Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:29, реферат
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный в товаре труд, проявляет себя в меновой стоимости, т.е. в сопоставлении одного товара с другим.
Сущность и функции цены как экономической категории
Система цен и их классификация
Факторы, влияющие на уровень цен
Ценовая конкуренция
Антимонопольное законодательство
Кубанский государственный университет
Институт начального и среднего профессионального образования
РЕФЕРАТ
Предмет: Экономика отрасли
Тема: Ценообразование в рыночной экономике
Специальность: Реклама
Студентка: Иванова Инна
Краснодар 2011
Содержание
Сущность и функции цены как экономической категории
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает.
Величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный в товаре труд, проявляет себя в меновой стоимости, т.е. в сопоставлении одного товара с другим.
Цена товара в условиях рыночных отношений является денежной формой стоимости товара, произведенного на соответствующих предприятиях. Цена, следовательно, выражает общественные отношения, свойственные гражданскому обществу. Поскольку стоимость товара формируется под непосредственным контролем со стороны общества на основе плановых нормативов затрат труда, то и цена товара также испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны общества в лице экономических органов.
Сущность цен с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях:
1) с помощью цен выявляется и измеряется стоимость товаров;
2) цена используется как средство стимулирования развития производства, стимулирования спроса и предложения товаров, исходя из условий производства и реализации товаров;
3) цена является средством, с помощью которого осуществляется перераспределение чистого дохода, воплощенного в стоимости товара;
4) цена является одним из действенных средств воздействия на покупателя с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением.
Первая функция цен дает возможность определить величину стоимости и отдельного товара и всего совокупного общественного продукта, национального дохода, объема реализации, а также стоимостное соотношение различных подразделений общественного производства, различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Стимулирующая функция проявляется через механизм приближения цен к общественно необходимым затратам труда. Цены, соответствующие общественно необходимым затратам труда, дают объективную информацию о затратах труда, о количественном значении этих затрат в сопоставлении с затратами на другие товары. В этом отношении цена, соответствующая общественно необходимым затратам труда, становится важным стимулирующим средством более рационального использования резервов производства в условиях хозяйственного расчета.
Распределительная функция цены выражается в том, что структура стоимости товара позволяет в зависимости от реализации товарных масс оставлять в распоряжении предприятия или торговой организации или перечислять государству определенную часть вновь созданной стоимости.
Функция перераспределения национального дохода с помощью цен наиболее ярко проявляется в ценах на различные товары, когда эти цены отклоняются от стоимости (детские товары, цены на некоторые виды продовольствия и цены на легковые автомобили, предметы роскоши и т. п.).
Цена используется в качестве средства установления оптимального баланса между спросом и предложением. Цель данной функции сводится к тому, чтобы сделать спрос важным условием, воздействующим на развитие производства, а также для формирования оптимального уровня потребления соответствующих материальных и духовных благ.
Сущность этой функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением может быть выявлено при определенном уровне цен. Эта функция играет очень большую роль в утверждении соответствия между стоимостью и ценой, если спрос и предложение будут уравновешены. Известно, что уровень цен будет отклоняться от стоимости, если производство товаров по объему не будет соответствовать общественным потребностям в нем.
Рассмотренные функции цен являются основными, осуществляются, как правило, во взаимопереплетении друг с другом и реализуются через различные виды цен. Общее количество самых различных видов цен исчисляется несколькими десятками названий, поэтому необходима не только их общая характеристика, но и классификация как системы цен.
Система цен и их классификация
Система цен характеризует взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Она обусловлена зависимостью предприятий, отраслей, производств. Изменение цен и тарифов в энергетике, транспорте, связи немедленно отражается в уровне других цен.
Можно выделить классификации цен по следующим признакам:
1) по характеру обслуживаемого оборота;
2) по способу установления и сфере регулирования;
3) по способу учета затрат и чистого дохода;
4) по срокам действия;
5) по методу включения
По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
1) цены промышленности (оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, по которым предприятия реализуют свою продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям);
2) цены сельского хозяйства, например, закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
3) цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;
4) транспортные цены и тарифы;
5) тарифы на платные услуги населению;
6) цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
По способу установления и сфере регулирования выделяют:
1) свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;
2) договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон;
3) цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-либо принудительные условия;
4) регулируемые цены и тарифы, устанавливаемые под контролем государства или субъектов Федерации.
Возможно установление фиксированных цен, предельных цен (нефть, газ), надбавок, предельных коэффициентов повышения действующих цен. Контролируются и регулируются цены на продукцию предприятий-монополистов.
По способу учета затрат и чистого дохода выделяют:
1) оптовые цены предприятия;
2) оптовые цены промышленности;
3) розничные цены.
По срокам действия выделяют:
1) твердые (постоянные), не изменяемые в течение всего действия контракта;
2) текущие, меняющиеся в рамках действующего контракта;
3) сезонные, действующие в рамках одного определенного периода;
4) скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.
По методу включения транспортных расходов в цену товара выделяют:
1) цена «франко-склад поставщика» (все расходы по доставке продукции несет покупатель);
2) цена «франко-станция отправления» (в цену продавец включает все расходы по доставке продукции на станцию отправления);
3) цена «франко-склад потребителя» (расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.
Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровня.
Отпускная цена предприятия - это цена, с которой товар выходит с предприятия. Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия.
Оптовая цена - это цена, которая включает в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую скидку.
Снабженческо-сбытовая наценка (наценки посреднических организаций) - это цена на услугу по снабжению и сбыту. Как всякая цена, снабженческо-сбытовая (оптовая) скидка должна возместить издержки снабженческо-сбытовых организаций (организаций оптовой торговли) и дать этим организациям прибыль.
Розничная цена - это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. Розничная цена отличается от оптовой цены торговли на величину торговой наценки.
Торговая наценка - это цена за услугу по реализации товаров конечному потребителю (населению). Она должна обеспечить возмещение затрат торговли (первая часть торговой скидки) и дать прибыль (вторая часть торговой скидки).
Факторы, влияющие на уровень цен
При
выборе ценовой стратегии
Потребители
товаров оказывают
1) взаимодействием законов спроса и предложения и ценовой эластичности;
2) неодинаковой реакцией
При
рыночном ценообразовании цены
на товары определяются их
собственниками. Государство может
регулировать цены только на
очень ограниченный круг
Свобода предприятий в ценообразовании ограничивается государством.
Установление
государством фиксированных
1) в виде государственных прейскурантных цен;
2) в «замораживании» рыночных свободных цен;
3) в фиксировании монопольных цен.
Регулирование
государством цен посредством
установления условий
1) фиксирования предельного уровня цен;
2) выделения максимума надбавок
или коэффициентов к
3) внедрения предельного
4) установления максимального
5) государственного контроля за монопольными ценами;
6) установления цен для
Государственное
регулирование цен
Независимо
от того, насколько обоснованы
эти фиксированные цены, они признаются
незаконными. Предприниматели,
Нарушением,
преследуемым законом,
На решение
по ценам влияют и участники
каналов товародвижения от
Оптовая и розничная торговля добиваются большей доли участия в ценообразовании, демонстрируя производителю свою роль как покупателя товара, ассоциируя рост прибыли с наиболее удачной и современной формой продажи.
Чтобы
достичь согласия всех
1) обеспечить соответствующую долю прибыли каждому участнику для покрытия его расходов и получения доходов;
2) предоставить гарантии оптовой
и розничной торговле в
3) предложить особые согласия, включающие
скидки с цены на определенный
период или бесплатную партию
товаров для стимулирования
Важным
элементом, влияющим на