Шпаргалка по "Истории экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории экономических учений"

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY.docx

— 341.06 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 1 (1ый блок)

1.Объект  исследования истории экономических  учений. Исторический контекст развития  экономической мысли, его историко-хозяйственный,  историко-методологический и культурный, историко-идеологический и внутри-научный  аспекты. Предмет и метод истории экономических учений:

История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук.  Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несет самостоятельную нагрузку. История экономических учений - это хронологическое описание процесса возникновения, формирования и развития научной теории, анализирующей основы экономической жизни общества.

История экономических учений изучает  под влиянием каких условий складываются взгляды на экономическую действительность, как меняется трактовка базовых  экономических категорий и совершенствуются методы экономических исследований, таким образом, объектами истории экономических учений является история теории экономической мысли, а также, история экономической политики и идеологии.

Анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи, начиная с рабовладельческого общества.  При изучении этой науки следует различать кумулятивный и эволюционный взгляды на историю экономических воззрений.  Согласно кумулятивному взгляду, более поздние экономические теории являются улучшением старых.  В них решаются некоторые не решенные ранее задачи, устраняются ошибки предшественников, формулируются новые проблемы.  Поэтому старые теории нужны в основном для улучшения понимания новых.

Другой, эволюционный, взгляд исходит из того, что закономерности экономической жизни не остаются неизменными, они существенно модифицируются во времени.  Поэтому в исторически разное время экономисты изучают различную экономическую реальность и новые экономические теории не могут быть простым улучшением старых.  Результаты эволюционных изменений обычно непредсказуемы.  Поэтому то, что не представляет особого интереса в одно историческое время, может представить значительный интерес в другое.  И тогда старая экономическая идея может оказаться неожиданно привлекательной для тех, кто пытается создать новые модели для новых способов экономического поведения.

История экономических учений будет в этом случае пониматься не как процесс последовательных улучшений, а как набор возможных альтернативных способов объяснения, ценность которых изменяется с течением времени.  Эволюционный метод предпочтительнее по сравнению с кумулятивным.

Метод изучения экономических  учений основан на экспериментах, обработке фактов путем индукции или дедукции с применением анализа и синтеза.  Однако поскольку эксперименты в экономике носят ограниченный характер, а темпы эволюционных изменений значительно превосходят темпы изменений в природе, в данном предмете особенно важны статистическо-временной и историко-модельный подходы.  История экономических учений имеет самую тесную связь с экономической теорией.

Предметом истории экономических  учений является процесс возникновения, развития и смены экономических  воззрений различных идеологов  социальных групп, школ, течений идеологов. Фигурально выражаясь, история экономических  учений – это «научающее отражение  отражения». При этом взгляды и  течение экономической мысли, как  правило, бывают трех типов: исторический; критический и логический.

 

 

 

2. Экономическая мысль в восточных деспотиях:

Экономико-специфическая сфера  человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого  общества. В процессе своей хозяйственной  деятельности первобытные люди накапливали  производственный опыт, приобретали  навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена  экономические представления людей  являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические  представления древних народов  облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов  цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций.

В странах Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную  основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной  регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место  отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных  рабовладельческих хозяйств и регламентации  нарождавшихся товарно-денежных отношении.

Одним из древнейших центров человеческой цивилизации был регион Месопотамии, где во II тысячелетии до нашей  эры возникло могущественное Вавилонское  царство, достигшее своего расцвета в период правления царя Хаммурапи /ХУIII в.до н.э./При нем был разработан сборник законов, известный под  названием "Кодекса Хаммурапи", являющийся ценным источником дающим представление об экономической  мысли той эпохи. В этом своде  законов была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных  отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения  аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства.

Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства  и экономическую жизнь Древней  Индии в IV- III вв., является знаменитый трактат "Артхашастра". В переводе с языка санскрит это название означает науку о материальной выгоде под которой понималось пополнение государственной казны. В этом, утверждается в трактате, состоит главная цель экономической политики государства. Основным источником государственных  доходов в трактате называются прибыль  от царских хозяйств и различные  налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны  признается также торговля, которая  рассматривалась как объект государственной  регламентации. В частности, фиксировалась  норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена. В  целом, "артхашастра" характеризует  довольно высокий уровень общественного  развития Древней Индии и характерные  черты экономической мысли в  этой стране.

В Древнем Китае основные течения  общественной жизни оформились в IV- III вв. до н.э. Своеобразие экономической  мысли древнекитайского общества этого  периода наиболее полно отразилось в коллективном трактате "Гуань-цзы", написанном в IV в. до н.э. Авторы этого  трактата, руководствуясь желанием умножения  богатства государства и удовлетворения потребностей его населения, уделяют  большое внимание экономической  политики государства, высказываются  за регулярное влияние ее на хозяйственную  жизнь страны. С этой целью они  разработали систему государственного регулирования экономики, которая  включала такие меры как регламентация  труда земледельцев, ремесленников  и торговцев, "усиление земледелия" путем более равномерного распределения  земельных участков, определения  их плодородия, установления налогообложения  с учетом качества земли, предоставления крестьянам кредитов и т.д. Большое  значение авторы трактата придавали  использованию государством товарно-денежных отношений в целях регулирования экономики. Они сформулировали принцип "уравновешивания хозяйства" путем создания государственных зерновых фондов в целях стабилизации цен на хлеб. Рассматривались в трактате и вопросы налогообложения и денежного обращения. В целом, трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая.

