Центральный Банк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении деятельности Центрального Банка России, его функций и инструментов и методов реализации денежно-кредитной политики в Российской Федерации.
Задачи работы включают:
рассмотрение истории становления ЦБ;
изучение основ деятельности ЦБ и сущности денежно-кредитной политики и роли ЦБ в ее реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития Центрального банка России………………………..…5
2. Цели деятельности и функции Центрального банка Российской Федерации…………………..……………………………………………………14
3. Денежно-кредитная политика Российской Федерации………..……….18
Заключение………………………………………………………………….........32
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Захара.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. История развития Центрального банка России………………………..…5
  2. Цели деятельности и функции Центрального банка Российской Федерации…………………..……………………………………………………14
  3. Денежно-кредитная политика Российской Федерации………..……….18

Заключение………………………………………………………………….........32

Список литературы………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую  играет денежно-кредитная политика в обеспечении развития государства и потребностью в совершенствовании правил и процедур разработки и реализации денежно-кредитной политики в России и приведении их в соответствие с текущим развитием мировых экономических процессов, изменением роли отечественной экономики в мире и внутренней экономической ситуации в стране.

Эволюция приоритетов  и основных направлений деятельности Банка России происходила на протяжении всего периода рыночных реформ и  приближения экономики России к  наиболее успешным развитым странам  мира. В течение всего этого периода денежно-кредитная политика Банка России была направлена на обеспечение необходимых условий для становления базовых институтов рыночной экономики и формирование благоприятной денежной среды, не препятствующей достижению высоких темпов социально-экономического развития.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России, далее в тексте работы БР, ЦБ РФ) - главный банк государства, эмиссионный центр, основное звено  кредитной системы, орган проведения денежно-кредитной политики, а также  банковского регулирования и надзора.

Будучи независимым  от государства банком, БР лишь уполномочивается последним осуществлять свою деятельность в интересах всего общества. Независимость  БР как и любого иного национального  банка является системообразующим  институтом для всего комплекса отношений, связанных с деятельность Банка России.

БР является органом, который во взаимодействии с Правительством РФ определяет и проводит единую денежно-кредитную  политику в Российской Федерации. Ее основными инструментами являются: процентные ставки по операциям БР; резервные требования; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.

БР осуществляет банковское регулирование и надзор. Он устанавливает одинаковые для кредитных организаций правила совершения банковских операции, ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности, осуществляет надзор за деятельность кредитных организаций.

Являясь эмиссионным  центром, БР осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение и изъятие из обращения.

Объектом работы выступили  текущие процессы в финансовом секторе  экономики России и деятельность Банка России по реализации основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики.

Предметом работы является механизм разработки и реализации денежно-кредитной  политики в современных условиях и деятельность Банка России и  в этом процессе.

Цель работы заключается  в изучении деятельности Центрального Банка России, его функций и инструментов и методов реализации денежно-кредитной политики в Российской Федерации.

Задачи работы включают:

рассмотрение истории  становления ЦБ;

изучение основ деятельности ЦБ и сущности денежно-кредитной  политики и роли ЦБ в ее реализации.

Основная часть работы состоит из четырех глав, в каждой из которых последовательно решаются поставленные задачи.

 

 

 

 

 

  1. История развития Центрального банка России

 

Некоторые функции  центрального банка в России начал  выполнять созданный в 1860 г. Государственный банк России. Он находился в прямом подчинении министра финансов и наряду с функциями центрального банка выполнял функции коммерческих банков. После национализации коммерческих банков в 1917 г. и их слияния с Государственным банком России последний был переименован в Народный банк РСФСР и передан в ведение Наркомфина. В 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен, а право денежной эмиссии передано Наркомфину1.

В 1921 г. был создан Государственный  банк РСФСР, который в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР, находившийся в прямом подчинении Правительства.

Госбанк СССР до банковской реформы 1987 г. являлся единым эмиссионным, кассовым, кредитным и расчетным центром страны, выполняя в отличие от центральных банков промышленно развитых стран (для которых была характерна двухуровневая банковская система) функции, присущие как центральному, так и коммерческим банкам. С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданы государственным специализированным банкам. Реформа 1987 г., таким образом, может рассматриваться как первый шаг на пути создания двухуровневой банковской системы.

