Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Мировая экономика"

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ международнвя.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

1. удельный вес экспорта  и импорта в ВВП

2. уровень тамож. пошлин

3. объем экс-имп на  душу

 Факторы, влияющие  на степень открытости:

1. обеспеченность природными ресурсами

2. размеры страны

3. уровень эк. Развития

 

 

 

 

 

 

9. Классические Теории  межд торговли. Теория абс.преимущест(А.Смит)

Страны экспортируют те товары, которые они производят с min издержками и импортируют т  твоары, которые производятся др.странами с min издержками.

Недостаток теории: нет  ответа на вопрос, что делать странами кот.не обладают абс.преимуществом, почему они торгуют между собой.

Теория относительных  преимуществ(Риккардо)

Альт.цена-рабочее время  для пр-ва ед.одного товара, выраженное яерез время для пр-ва ед.другого товара.

Суть теории: если страны специализируются в пр-ве тех товаров, кот. они могут производить с  относительно более низкими издержками по сравнению с др. странами, то торговля взаимовыгодна.

Недостаток: не отвечает на вопрос, откуда появляются преимущества.

Теория соотношения  факторов пр-ва(Хекшер-Оллин)

Фактороинтенсивность-показатель, опред. отн. затраты факторов пр-ва на создание опред.товара.

Факторонасыщенность-определяет отн. обеспеченность страны факторами пр-ва.

Теорема Хекшера-Оллина: каждая страна экспортирует те фактороинт. товары, при пр-ве которых она  обладает отн. избыточными факторами  пр-ва; импортирует те товары, при  пр-ве кот.она испытывает отн.недостаток факторов пр-ва.

 

10 Современные  теории международной торговли.

 

  1. Теория Познера – теория технологического разрыва, она возникла в 1961г. По этой теории причина торговли между странами – технические изменения, возникающие в одной из отраслей торгующих между собой стран. В соответствии с этой теорией технические новшества появляются в какой то одной (как правило богатой) стране, и эти новшества позволяют уменьшать издержки производства, создавая преимущества в отрасли, и до появления аналогов страна обладает квазимонополией на данную технологию, вследствие чего страна расширяет экспорт, однако это происходит до устранения технологического разрыва.

Теория преобладающего спроса – ее ввел Линдер. Суть этой теории заключается в том, что  страна экспортирует те товары, удельный вес которых велик в ее собственном потреблении. Линдер предлагал цепочку явлений, которая объясняет международную торговлю. Первой в ней был доход, который по мере роста изменяет структуру спроса. Второе звено – предпочтения, на которые реагирует производство исходя из изменени8.рост удельного веса обраб.пром.

9.ТНК становятся осн. субъектом  межд.торговли

10.расширение номенклатуры товаров

 

12. Межд торговля услугами Проблемы МТ услугами: *использование различных подходов при классификации; * сложности при учете различных видов услуг.

Особенности МТ услугами: *более широкое  распространение протекционизма по сравнению с торговлей товарами; * значительная роль ТНК на мировом  рынке услуг; * постепенная либерализация  в оказании услуг на мировом рынке; * усиление регулирующих начал в  МТ услугами.

Страны, ведущие экспортеры в МТ услугами в 2004 г.: США, Великобритания, германия, Франция, Япония.

Импортеры: США, Германия, Великобритания, Япония, Франция.

90% торговли услуг приходится  на 4 группы: туризм, транспорт, банковские  и финансовые услуги, телекоммуникационные (услуги связи).

 

 

13 Междунар. научно-техн. обмен (МНТО) – сов-ть эк-ких отношений м-ду иностр. контрагентами по поводу исп-ия результатов научн-техн. деят-ти, имеющих научную и практ. значимость. Объекты – оборудование, машины, знания.

Этапы МНТО: - выбор и приобретение науч-техн. знаний; - адаптация и освоение этих знаний; - совершенствование с учетом нац. особенности.

Последствия МНТО:(+):для  стран-экспортеров: - получение дохода от продажи этих знаний; - обход барьеров; - борьба за товарный рынок; - контроль над заруб. фирмой; - перекрестное лицензирование.

Для стран-импортеров: - доступ к самым совр. научным разработкам; - экономия затрат; - экономия валюты на импорт товаров; - расширение экспорта.

Стр-ра рынка науч.- техн. знаний: рынок потентов и лицензий; - рынок научно- и технологическоемкой продукции; - рынок высокотехн. капитала; - рынок н.-т. специолистов.

