Цикличность развития рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение цикличности развития рыночной экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе имеющейся литературы определить фазы экономического цикла;
- рассмотреть «длинные волны» экономических циклов учения;
- определить причины циклического развития рыночной экономики;

Содержание

Введение Стр. 2
I. Цикличность развития рыночной экономики Стр. 4
1.1. Цикличность как форма движения рыночной экономики.
Типы цикличности Стр. 4
1.2. Фазы и циклы. Динамика экономических показателей Стр. 8
1.3. Воздействие государства на экономические циклы и кризисы Стр. 11
1.4. Инвестиции и цикл Стр. 14
а) Принцип акселерации и основная причина цикличности развития
экономики.
б) Проблема циклов и кризисов в отечественной экономике.
II.
2.1. Государственное антициклическое регулирование . Стр. 23
2.2. Анализ состояния российской экономики в процессе рыночных
отношений Стр. 33
Заключение Стр. 35
Общие выводы по всей работе Стр. 37
Список литературы Стр. 39

Вложенные файлы: 1 файл

Сама курсовая.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)
  1. бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства);
  2. налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

 
Сторонники неконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят объем денежной массы и его регулирование.  
По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.  
Несмотря на различия указанных двух направлений регулирования экономики, есть общее понимание, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом политика государства, направленная на сглаживание амплитуды циклических колебаний.  
В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

  1. снижение ставок налога;
  2. предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;
  3. проведение политики ускоренной амортизации.

 

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства. Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос представлена на рис.5.  
Спрос,  предложение 

 

 
  
ІЧі N2  
Национальный доход 
 
Рис. 5. Воздействие государства на совокупный спрос (политика стимулирования деловой активности)  
Рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня №1 до №2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс - увеличение национального дохода.  
Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.  
Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. ЕЕ цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.  
Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.  
Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис. 6).  
 
Спрос,  
предложение 

 

 
  
Рис. 6. Воздействие государства на совокупный спрос (политика сдерживания деловой активности)  
Снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.  
В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры:              повышение 

процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика "дорогих денег" может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.  
В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики - стремится сдерживать деловую активность (рис.  
7). 
 
Время  
("перегрев") 

 
  

Конъюктура  
Рис. 7.

Воздействие государства: политика экспансии; ^ - политика  
сдерживания  
График на рис.              7, с точки зрения неокейнсианской модели,  
свидетельствует о том, что, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию - снижением расходов и повышением налогов в период подъема.  
Вместе с тем, приведенный выше график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, а сама система (направление воздействия политики) остается без изменений.  
Таким образом, нами были рассмотрены лишь общие ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла. 

В период с 2000 по 2007 гг. Россия стала одним из наиболее быстро растущих регионов мира. В целом, за последние годы основные экономические показатели динамики российского национального хозяйства значительно превышали темпы роста мировой экономики. Темы роста основных макроэкономических показателей были довольно значительнвми, что видно из таблицы 1.

 

Таблица 1.

Динамика основных экономических показателей в 2005-2007 гг., в % к предыдущему году8

Экономические показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Валовой внутренний продукт

106,2

106,7

108,0

Индекс промышленного производства

104,0

103,9

106,0

Продукция сельского хозяйства

102,0

102,8

103,0

Оборот розничной торговли

112,0

113,0

115,0

Внешнеторговый оборот, в том числе

132,6

127,0

124,8

зкспорт товаров

134,6

125,0

114,6

импорт товаров

128,9

130,8

135,0

Инвестиции в основной капитал

110,5

113,5

120,0

Индекс потребительских цен

112,7

109,7

112,0

Золотовалютные резервы ЦБ, млрд.долл.

175,0

300,0

479,4

Объем стабилизационного фонда, млрд руб.

522,3

2180,0

3859,0


 

Судя по сводкам официальной статистики, страна переживала один из самых благополучных периодов в нашей новейшей истории. Рост доходов от экспорта обеспечивает поддержание спроса на внутреннем рынке и общего экономического роста. ВВП страны устойчиво растет на протяжении последних восьми лет (см.табл. 2 и рис.1). Эту картину дополняет бурный приток иностранных инвестиций, обозначившийся в последние годы.

Таблица 2 Динамика ВВП9

 

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Валовой

внутренний продукт(млрд.руб.)

13 243,2

17 048,1

21 625,4

26 903,5

33 111,4

41 668,0


 

Рис.1 Темпы роста валового внутреннего продукта России (ВВП России), % к аналогичному периоду предыдущего года10

 

По размерам ВВП, рассчитанного по обменному (текущему) курсу, Россия занимает десятое место в мире (1,27 трлн долл.), опережая такие страны, как Италия, Бразилия и Франция. Парадокс заключается в том, что через 16 лет российская экономика наконец-то не только достигла уровня 1991 г., но и превзошла его на 10%. При этом на постсоветском пространстве Россия — далеко не первая страна, экономика которой превзошла уровень 1991 г. Его превысили Латвия. Эстония, Белоруссия, Казахстан и Литва (причем некоторые из них — в полтора-два раза).

