Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:15, шпаргалка
17. Международная торговля услугами. Классификация услуг.
По торговле услугами в РБ положительное сальдо, а по торговле товарами – отрицательное. ВТО занимается данными вопросами.
Отличие товара от услуги:
Услуга: нематериальная форма; не хранится; сложно оценить качество; в большинстве случаев требует личного присутствия; не все услуги могут быть вовлечены в международный оборот (коммунальные, бытовые); в данном случае под экспортом понимается: услуга оказывается на месте, без вывоза; практически нет сразу конечного потребителя.
3. В современном мир. хозяйстве м/н движение капитала приобретает новые черты: увеличиваются объемы экспорта капитала. Совсем недавно интенсивное движение капиталов было характерно только для промышленно развитых стран. В наст. время экспорт капитала значительно усилился в периферийные районы мир. хозяйства. В послед.десятилетия промышленно развитые страны Запада превратились в кредиторов подавляющего большинства др. государств. 1 из хар. черт соврем.мир. хозяйства явл.дальнейшее развитие м/н монополий. Сегодня их чаще называют транснац. или мультинац. корпорациями.
4.необходимость межгос. регулирования мирохоз.проблем.
Попытки межгос. регулирования предпринимались еще на ранних этапах становления мир. хозяйства, когда возникла потребность в общих правилах м/н торговли, судоходства, валютно-кредитных операций и т. д. После 2й мир. войны потребность в регулировании межгос. отношений в области МЭ значительно возросла: 1.усложнение всей системы МЭО (возросли объемы торговли, экспорта капиталов, произошло значительное географ. расширение МЭО, появились новые товары и услуги). 2.рост взаимозависимости между странами, процессы экон. интеграции, обострение конкурентной борьбы. Однако главенствующую роль по-прежнему играют государственно-нац.интересы, которые каждая страна пытается защитить всеми доступными ей способами. В то же время было осознано, что силовые методы решения спорных м/н вопросов не могут быть эффективными. Современный мир пытается найти компромиссные решения.
В первые же годы существования ООН при ней были созданы специализир. учреждения: М/н валютный фонд (МВФ), М/н банк реконструкции и развития и др. В 70-хгг. стали создаваться неформальные м/н эконом. орг-ции - Лондонский и Парижский клубы, Всемирный экон. форум в Давосе, "Большая семерка".
2.Этапы становления и развития мирового хозяйства
Препосылки формиров. МЭ: закон ограниченности ресурсов, МРТ, всемирн. инфраструк-ра (рыноч. экономика, интернет, дороги), мир. рынок, м\н фин. кредит. система.
Как система МЭ оформилась на рубеже 19-20 вв.
Предпосылки формирования: 1) закон ограниченности ресурсов; 2) МРТ 3) развитие всемирной инфраструктуры (транспорт, дорожные коммуникации) 4) появление мирового рынка; 5) международная фин.-кредитная система.
Этапы развития МЭ.1-ый – до н.э. и до 19 в.: связи единичны, не повторяются, в форме торговли.
2-ой этап – с 19 до сер. 20 в.: эпоха промышл.революций, создание финансовой олигархии, развитие тяжелой промышленности, развитие добывающих отраслей (т.к. острая потребность в ресурсах), металлургических отраслей.
3-ий этап – до 50-60 гг. 20 в. вывод капитала из развитых в развивающихся; влияние социалистических государств, заключение Варшавского договора.
4-ый этап – 50-е -80-е гг. 20 в. распад колониальной системы; активизация отношений между капиталистическими и социалистическими странами. В 1950 г. был обнародован план создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)
5-ый этап – распад СССР и СЭВ: переход на рыночные основы стран ЦВЕ; возрастающая роль межд. корпорации.
4.М/н разделения труда (МРТ), его сущность и осн.теории
МРТ – исторически определённая система общественного труда, которая складывается в результате качественной дифференциации деятельности в процессе развития мирового хозяйства.
Существуют 2 формы МРТ:м/н специализация и м/н кооперация.
МРТ выступает в качестве объективной основы м/н обмена товарами, услугами, знаниями производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между странами мира. Именно участие в МРТ явл. важнейшей матер.предпосылкой эффективного экон. взаимодействия государств.
Основным побудительным мотивом участия в МРТ для всех стран мира, независимо от их социально-экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод.
Общепризнано, что важнейшими показателями участия в МРТ субъектов мирового хозяйства служат: доля экспортируемой продукции в общем объеме производства; объем внешней торговли в отношении к валовому продукту; удельный вес страны, регионального экон. блока в м/н торговле, в т.ч. в торговле отдельными товарами. Следует иметь в виду, что не столько удельный вес той или иной страны в м/н торговле сам по себе, а доля экспорта в ВВП наиболее полно характеризует степень включения страны в систему МРТ.
