Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 00:07, шпаргалка
Становление и развитие макроэкономических исследований.
Макроэкономика как составная часть эконом-кой науки. Предмет макр-ки. Макроэкономика — совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг. Это раздел общеэкономической теории, научная дисциплина, отрасль эконом. науки изучающая экономику страны в целом. Изучающая поведение экономики ка единое целое с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизация уровня инфляции.
Под инструментом денежно- кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно- кредитного регулирования на объекты денежно- кредитной политики.
19. Эволюция научных
подходов к моделированию
В экономической литературе до сих пор популярна ранняя количественная теория денег. Она пытается дать ответ на вопрос об относительной стоимости товаров, покупательной способности денег и причинах ее изменения. Отдельные положения этой теории сформулированы Дж. Локком (1632-1704). В более разработанном виде она изложена Дж. Вандерлинтом, Ш. Монтескье (1689-1755) и Д. Юмом (1711 — 1776). Сторонником количественной теории был и Д. Рикардо.
В отличие от меркантилистов, считавших, что прирост денег в стране стимулирует развитие торговли и промышленности, сторонники теории стремился доказать, что увеличение количества денег в обращении не означает приращение богатства страны, но способствует лишь росту цен на товары. Поэтому они полагали, что стоимость денег определяется их количеством, находящимся в обращении, и представляет собой фиктивную величину. Непосредственной причиной возникновения количественной теории денег явилась «революция денег» в Европе в XVI-XVII вв. Ввоз в Европу дешевого американского золота и серебра способствовал стремительному росту цен товаров.
Для ранней количественной теории были характерны следующие утверждения: 1) причинности (цены зависят от массы денег); 2) пропорциональности (цены изменяются пропорционально количеству денег); 3)универсальности (изменение количества денег оказывает одинаковое влияние на цены всех товаров)
Существенный вклад в модернизацию этой теории внес И. Фишер (1867-1947). В своей работе «Покупательная сила денег, ее определение и отношение к кредиту, процентам и кризисам» (1911 г.) он попытался формализовать зависимость между массой денег и уровнем товарных цен: М х V = P x Q, где М — среднее количество денег, находящихся в обращении в данном обществе в течение года; V — среднее число оборотов денег в их обмене на блага; Р — средняя продажная цена каждого отдельного товар, покупаемого в данном обществе; Q - все количество товаров.
Количественная теория денег получила дальнейшее развитие в работах английских экономистов А. Маршалла, А. Пигу, Д. Робертсона. В отличие от Фишера они поставили в основу своего варианта не обращение денег, а их накопление у субъектов экономических отношений: М = к х Р х Q, М — количество денег; Р — уровень цен; Q - объем товаров, входящих в конечный продукт; к — часть годового дохода, которую участники желают сохранить в форме денег.
20. Эволюция научных
подходов к моделированию
Кризис 1929-1933 годов вывел экономику из состояния равновесного положения и показал, что скорость обращения денег и объем производства в физическом выражении подвержены значительным колебаниям, доказав при этом несостоятельность количественной теории денег.
Скорость обращения денег в движении доходов рассматривается как переменная величина, изменяющаяся совокупно с изменениями доходов, нормы процента и других параметров экономики. Влияние нормы процента на инвестиционную политику определяется как рычаг, посредством которого условия денежного обращения воздействуют на выпуск продукции и занятость в экономике в целом.
Денежная эмиссия благотворно влияет на состояние производства. Главной причиной циклических кризисов перепроизводства Кейнс считал хроническую нехватку платёжеспособного спроса.
Важное значение приписывается ссудному проценту: "Норма процента есть вознаграждение за расставание с ликвидностью на определённый период". Величина этого вознаграждения определяется двумя факторами: количеством денег и степенью "предпочтения ликвидности" владельцами денег. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и утверждал, что та часть портфелей активов, которую хозяйств, агенты желают сохранять в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности, Активы обладают ликвидностью, если их можно использовать как средство платежа, а их обладатель уверен, что номинальная стоимость таких активов не изменится.
Три причины побуждают людей хранить по крайней мере часть их богатства в форме ликвидных денежных активов (наличные деньги и текущие счета до востребования), а не в качестве менее ликвидных, но приносящих доход активов. Трансакционный мотив - мотив хранения денег, возникающий из удобства их использования в качестве средства платежа.
Мотив предосторожности (мотив обеспечения безопасности) - мотив хранения денег как ресурса, обеспечивающего в будущем возможность реализовать неожиданные потребности или воспользоваться преимуществом неожиданных возможностей.
Спекулятивный мотив - мотив хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения нормы ссудного процента. Это формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой ссудного процента: величина спроса на деньги постепенно растет с падением нормы ссудного процента. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности. Его идеи получили широкое распространение и активно использовались на практике (например, президентами США Ф.Рузвельтом и Дж. Кеннеди).
21. Эволюция научных подходов к моделированию спроса на деньги: модель Баумоля-Тобина
Модель Баумоля-Тобина — модель спроса на деньги, согласно которой люди определяют размеры необходимой им суммы наличных денег, сопоставляя убытки в виде недо¬полученного на эту сумму банковского процента и стоимостной оценки экономии времени от более редких посещений банка.
«Портфельный» подход Баумоля-Тобина к объяснению спроса на деньги базируется на оптимизации размера реальных кассовых остатков с учетом трансакционных и альтернативных затрат держания реальной кассы. Модель Баумоля-Тобина анализирует достоинства и недостатки накопления наличных денег. Основное достоинство состоит в том, что индивид освобождается от необходимости ходить в банк при каждой покупке. Недостаток заключается в том, что индивид несет убытки, теряя проценты, которые бы он мог получить, положив деньги на сберегательный счет.