Между тем, Россия лидирует среди стран G8 по темпам роста ВВП, но отстает от Китая и Индии. Кроме того, наша страна лидирует в «восьмерке» и по росту расходов на конечное потребление, росту промышленного производства.

Валовой внутренний продукт представляет собой комплексную характеристику эффективности действующей модели экономики. Рост этого показателя сам по себе ничего не говорит о качестве экономического развития. Необходимо учитывать и структуру ВВП, поскольку его объем складывается из стоимости произведенных товаров, услуг и налоговых поступлений.

Если в 1991 г, значительная часть ВВП РФ приходилась на товары — 60,5%, то по результатам 2007 г. товарная часть составила всего лишь 35,3%. За этот же период доля услуг в ВВП выросла с 32,6 до 51,9%. Налоговые поступления увеличились, но незначительно (на 4,8%). То есть за 16 лет реформ абсолютная величина национального ВВП практически не изменилась (1,27 трлн долл в 2007 г. и 1,22 трлн долл в 1991 г.). Произошло лишь его перераспределение — увеличилась доля услуг. Товарная составляющая ВВП является приоритетной. По ней можно судить о состоянии производства, уровне научно-технического прогресса, возможностях государства выполнять свои социальные функции, строить прогнозы и выстраивать долгосрочную политику11.

В 2007 г. объем промышленного производства составил всего 90,8% к уровню 1991 г. Наихудшие результаты в промышленности (ниже средней величины 90,8% к уровню 1991 г.) были продемонстрированы в производстве кожи, изделий из нее и обуви (24,7%), текстильном и швейном производстве (25,2%), выпуске машин и оборудования (46,8%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (47,6%), производстве транспортных средств и оборудования (53,9%). Как и в предыдущие годы, основной объем производства (более 60%) пришелся на сырьевые отрасли, включая отрасли, связанные с начальным переделом (рис. 2).

Россия занимает первое место в мире по производству природного газа и добыче нефти; третье место по выплавке чугуна и производству пиломатериалов; четвертое по добыче бурого угля, производству стали, готового проката черных металлов, выпуску минеральных удобрений; пятое по добыче железной руды и вывозу деловой древесины. Доля промышленных изделий в общем объеме производства составляет менее 20%, при том, что даже в 1996-1998 гг. этот показатель не опускался ниже 23%. По данным статистики, количество образцов новой техники сократилось на 20%, а доля принципиально новых видов продукции в общей товарной продукции машиностроения упала с 3 до 1,6%12.

 

Рис.2 Структура ВВП России, 2007 г.13

 

В период до 2008 г. Россия активно участвовала в международном движении капитала. Правительство создавало благоприятные условия для привлечения инвестиций в экономику. Россия стала более привлекательной для иностранных портфельных инвесторов, увеличились прямые иностранные инвестиции, российский бизнес начал активную зарубежную экспансию (более подробная информация в приложении 1).

По состоянию на конец 2008г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 264,6 млрд.долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе – 51,6% (на конец 2007г. – 50,2%), доля прямых составила 46,3% (46,7%), портфельных – 2,1% (3,1%).

Немаловажную для России роль играет направленность данных иностранных инвестиций по отраслям промышленности (см. приложение 2).

Структура инвестиций по отраслям промышленности не претерпела особых изменений. Как и в предыдущие годы, половина капиталовложений приходится на компании по добыче полезных ископаемых (17,3%), транспорт и связи (26,9%) и электроэнергетику, большая часть которых контролируется государством. Только 15% новых капиталовложений направляется в обрабатывающую промышленность. Это говорит о том, что в России развиваются только те отрасли, которые приносят инвесторам высокий доход. К таким отраслям относятся нефтедобывающий комплекс, автомобильный сектор, связанный с размещением иностранных заводов по сборке автомобилей.

Удельный вес инвестиций в основной капитал машиностроения на протяжении 2000-2006 гг. остается на крайне низком уровне (в среднем 2,5%), тогда как удельный вес инвестиций в добычу топливно-энергетических ресурсов составляет 14%, что почти в 6 раз больше.

При этом удельный вес расходов на инновации в общей сумме инвестиций в обрабатывающих отраслях значительно выше, чем в добывающих. В машиностроении расходы на инновации составляют более половины всех капиталовложений (57%), тогда как в добыче топливно-энергетических ресурсов — всего лишь 2%14.

Другой макроэкономической сферой деятельности является внешнеторговая деятельность предприятий.

Начиная с 2001 г. внешнеторговый оборот России растет быстрыми темпами. Стоимостной объем экспорта по итогам 2007 г. превысил 392 млрд долл., увеличившись на 28,9% по сравнению с 2006 г., а импорта — 222 млрд долл (рост 35%). Однако эта величина составляет не более 2% экспорта США, 3% — Японии и Германии, 7% — Франции и Великобритании.

Информация о работе Цикличность развития рыночной экономики