Факторы становления и развития МРТ: 1.Природно-географ. различия стран; 2.Научно-технич.прогресс; 3.Различия в уровнях экон. и научно-техн. развития стран; 4.Тип хозяйствования и характер внешнеэкон. связей страны; 5.Экон. экспансия ТНК; 6.Развитие процессов регион. экон. интеграции.
8.Основные факторы развития м/н разделения труда (МРТ)
На развитие МРТ влияет система факторов, компоненты которой оказывают различное действие в разные периоды времени. Факторы развития МРТ охватывают:
1.Природно-географич. различия: природно-климатич. условия страны; прир. ресурсы; величина тер.; численность населения; экономико-географ.положение. Напр, благоприятные климат. условия Кипра обусловливают специализацию на экспорте туристических, рекреационных услуг. Относительно избыточная в большинстве развивающихся государств численность населения влияет на перенос туда круп. корпорациями наиболее трудоемких стадий производ.о цикла, что влечет экономию издержек.
2.Социально-эконом.условия – особенности истор. развития производ.традиций и традиц. внешних связей; достигнутый уровень экон. и научно-технич. развития; соц.тип и механизм организации нац. производства; соц. природа и механизм организации внешнеэкон. отношений. Так, бывшие колонии Великобрит. по сей день формируют географию ее внеш. торговли.
3.Научно-технический прогресс, под влиянием которого участие страны в МРТ постепенно становится менее зависимым от прир. условий. напр, Япония, не располагающая полезными ископаемыми, необх. для производства продукции машиностроения, в результате лидерства в соотв. научных разработках ныне 1 из крупн. экспортеров именно этой продукции.
На развитии МРТ сказывается и такой фактор, как различия в привычках, вкусах и в предпочтениях между странами. Даже когда 2 страны обеспечены одинак. ресурсами и используют их с одинак. эффективностью, каждая из них будет пожинать «свои» плоды от специализации, если вкусы и предпочтения населения обеих стран значительно отличаются. Дифференциация предпочтений в потреблении приводит к торговле между странами, а торговля, в свою очередь, способствует специализации, если данная страна желает использовать ее сравнительное преимущество. Так, Норвегия и Швеция ловят рыбу и производят мясо приблизительно в одинак. условиях и кол-вах, однако шведы предпоч. мясо, а норвежцы – рыбу.
Степень развития МРТ определяется участием отдельных компаний, стран, регион.политич.блоков в м/н обмене. Общепризнано, что важнейшими показателями участия в МРТ субъектов мир. хозяйства служат: доля экспортируемой продукции в общем объеме производства; объем внешней торговли в отношении к валовому продукту; удельный вес страны, регионального эконом.блока в м/н торговле, в т.ч. в торговле отдельными товарами. Следует иметь в виду, что не столько удельный вес той или иной страны в м/н торговле сам по себе, а доля экспорта в ВВП наиболее полно характеризует степень включения страны в систему МРТ. Каждый из названных показателей м.б. использован для хар-ки тех или иных аспектов участия страны во внешнеэкон. связях.
7.Теоретические основы м/н разделения труда (МРТ)
Теоретические основы МРТ были заложены еще Адамом Смитом в работе « Исследование о природе и причинах богатства народов». В своем труде А.Смит отмечал, что основой богатства нации народов служит разделение труда, которое должно осуществляться с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает страна. Каждая страна специализируется на производстве товара, издержки производства которого ниже, чем в других странах – это абсолютное (естественное) преимущество. В этом случае выгоду получают страны, активно участвующие в МРТ.Недостаток теории: она не оставляет в м/н торговле места тем странам, у которых все товары производятся без абсолют.преимуществ.
Теорию сравнит. преимуществ разработал Д.Рикардо. Он использовал понятие сравнит. или относит. преимущества при производстве опред. товара. Теория Риккардо рекомендует стране импортировать тот товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортируемому товару. Недостаток теории: не объясняет, почему сложились сравнительные преимущества, какова их природа.
Модификацией теории сравнительных преимуществ является теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина-Самуэльсона: страны будут стремиться экспортировать товары, в производстве которых они используют относительно избыточные факторы, в обмен на товары, в производстве которых пришлось бы использовать дефицитные для них ресурсы.
