рост их (факторы) можно различать как прямые и косвенные.


 

 

 

47)Неокейнсианские теории экономического роста.

Основное назначение моделей экономического роста в том, что на их основе осуществляются аналитические работы, и они позволяют  прогнозировать экономические процессы.

В  неокейнсианских  моделях  экономический рост исследуется с помощью инструментов и методов анализа кейнсианской школы динамических процессов. Под динамическим равновесием понимается равенство темпов прироста совокупного спроса и совокупного предложения. Основные модели были разработаны амер. экономистом Е.Домаром и англ. экономистом Р.Харродом. Общность предпосылок и целей исследования, близость результатов делают  модель Е.Домара и Р.Харрода похожими. Поэтому в науке их стали именовать как модель Харрода-Домара.


48)Неоклассические теории экономического роста.

Основное назначение моделей экономического роста в том, что на их основе осуществляются аналитические работы, и они позволяют  прогнозировать экономические процессы.

Неоклассическая модель  роста зародилась в 50-е годы ХХ столетия. На первый план в этой теории выдвигалась проблема достижения экономического роста за счет  технического прогресса. Методологической основой модели остались классическая, теория факторов производства и предельной полезности. Каждый из факторов создает свою часть стоимости. При этом сбалансированность экономического роста достигается только в свободной рыночной экономике. Важнейшими моделями в неоклассической теории выделяют модель производственной функции Кобба – Дугласа и Р.Солоу.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49)Проблемы и перспективы экономического роста в РБ.

Решающее влияние на темпы эк-ого роста в РБ оказывают следующие факторы: количество и качество природных и трудовых ресурсов; размеры и качество основного капитала; научно -технический прогресс и совокупный спрос общества.

Объективными факторами, сдерживающими  эк. рост в республике, являются:

  • ограниченность сырьевой и топливно-энергетической базы;
  • высокая ресурсоемкость экономики;
  • сильная зависимость от поставок сырья, материалов, топлива,
  • комплектующих изделий из России и других стран СНГ и др.

Особой формой осуществления стабильного  развития экономики,

поддержания сложившейся структуры и пропорций  является разработка и принятие гос. программ в соответствии с определенной на длительную перспективу стратегией устойчивого соц. и эк. развития страны.

На ближайшие годы определены следующие  приоритеты: наращивание экспорта товаров  и услуг; развитие транспортных и  коммуникационных услуг и соответствующей  инфраструктуры; активизация инновационной  и инвестиционной деятельности и  др.


 

 

 

 

 

 

50)Социальная политика: содержание, направления, принципы.

Социальная политика  -  это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами. Соц. политика строится на основе определенных принципов, основными из которых являются:

а) принцип соц. справедливости;

б) принцип индивидуальной соц. ответственности;

в) принцип соц. гарантий;

г) принцип всеобщности;

Основные  цели соц. политики:  обеспечение полной и

рациональной  занятости населения;  регулирование  доходов населения; социальные гарантии и социальная защита;  соц. партнерство;  защита здоровья нации; экологическая  безопасность.

Таким образом, соц. политика направлена на обеспечение 

соответствующих условий для удовлетворения потребностей, повышения благосостояния населения, адресной поддержки малообеспеченных групп населения, создание условий  воспроизводства рабочей силы и  др.


51)Уровень и качество жизни населения. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума(БПМ).

Уровень жизни  –    это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей.

Точкой отсчета при определении  жизненного уровня является

«потребительская корзина»  -  набор благ и услуг, удовлетворяющих

функциональные  потребности человека, в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в  стране, и реальных возможностей экономики.

Выделяют минимальный и рациональный уровень потребления.

В отличие от уровня жизни  качество жизни  оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как своеобразная интегративная оценка.  Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.

К основным показателям качества жизни  относятся: условия и безопасность труда; наличие и использование  свободного времени; состояние экологии; здоровье и физическое развитие населения  и т.д.

Результативность соц. политики проявляется  в системе соц. индикаторов  или  нормативов  -  количественных показателях  состояния и динамики соц. процессов  в обществе.