Госбанк СССР осуществлял  монопольно эмиссию наличных денег, централизованное плановое управление денежно-кредитной системой, контроль за всеми основными направлениями деятельности государственных специализированных банков, организацию расчетов между ними, кассовое исполнение бюджета.

При этом сохранялись государственная  монополия банковского дела и строгая централизация управления кредитом. Госбанк СССР разрабатывал сводные кредитные планы распределения ресурсов и кредитных вложений по банкам, устанавливал предельные размеры процентной ставки специализированных банков, участвовал в определении состава объектов кредитования, условий выдачи и погашения кредитов, мер кредитного воздействия на ссудозаемщиков.

Центральный банк в Российской Федерации был создан после обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а в апреле 1995 г. — в Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Правовой статус, функции, принципы организации и  деятельности Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации2, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»3, а также Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности»4.

Функции и полномочия, предусмотренные законодательством, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Уставный капитал (в размере 3 млрд. руб.) и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

В соответствии с целями и в порядке, установленными законодательством, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Несмотря на то, что Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства Российской Федерации. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Налоги и сборы уплачиваются Банком России в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Нормативные акты Банка России по вопросам, отнесенным к его компетенции российским законодательством, обязательны для органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться ему для заключения.

Банк России подотчетен лишь Государственной думе Федерального Собрания РФ, которая: по представлению Президента назначает сроком на четыре года Председателя Банка России; по представлению последнего, согласованному с Президентом РФ, назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров; направляет и отзывает представителей Государственной думы в Национальном банковском совете; рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение; рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение; принимает решение о проверке Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его структурных подразделений (на основании предложений Национального банковского совета); проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей; заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

В то же время  Банк России тесно связан с Правительством РФ.

Он участвует в разработке экономической политики. Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Подобно центральным банкам других стран, Банк России является одновременно банком и государственным органом.

Законом о Банке  России 2002 г. существенно расширены  полномочия Национального банковского совета — коллегиального органа Банка России. Из 12 членов Национального банковского совета два направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ, три — Государственной думой, три — Президентом РФ, три — Правительством РФ. В состав Совета входит также Председатель Банка России.

В компетенцию  Национального банковского совета включены в частности: рассмотрение годового отчета Банка России, вопросов совершенствования банковской системы России, основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и их проекта; назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов; ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров Банка России по основным вопросам деятельности банка; внесение в Государственную думу предложений о проведении проверки Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его учреждений.

В Совет директоров Банка России входят Председатель Банка  и 12 членов, работающих на постоянной основе в Банке России. Он выполняет, в частности, следующие функции: во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и их проект, обеспечивает их выполнение; устанавливает обязательные нормативы для кредитных организаций и банковских групп; определяет величину резервных требований; принимает решения об изменении процентных ставок Банка России; определяет лимиты операций на открытом рынке; устанавливает порядок формирования резервов кредитными организациями; вносит в Государственную думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России; определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации; устанавливает правила проведения банковских операций и правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы России.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банк России. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Говоря о  структуре управления Банка России следует отметить, что она образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые и вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Центральный аппарат состоит из департаментов, которые можно подразделить на департаменты, обеспечивающие реализацию основных функций Банка России (сводно-экономический, иностранных операций, валютного регулирования и валютного контроля, операций на открытом рынке, банковского регулирования и надзора, лицензирования деятельности кредитных организаций и их финансового оздоровления, платежных систем и расчетов, эмиссионно-кассовых операций и т. п.), и департаменты, сопровождающие деятельность самого Банка России (юридический, административный, финансовый, информационных систем, внутреннего аудита и ревизий, внешних и общественных связей и т. п.). Вопросами международного сотрудничества занимается департамент международных финансово-экономических отношений. В рамках центрального аппарата действуют также Главное управление безопасности и защиты информации и Главное управление недвижимости.

Информация о работе Центральный Банк