Теорема Хекшера-Олина была поставлена под сомнение в конце 40-х гг. ХХ в. В.Леонтьевым. Парадокс Леонтьева заключается в том, что, вопреки теории, трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные - трудоемкую. Объяснения парадокса Леонтьева сводятся к следующим положениям:
дифференциация факторов производства: высокоразвитые страны экспортируют такую трудоемкую продукцию, в которой доминирует доля высококвалифицированного труда
обратимость факторов производства: один и тот же товар может быть трудоемким в трудоизбыточной стране и капиталоемким в капиталоизбыточной стране.
Современные теории м/н торговли либо развивают принципы классич. теорий, распространяя их на большее количество товаров, стран и факторов производства, либо изучают отд.стороны м/н торговли, которые по различным причинам остались не объясненными классич. теориями. Эти 2 группы новейших теорий рассматривают м/н торговлю преимущественно со стороны предложения товаров. 3 группа теорий полностью отрицает классич.теории и обычно в равной степени уделяет внимание анализу предложения и спроса на товары в м/н торговле.
18. Закономерности развития внеш.торговли Респ. Беларусь.
РБ имеет торговые отношения со б.чем 180 странами мира, поставляя на экспорт изделий в б.чем 130 стран. Беларусь импортирует продукцию из б. чем из 160 страны. Осн.торговые партнеры РБ - РФ, Украина, Германия, Польша, Латвия, Нидерлан, Великобр., США. По данным Мин.статистики и анализа РБ, внешнеторг. оборот в 2011 г. составил 86041 млн дол. США и увеличился почти на 30 % к уровню 2010 г. При этом экспорт составил 40 294 млн дол. США, импорт — 45447 млн дол. США.Сальдо сложилось отрицательным в размере 5453 млн дол. США, но сократилось почти вдвое по сравнению с 2010 г.
РБ экспортирует в основном продукцию обрабатыв. отраслей. Доля промыш.продукции составляет более 50 % экспорта. В структуре экспорта преобладают след. группы товаров: машины, оборудование и трансп. средства; мин.продукты (в основном кал. удобрения); продукция хим.промышленности (хим. волокна и нити); продовольст.товары; текстиль и текстильные изделия; древесина и др. В наст. время осн. в структуре экспорта услуг республики являются транспортные, строительные, а также услуги по переработке нефти. По-прежнему слабо развиты услуги связи, информационно-техн. обслуживания, деловые услуги, спрос на которые на м/н рынках оч. высок.
Импорт товаров в РБ можно условно разделить на: 1) сырьевой импорт, включающий мин. продукты и ресурсы; 2) инвестиционный - оборудование, машины и трансп.средства; 3) потребительский - готовые пищевые продукты и промышл.товары.
В целом эконом. модель развития Беларуси ориентирована на максим.мобилизацию ресурсов, имеющихся в стране, с помощью государства, на развитие внутр. рынка и экспортоориентированного потенциала народнохоз.комплекса.
52.М/н специализация и кооперирование производства
М/н специализация - концентрация выпуска однород. продукции в рамках отд. государства на основе дифференциации нац. производств.Напр, Япония специализируется на производстве автомобилей, судов, электроники, часов; Намибия – на добыче урана и алмазов; Замбия - экспортёр медной руды и рафинированной меди; Колумбия-1 из крупнейших производителей кофе. Специализируясь на производстве опред. группы товаров, конкретные страны получают необх. дефицитные для них товары на м/н рынке за счет обмена с другими странами, специализирующимися на иных группах товаров.
Существуют 2 направления м/н специализации: 1)Территор. (предполагается специализация отд.стран и регионов на производстве опред.продуктов и их частей для мирового рынка); 2)Производственное: а) Межотраслевая специализация б) Внутриотраслевая в) Специализация отдельных предприятий
Виды м. специализации: 1) предметная (производство готовых продуктов); 2) подетальная производство частей, компонентов продуктов); 3) технологическая (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов).
Специализация создает предпосылки для м/н кооперирования, т.е. для формирования длительных производ.связей между специализир. предприятиями, расположенными в различных странах мира. М/н кооперация характеризуется сотрудничеством обособл. производителей различ.стран, которые на договорной основе создают отдел. виды продукта, имеющего адресное назначение. Важные черты: долгосрочность (неоднократность) хоз.связей, их непосредственная направленность на производство матер. благ, совместная или технологически связанная деятельность с целью экономии затрат, усовершенствования производства, повышения производит-ти труда, качества продукции и эффективности производства. При этом кооперац. сотрудничество распространяется как на само производство, так и на деятельность, предшествующую производ. процессу или связанную с ним другим путем.Формы м/н кооперирования: 1) Производственно-технологич. сотрудничество, 2) Торгово-экономическое сотрудничество, 3)Послепродажное обслуживание.
6.Особенности интеграции РБ в мировую экономику.