Каналы передачи н.-т. знаний: - межгос-ый; - межфирменный; - внутрефирм-ый.

Осн. формы передачи н.-т. знаний: - некоммерческий обмен; -комм. обмен.

 

 

 

15. Внешнеторговая политика-целенаправленое воздействие гос-ва на торговые отношения с др странами.Цели:1.Изменениестепени и способа включения в мрт. 2. Изменение объема экспорта и импорта 3. Изм. Структуры внешней торговли 4. Обеспечение страны необх. Ресурсами.

В зависимости от маштабов вмешательства  гос-ва мт выделяют внешнеторговые политики:пол-ка свободной торговли,протекционизм. .

Преимущества свободной торговли:

1. нет потерь от тамож защиты

2. эффект масштаба

3. внутрення конкуренция

4. доступ к ресурсам  по мировым ценам

Последствие: страны в  большей степени взаимозависят.

Преимушества протекционизма:

1. защита отеч рынка

2. стимулир занятости  и производства

3. рост доходов гос  бюджета

Недостатки:

1. замедлен эк рост

2. сокращ эксп и  имп

3. рост нал бремени  на потребит

4. торг войны

Формы протекционизма: селективный, отраслевой, коллективный, скрытый.

 

 

16. Тарифные  инструменты Тарифные методы - средства воздействия на внеш торг с пом налог. огранич.

Тамож платежи: сборы, пошлины, косв налоги.

Тамож акциз - систематизир по группам товаров перечень ставок там пошлин.

Тамож пошлина - особый вид  ден налога кот облагают товар  при пересечении границ.

Функции там пошлин: фискальная, протекционистсткая, балансирующая.

Классификация:

1. по направлению (имп,  эксп, транзитные)

2. по способу взимания (адвалорные, специфич, комбинир)

3. по происхождению  (автономные, договорные, преференциальные)

4. особые (антидемпинг,  компенсац, спец)

5. по времени действия (постоянные, переменные)

 

17. Нетарифные  методы регулирования внешней  торговли Нетарифные методы-группа адм.средств влияния на внешнюю торговлю.

1.количественные ограничения  (квотирование,лицензирование,добровольное  ограничение экспорта)

2.скрытые методы торг.политики (технические барьеры,внутр.налоги,система гос.закупок,требования о содержании местных компонентов)

3.финансовые методы (субсидии,экспортные  методы,демпинг)

4.неэк.методы (торговые договоры,правовые  режимы)

 

 

34. Международная торг. П-ка. ГАТТ\ВТО

Виды гос. Регулирования меж.торг. п-ки:1) однасторонее( используются в одностороннем порядке без согласования и консультации с партнёрами)2. Двусторн.(Согласование интересов с партнёрами) 3.Многостороннее( согласование многосторон. Соглашения.) Пример: соглашение по созданию интеграц. Группировок, деятельность меж.эк.орг.

Ген.соглашение по тарифам  и торговле(ГАТТ) вступило в силу с 01.01.48 для 23 гос-в. Цель-содействие развитию и либерализации меж. Торг. Отношений. Принципы ф-вания: 1. Торговля без дискриминации( на основе режима налогового благоприятвования и нац.режим.2.Либерализация международной торговли (за счёт прогрессивного снижения тамож. Тарифов.)3. Содействие конкуренции (за счёт приемущественного использования тарифных с-в защиты нац. Рынка при мин. Использования нетарифных ограничений. 4. Предсказуемость торговой п-ки( меры ограничвающих импорт только на основе правил ГАТТ) 5.Принципы возможных действий в чрезвычайных ситуациях. 6. обеспечения преференциального режима в торговле с развивающимися странами.

ВТО-действует с 01.01.95. Гл. цель- либерализация торговли товарами и услугами с усовершенствованием  торговых правил. Правовая основа ВТО:

ГАТТ. Ген. Соглашение  по торговле услугами(ГАТС). Соглашение по торговым аспктам прав интеллектуальной собственности. Принципы функционирования соответсвует принципам ГАТТ.  Недостатки: Ухудшение нац. Эк-ки.( снижение таможенных пошлин импортные товары что может привести к диспропорции торг. Баланса.

 

 

19.Международное  движение капитала.