Среднегодовое значение суммы на руках у индивида в течение года зависит от количества посещения банка. Оптимальное значение посещений банка N* определяется по формуле:
где F — денежная оценка издержек на посещение банка. При этом значении N средняя сумма денег на руках равна:
При определении оптимального количества посещений банка необходимо учитывать совокупные издержки, связанные с хранением денег в ликвидной форме. Эти издержки выступают в двух видах, представляющих альтернативу:
а) недополученный процент;
б) денежная оценка издержек времени на посещение банка. Совокупные издержки, связанные с посещением банка, определяются по формуле:
iY / (2N) + FN
где iY / (2N) — недополученный процент; N — число посещений банка; F — издержки на посещение банка. Экономические субъекты определяют такое число посе-щений банка, при котором их совокупные издержки будут минимальны.
Модель Баумоля-Тобина, разработанная в 50-е гг., на-ходится в русле теории трансакционного спроса на деньги и является одной из ведущих теорий спроса на деньги. Но эта модель может найти и более широкое применение. Например, в том случае, когда индивид располагает не только на¬личными активами в денежной форме, но и неденежными активами (акциями и облигациями).
Модель Баумоля-Тобина выделяет роль денег как сред-ства обращения. Согласно этой модели, спрос на деньги прямо пропорционален доходу и обратно пропорционален процентной ставке.
22. Модели предложения денег. Денежный мультипликатор
Предложение денег- это совокупность платежн. средств, обращающихся в стране в данный момент. Осн. формы:
1.предложение собственно денег
-это наличные деньги и вклады на текущих счетах (бессрочные вклады)
2.предложение почти денег
-вклады на сберегательных счетах
-срочные вклады(счета банков в других банках)
-депозитные счета ден. рынка
-казначейские ценные бумаги и облигации
Кривая предложения денег отражает взаимосвязь общего кол-ва денег, предлагаемого на ден. рынке с % ставкой, выплачиваемой по обычным неденежным активам.
Современная банковская система — это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд и др. активных операций. В отличии от других финансовых институтов банки обладают способностью увеличивать предложение денег («создавать деньги»). Кредитная мультипликация — процесс эмиссии платёжных средств в рамках системы коммерческих банков.
Банковский мультипликатор и механизм его действия.
В общем виде дополнительное предложение денег равно:
Мs=(1/rr)*D, где rr- норма банковских резервов; D —первоначальный вклад. Коэфф. 1/rr называется банковским мультипликатором(депозитным).
Более общая модель предложения денег строится с учетом роли ЦБ, а также с учетом возможного оттока части денег с депозитов банковской сис-мы в наличность. Она включает ряд новых переменных. Денежная база — это наличность вне банковской сис-мы, а также резервы комм. Банков, хранящихся в ЦБ. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. Обозначим ден. базу через МВ, банковские резервы через R, тогда
МВ=С+R, где МВ- ден. база, С- наличность, R- резервы.
Мs=C+D, где Мs- предложение денег, С- наличность, D —депозиты до востребования.
Денежный мультипликатор (m) —это отношение предложения денег к ден. базе: m=Ms/MBÞMs=mMB. Денежный мультипликатор можно представить через отношение наличность-депозиты cr (коэф. депонирования) и резервы-депозиты rr (норму резервирования): m=Ms/MB=(C+D)/(C+R)
m=(cr+1)/(cr+rr), где ccr=C/D, rr=R/D.
Величина cr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой ЦБ и от величиныизбыточных резервов, кот. комм. Банки предполагают держать сверх необходимой суммы.
Ms=((cr+1)/(cr+rr))*MB
Т.о. предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора.
23. Модели финансовых пузырей
Фундаментальным предназначением фондового рынка является привлечение инвестиций в экономику и оценка стоимости компаний. В условиях, когда рынок перестает адекватно оценивать стоимость актива, возникает явление известное как финансовые пузыри. Взрыв финансовых пузырей приводит к потере интереса инвесторов к данному инструменту инвестирования и краху самого рынка. Природа пузырей бывает двух типов: рациональная – содержит в себе скрытые цели и ожидания участников рынка; и спекулятивная . Такие явления, как пузыри, могут быть совместимы с предположением о рациональном поведении. Если инвесторы рациональны и цена актива содержит элемент пузыря, но пузырь достаточно долго
растет быстрее ставки безрискового процента, они не будут уходить с рынка, а предпочтут инвестировать заемные средства. Спекулятивная природа пузырей, и в чем-то иррациональная, определяется "чувством толпы", которое внушает инвестору уверенность в том, что он сможет купленный сейчас дорогой актив, продать еще дороже, так как он пользуется повсеместным спросом. Основные факты, характерные для пузырей:
− повсеместно присутствует и распространяется ощущение, что рост продлится
бесконечно долго;
− наблюдается значительный рост широко используемого коэффициента
цена/дивиденд (или выручка) (то есть повышается расхождение между текущими и фундаментальными тенденциями);
− на рынке присутствуют так называемые "растущие компании" (например, использующие новые технологии или имеющие некоторые благоприятные
перспективы).
Можно выделить несколько общих этапов образования пузыря :
1. Начало процесса: пузырь появляется постепенно, на фоне увеличения
производства и продаж (или спроса на определенный товар) на относительно
оптимистично настроенном в остальных отношениях рынке.
2. Появление рационального пузыря: привлекательность инвестиций с хорошей
потенциальной прибылью приводит к увеличению объема инвестиций, возможно
с привлечением кредитования, и получению их из новых источников, зачастую от
международных инвесторов, что ведет к росту цен.
3. Появление спекулятивного пузыря: предыдущий этап, в свою очередь, привлекает
менее осведомленных инвесторов и, в дополнение, кредитование продолжает