Честность и доверие в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:10, доклад

Краткое описание

Во всех странах честность и доверие всегда играли важную роль в общественном развитии, но особенно велико их значение в переходной экономике. Вот почему международный междисциплинарный научный институт Коллегиум Будапешт инициировал широкомасштабное исследование этой проблематики1. Представители различных научных дисциплин из 17 стран - экономисты, политологи, социологи, юристы, философы и антропологи - собрались для обмена опытом и изложения своих идей. Данная статья основана на результатах упомянутого исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

doverie.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Задачи, стоящие перед постсоциалистическими странами, можно объединить в две группы в зависимости от требуемой быстроты их решения и условий, доставшихся в наследство от прошлого.

К первой группе относятся законодательные, судебные и институциональные задачи. Они касаются построения правового государства согласно нормам политической демократии и рыночной экономики, в которой доминирует частная собственность. Это обеспечит укрепление доверия экономических агентов, защиту граждан от произвола чиновников и возникновение государства, достойного доверия его граждан.

Какое наследство в этой связи досталось нам от социализма? Конечно, в рамках консолидированной социалистической системы нельзя говорить о сохранении революционного неправового государства. Напротив, здесь каждое действие регулируется миллионами норм и инструкций. Эту плотную "ткань" не удалось разорвать несколькими смелыми ударами меча в 1989-1990 гг. В ряде стран (таких, как Румыния) наблюдались исключительные события, но для региона в целом был характерен мирный переходный процесс. "Ткань" юридического устройства была распущена и вновь сплетена часть за частью во многих мелких деталях. Это не так заметно, но более эффективно и приемлемо. Все прежние нормы сохраняли свою силу, пока их не пересматривали индивидуально. Некоторые прежние законы надо было полностью изменить или заменить новыми. Нужно было принять много новых законов, чтобы регулировать действия и отношения, которых не было при социализме. Сотрудник Европейского банка М. Райзер - один из участников нашего проекта - представил статистические данные, подтверждающие, что чем дальше продвинулись институциональная и законодательная реформы, тем лучше работает государственная администрация и тем выше оценивается деятельность судов, тем сильнее взаимное доверие между деловыми партнерами.

Построение правового государства может достигнуть стадии, когда указанная задача будет в основном выполнена. В этом смысле постсоциалистическое государство может догнать страны, в которых уже функционирует современное, демократическое правовое государство, развивавшееся без перерывов на социалистические эксперименты. Несколько постсоциалистических стран уже находятся на такой стадии: Венгрия, Польша, Чехия, Словения и страны Балтии. Другим странам еще далеко до создания зрелой, демократической конституционной демократии, они прошли, наверное, лишь половину пути. Это относится к большинству прежних советских республик, особенно на западе и юге бывшего СССР. Но даже применительно к ним можно точно определить, какие законодательные и институциональные задачи могут и должны быть решены в обозримом будущем.

Это, конечно, не означает окончательного завершения процесса. Потребность в совершенствовании существующих законов и развитии институтов сохранится. Под влиянием развития науки и технологии, сдвигов в структуре населения, перемен в окружающем мире и др. возникают новые законодательные и институциональные задачи. В этом смысле данный процесс бесконечен. Тем не менее большую часть работы нужно сделать в начале переходного периода. Такую задачу нельзя решить методами шоковой терапии или в спешке. Здесь следует действовать постепенно, в течение нескольких лет. Однако по историческим меркам требуемый период времени не такой большой -10-20 лет. После того как задача будет более или менее решена, остается только "ремонтировать" и "обновлять" правовое государство.

Вторая группа включает иные задачи. Важнейшая из них связана с менталитетом людей. Вначале необходимо преодолеть наследие прошлого. При коммунистическом режиме в сознании людей сформировалось странное сочетание доверия и подозрительности. Я доверяю другу, но я не знаю, кто из не входящих в круг моих ближайших друзей является стукачом. Я с подозрением отношусь к любой организации партии-государства, будь то полиция, налоговая служба или местный совет. Люди включаются в многочисленные сети доверия. Если что-то является дефицитом, это можно достать при помощи другого члена такой сети, а не посредством заключения честных сделок по справедливой цене. Обман государства не считается постыдным делом. Напротив, он рассматривается как политический акт гражданского мужества, часто совершаемый взрослыми, которые учат этому и детей. Затем наступили 1989-1990 годы. Разве можно было ожидать, что подобные глубоко укоренившиеся привычки легко исчезнут?

В середине 1990-х годов я как-то слушал радиопередачу, ведущий которой просил слушателей привести примеры того, как им удавалось обхитрить таможенные органы при возвращении из отпуска, проведенного за границей. Люди звонили один за другим, хвастаясь тем, как они сумели нарушить закон и обмануть государство. Конечно, подобное случается и в самых законопослушных странах. Главное отличие заключается не в частоте случаев обмана таможенников, а в социальной приемлемости такого поведения. Ведущий радиопрограммы в США или Норвегии не мог бы задать указанный вопрос, а нарушители таможенных правил не стали бы этим хвастать. Везде существует уклонение от уплаты налогов, но в странах с развитыми демократиями люди испытывают чувство стыда и не кичатся таким поведением в обществе.

Процесс постсоциалистического перехода принес с собой нравственную путаницу. В умах многих людей все еще сохраняются принципы старой морали, в то время как другие испытывают одновременное воздействие и старых, и новых принципов, хотя они совершенно не сочетаются. Приведем один пример. Люди часто не знают, как относиться к тому, что доходы и богатство их сограждан увеличились. Один из участников проекта А. Оркени и его соавторы исследовали этот феномен на примере стран Восточной Европы и ряда иных государств13. Респондентов спрашивали, какие факторы объясняют богатство других людей. В каждом случае предлагалось несколько возможных факторов, таких, как упорная работа, связи и бесчестность. Нигде респонденты не отказывались называть какой-либо из факторов, но в странах Восточной Европы намного большее число респондентов отмечали личные связи и, к сожалению, бесчестность как источники богатства. Это ярко характеризует менталитет людей, живущих в данном регионе. Они никак не могут смириться с тем, что кто-то сумел честно заработать много денег, хотя подобное характерно для капиталистической системы.

Изменить менталитет людей за пару десятилетий вряд ли удастся. Скорость данного процесса существенно зависит от качеств индивидуума. На самом деле этот процесс заметно ускорится, когда старое поколение уступит место новому, которое формируется совсем в иных условиях и чьи моральные нормы и модели поведения складываются под воздействием других влияний.

Это не означает, что нужно просто ждать, пока время не расставит все по своим местам, и пассивно смотреть на то, как в обществе распространяются бесчестность и угнетающая неуверенность. Главные задачи - воспитание и образование населения - надо решать в семьях, школах и институтах. Много пользы (но и вреда) могут принести пресса и телевидение. На поведение людей влияют слова и поступки любой публичной фигуры и руководителя на работе.

Вряд ли можно решить эту задачу раз и навсегда. Хотелось бы пожелать всем гражданам постсоциалистических стран терпения и стойкости, которых она требует

 



Информация о работе Честность и доверие в переходной экономике