В Беларуси введен норматив, определяющий, какой денежный минимум необходим  человеку, чтобы выжить. Называется этот  норматив  –  бюджет прожиточного минимума (БПМ). Существует еще один норматив  – Минимальный потребительский бюджет(МПБ), который не следует путать с БПМ.

Минимальный потребительский бюджет(МПБ) представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 8 социально-демографических групп населения.

МПБ применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений  уровня жизни населения и усиления социальной поддержки нуждающихся  граждан.

 В настоящее время среднедушевой  МПБ семьи их четырех человек  служит основой для определения  права граждан на получение  льготных кредитов и субсидий  на строительство (реконструкцию)  или приобретение жилых помещений;  граждан, постоянно проживающих  и работающих в населенных  пунктах с численностью населения  до 20 тыс. человек, – льготных  кредитов на капитальный ремонт  и реконструкцию жилых помещений,  строительство инженерных сетей,  возведение хозяйственных помещений  и построек.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров РБ.

БПМ как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования  уровня жизни населения; оказания государственной  адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных  гос. социально-трудовых гарантий.


52)Доходы населения и проблемы их распределения. Кривая Лоренца

Доходы населения  – средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства.

Для измерения уровня неравенства  в распределении доходов используются так называемые кривая Лоренца и индексы Джини.

Для ее построения , на горизонтальной оси откладывают % семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной  — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей (рис.11.1)

Соединение долей в суммарном  доходе для различного % семей даст нам кривую Лоренца, показывающую степень  неравенства в распределении  доходов.

Для оценки дифференциации доходов  широко используется такой 

показатель, как децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53)Политика соц.защиты

Политика соц.защиты представлена в виде системы принципов, нормативов и мер гос-ва используемых для создания и регулирования условий по обеспечению защиты граждан в ситуациях соц.риска.

Соц.риск – риск возн. в обществе обстоятельств наносящих

сущ-ый ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам.

Принципы со.защиты: адресность, гуманность, всеобщность в сочетании с дифференциальным подходом к различным соц--дем-им слоям населения, гибкость системы, надежность и т.д.

Соц.защита осущ-ся в 2 формах: 1. натуральной(бесплатные обеды, обесп.одеждой) и 2. денежной(различные выплаты)

Методы соц.защиты-означают конкретные способы её реализации:

1. Соц.помощь,осущ-ая на безвозвозмездных либо льготных условиях, при трудном материальном положении, в условиях соц.риска; 
2.Соц.страхование –основное направление соц.защиты, предназначенное для материального обеспечения населения, в случае наступления соц.риска(бывает: обязательное и добровольное); как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка, в зависимости от их размера; 
3.Соц.поддержка- это способ защиты лиц с доходами ниже прожиточного минимума; 
4.Соц.обслуживание семьи и детей мед.услуги, труд.обслуживание. 
Соц.помощь- это оказание адресной поддержки гражданам нуждающимся в материальном содействии, связи с ухудшением их материального положения, семейного положения, возраста, состояния здоровья.


54)Хар-ка моделей соц.политики.

Выделяют  социал-демократическую модель  соц. политики,

которую  также называют  скандинавской. Модель базируется на следующих принципах: граждане имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; соц. услуги и сервис предоставляются на добровольных началах; соц. защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизнедеятельности; соц.защита  должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать соц. условия для всех групп населения. Социал-демократическая модель реализуется в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

Консервативная  модель  также имеет несколько названий:

континентальная европейская, институциональная. Тем  не менее, центральное направление  одно  -  упор на рынок и страхование. Модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее  соц. обеспечение, соц. обслуживание (соц. услуги) государство не организует. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

Либеральная  (американо-британская)  модель  также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия. Вместе с тем, она имеет ряд особенностей. Во-первых, предусматривает соц. обеспечение остаточного типа, т.е. граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, государство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за соц. обеспечение всех граждан. Подобная модель соц. государства характерна для США, Великобритании, Англии и Ирландии.


55)Социальная политика в РБ. ? (интернет)

Социальная политика – это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Информация о работе Характерные особенности макроэкономики как науки. Особенности макроэкономического анализа