3. Экономическая мысль в Древней Греции и Рим:

Экономическая мысль Древнего мира получила значительное развитие в античную эпоху-период завершения формирования рабовладельческого способа производства и утверждения рабства в его  классической или античной форме. Наибольшее развитие экономические отношения  этой эпохи получили в Древней  Греции и Древнем Риме. Важнейшими экономическими проблемами периода  античности, нашедшими отражение  в древнегреческих и древнеримских  письменных памятниках, являлись: обоснование  преимуществ и незыблемости устоев натурального хозяйства, обоснование  законности и справедливости рабства, организация и управление частным  рабовладельческим хозяйством, наконец, разработка ряда проблем товарного  хозяйства.

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима первоначально не отделяется от других форм мышления от общества и отделить первые ее проявления невозможно.

«Экономика» - слово древнегреческого происхождения, в переводе означает «домоводство» - впервые встречается  у древнегреческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, посвященных  разумным правилам ведения домашнего  хозяйства и земледелия. Этот смысл  сохранялся в течение веков.

Экономическая мысль - предполагает обобщение, абстракцию, т. е. экономический анализ. Первым, кто подверг анализу экономические  явления и попытался выявить  закономерности стал древнегреческий  мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н. э.) Его можно назвать первым экономистом  в истории науки. Экономические  воззрения Аристотеля получили развитие в экономической мысли средневековья. Оно покоится на так называемых догмах Аристотеля. В своей Nicomachean Ethics Аристотель утверждал, что меновая стоимость  или договорная справедливость требует  обмена эквивалентов. Аристотель поставил проблему, которая стала центральной  для экономистов на протяжении столетий и до сих пор является предметом  дискуссий, которая формулируется: «Чем определяются пропорции обмена товаров» (что делает товары сравнимыми). Это разделило экономистов на сторонников трудовой теории стоимости  и сторонников различных вариантов  теории. Последние считали стоимость  категорией субъективной и выводили ее оценивая полезность товара.

В трудах Аристотеля можно найти  зачатки и как первой, так и  второй теории стоимости. Аристотель сформулировал  проблему (четко сформулировать проблему - на половину решить ее). Аристотель провел анализ капитала, при этом он разделил капитал на торговый и денежный. Для анализа капитала Аристотель ввел понятие «хрематистика» («хрема» - «имущество» (греческое) - извлечение прибыли, накопление богатства). Аристотель считал эту деятельность (накопление богатства) противоестественной, отрицательной, относящейся к ростовщичеству. Его  волновал вопрос «о справедливой цене». Экономические и этические проблемы Аристотель не рассматривал порознь  в отличие от древнеримских мыслителей, которые экономические проблемы отделяли от этических.

Древнеримские мыслители исследовали  практические вопросы организации  крупного хозяйства рабовладельческого типа. Представителем этого типа является Марк Катон (234-149 вв. до н. э.). Он ввел критерии выбора земли для организации  хозяйства, также дал рекомендации по определению структуры угодий (шкала доходности отраслей сельского  хозяйства), по организации подневольного  труда. Катон считал, что «хозяйский глаз» является важным фактором организации  труда в поместье.

Ю. Колумелла (1 в. до н. э.) в истории  античной мысли поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства. Условием интенсификации хозяйства  считал реорганизацию рабского труда. Рекомендовал использовать все методы превращения рабов в усердных работников - от тюрьмы в подвале  до обмена шутками и совместного  обсуждения новых работ. Все это  можно рассматривать как зачатки  теории «человеческих отношений», получивших распространение в 20 веке.

Древний Рим - круг рассматриваемых  экономических вопросов сводил к  вопросам обеспечения эффективности  ведения хозяйства и рационального  сочетания факторов производства. В 19 в. эти вопросы стали центральными для экономической теории и в  настоящее время представляют существенную часть современного курса «микроэкономика».

4. Экономическая  мысль феодального общества в Европе и в России:

Для Феодализма – общественного строя с преобладанием аграрной экономики, натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства – были характерны медленное развитие агротехники, большая роль традиции, обычая. Феодальным способом производства были обусловлены особенности: социальной структуры феодального общества (сословность, иерархичность, корпоративность), политической надстройки (публичная власть как атрибут земельной собственности), идеологической жизни общества (господство религиозного мировоззрения), социально-психологического склада индивида (общинная связанность сознания и традиционность мировосприятия и др.).

В Западной Европе феодализм возник на почве распада римского рабовладельческого общества, с одной стороны, и разложения родового строя у племен завоевателей - с другой; он сложился в результате взаимодействия (синтеза) этих двух процессов.

Генезис Ф. в Западной Европе имел существенные региональные особенности.

Франция: Часто Францию именуют классической страной феодализма, но это касается не столько экономики, сколько государственного устройства. Государством правил король, считавшийся вассалом Бога. Королевскими вассалами были крупнейшие феодалы – графы и герцоги, вассалами их считались средние и мелкие феодалы, владельцы поместий – рыцари. Подчинялся вассал только своему непосредственному сюзерену (по принципу «вассал моего вассала – не мой вассал»). Столетняя война ускорила освобождение французских крестьян от феодальной зависимости.

К XIV в. стали уже выделяться главные зоны сельскохозяйственной специализации: Южная Франция – база виноделия, Северная и Центральная Франция – основная житница и пр. В это время проявилось экономическое превосходство Северной Франции, которое выражались в утверждении трехпольной системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"