Человеческий капитал: понятие и роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Развитие информационной экономики существенно изменило место и роль человека в условиях нового типа хозяйствования. Умения и способности человека вышли на первый план в общественном производстве. Человеческий капитал на сегодняшний день играет важную роль в экономике страны. За счет развития человеческого капитала можно увеличить конкурентоспособность страны, повысить эффективность производства, также его развитие способствует экономическому росту страны. Переход на инновационный путь развития невозможен без привлечения человеческого капитала.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы человеческого капитала
1.1 Понятие и сущность человеческого капитала
1.2 Виды человеческого капитала
1.3Основные положения концепции человеческого капитала
Глава 2. Инвестиции в человеческий капитал(на примере России)
2.1 Особенности развития человеческого капитала в России
2.2 Пути повышения роста человеческого капитала в России на примере научной сферы
Глава 3. Проблемы и пути их решения использования человеческого капитала
3.1 Основные проблемы использования человеческого капитала в современной РФ
3.2 Пути повышения эффективности использования человеческого капитала
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

chelovechesky_kapital.docx

— 72.34 Кб (Скачать файл)

 Не стоит оставлять без внимания такой аспект как мотивация человека на качественный и высокопроизводительный труд.

 Методы морального поощрения сотрудников могут проявляться в общественном признании, повышении сотрудника по должности, тренинги, создании благоприятного психологического климата.

 Среди экономических методов мотивации можно выделить материальное стимулирование, которое подразумевает премии, оплачиваемые отпуска, оплату труда, льготное питание и многое другое.

 Таким образом, существует ряд проблем, мешающих эффективному использованию человеческого капитала. Однако у нашей страны есть возможность улучшить данную ситуацию. Для этого необходимо активное государственное регулирование. Реализация государством предложенных мер должна благотворно сказаться на эффективности использования человеческого капитала. Важным элементом также остается мотивация, сочетающая в себе различные методы стимулирования работников на качественный труд. Так, благодаря правильной государственной политике и стимулированию работников человеческий капитал России может быть использован в полную силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 В самом общем смысле человеческий капитал – это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.

 Таким образом, человеческий капитал – термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в 1960 г.

 Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование пришлось на 50–60-е годы нынешнего столетия. Видные представители школы «человеческого капитала» – Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными. В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и оборудование.

 Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

 Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5–15%

 На  сегодняшний день в России на фоне победного шествия Америки в политической, экономической и военной областях все чаще высказываются мнения о неэффективности российского образования якобы неспособного обеспечить желанный прорыв, о необходимости реформировать нашу систему образования по образу и подобию американской.

 К сожалению, сегодняшняя российская наука, также как и высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют выдающихся результатов. В значительной степени это связано с тем, что последние 15 лет Россия переживала болезненный трансформационный период. Кроме того, сложившаяся в советский период система прикладной науки (при весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях.

 Поэтому в настоящее время в условиях относительной стабилизации макроэкономических показателей остро стоит проблема реформирования системы образования, науки и стимулирования инноваций.

 Для реализации этих целей в конце 2004 г. – начале 2005 г. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.

 Это свидетельствует о том, что политика в сфере науки и инноваций будет являться одним из приоритетов.

 

 

 

 

 

 

 

         Список используемой литературы

 

  1. Генкин Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика), Москва: Норма: ИНФРА-М, 2011г
  2. Гузакова О.Л., Фурсик С.Н., Андронович С.А., Жилина Е.А. Качество человеческого капитала как фактора экономического роста, Вологда: ВГПУ, 2011г
  3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / М.: Весь Мир, 2011г
  4. Капелюшников Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы: критический анализ. М.: Наука, 1981г
  5. Капелюшников Р. И. Теория человеческого капитала, аннотация 98
  6. Капелюшников Р.И. Человеческий капитал России // Материалы Третьей летней школы по экономике труда. Москва. 5-11 июля 2009.
  7. Корчагин Ю. А. Эффективность и качество национальных человеческих капиталов стран мира. – Воронеж.: ЦИРЭ, 2011. 6c
  8. Лаврова Л.А. Экономический рост и человеческий капитал, Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009г
  9. Лексин В. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России// Российский экономический журнал. -- 2003. -- № 9-10. -- С. 77-78.
  10. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011)
  11. Самородова Е.М. Человеческий капитал: особенности функционирования, накопления, использования, СПб: Инфо-да, 2008, 87 с.
  12. Соболева И. Парадоксы измерения человеческого капитала //  Вопросы экономики. – 2009. —  № 9. — С. 5-7. 7
  13. «Экономическая теория» Николаева И.П, 2002 г.
  14. «Экономическая теория» – учебное пособие. Грязнова А.Г., Соколинский В.М., изд 2-е, 2008г.

 


 



Информация о работе Человеческий капитал: понятие и роль в современной экономике