Международное движение капитала образует движение финансовых потоков м-ду кредиторами и заёмщиками в разных странах, м-ду собственниками и их фирмами, кот. они владеют за рубежом. Основная цель – эффективное приложение капитала, изъятого из внутреннего обращения страны базирования, получение большей прибыли. Причины: 1)норма прибыли;2)МРТ;3)таможенные барьеры;4)экология;5)политические мотивы

Классификация 1)по функциональному  назначению  а)ссудный –вывоз финансово-кредитных  ресурсов, осущ-ся в виде международных  займов и кредитов б)предпринимательский – вложение в уставной фонд хоз-их субъектов 2)по целевому назначению

  а)прямые   б)портфельные   в)прочие 3)по принадлежности а)частный

б)государственный в)международных  организаций г)смешанный

4)по срокам движения  а)краткосрочный б)среднесрочный в)долгосрочный

Последствия Для страны-экспортёра  + а)получение дохода б)стимулирование экспорта в)обход эк-их барьеров    -  а)замедление эк-го развития б)снижение занятости в)ухудшение состояния  платёжного баланса

Для страны-импортёра  + а)эк-кий рост б)рост занятости в)привлечение новых технологий г)развитие экспортной базы д)расширение товарного импорта е)снижение стоимости капитала ж)улучшение состояния платёжного баланса    -  а)вытеснение местного капитала и угроза экономической безопасности б)ввоз устаревших товаров и технолгий в)увеличение внешней задолженности

 

 

 

20. Международное  кредитование.

Международное кредитование – движение ссудного капитала в  сфере МЭО, связанное с предоставлением  валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности.

Субъекты мирового кредитного рынка – банки, фирмы, госучреждения, правительства, международные организации.

Источник международного кредита – высвобождаемая у п/п  часть капитала в денежной форме, денежные накопления гос-ва и личного сектора, мобилизуемые банком.

Классификация

1) по принадлежности

а)частный

б)государственный

в)международных организаций

г)смешанный

2)по срокам движения

а)краткосрочный

б)среднесрочный

в)долгосрочный

3)по видам

а)товарный – предоставляются  произв. экспортёрам в виде отсрочки за поставленные товары

б)валютные – предоставляются  банками в денежной форме

4)по назначению

а)коммерческие(связ. с  внешней торговлей товарами и  услугами)

б)финансовые (предоставл. на любые цели, кроме торговли)

в)смешанные(характерны для смеш.форм вывоза капитала и комплексных услуг)

5)по валюте кредита

а)в валюте страны-кредитора

б)в валютестраны-заёмщика

в)в валюте 3-ей страны

 

 

 

 

 

21 Международные корпорации  как субъект международного капитала.

 

Под транснациональной  корпорацией понимаются предприятия которым принадлежат комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами стран базирования этих корпораций, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах, и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

Критерии отнесения  фирм к транснациональным корпорациям:

  1. Это фирмы с годовым оборотом более одного миллиарда долларов, и филиалами более чем в 6 странах.
  2. Это компании, имеющие 25% и более активов за рубежом.

Особенности деятельности транснациональных корпораций:

  1. ТНК занимают господствующее положение на мировом рынке многих товаров.
  2. Значительная роль ТНК в экспортных операциях различных стран.
  3. Передача технологий осуществляется в основном в рамках ТНК.
  4. Концентрация производства в рамках ТНК.

Критерии привлечения  иностранных инвестиций, инвестиционный климат, кредитный рейтинг страны.

  1. Характеристики местного рынка.
  2. Доступность рынка.
  3. Рабочая сила.
  4. Возвращение капитала.
  5. Защита прав интеллектуальной собственности.
  6. Торговая политика.
  7. Государственное регулирование.
  8. Налоговые ставки и стимулы.
  9. Политическая стабильность.
  10. Макроэкономическая политика.
  11. Инфраструктура и услуги.

Инвестиционный климат – условия для среднесрочного или долгосрочного вложения капитала в различные отрасли данной страны или региона. Его составляющие:

  1. Потенциальные опасности или инвестиционные риски – иностранные инвесторы оценивают политическую стабильность, социальное состояние в обществе, экологические риски, экономическая конъюнктура, уровень преступности.
  2. Потенциальные возможности или инвестиционный потенциал – оценивается ресурсно-сырьевая база страны, технологии, количество трудовых человеческих ресурсов, производственный потенциал, потребительский рынок, различная инфраструктура, геополитические факторы.
  3. Законодательная база – оцениваются стабильность данной базы, уровень защиты прав собственности, налоговое законодательство, специальное законодательство по инвестициям.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"