Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:15, шпаргалка
17. Международная торговля услугами. Классификация услуг.
По торговле услугами в РБ положительное сальдо, а по торговле товарами – отрицательное. ВТО занимается данными вопросами.
Отличие товара от услуги:
Услуга: нематериальная форма; не хранится; сложно оценить качество; в большинстве случаев требует личного присутствия; не все услуги могут быть вовлечены в международный оборот (коммунальные, бытовые); в данном случае под экспортом понимается: услуга оказывается на месте, без вывоза; практически нет сразу конечного потребителя.
К моменту распада СССР Беларусь лидировала среди союзных республик по активности ввоза-вывоза товаров. За пределы республики вывозились почти половина продукции бел. промышленности и значит. часть с/х сырья (картофеля и овощей). По многим товарным позициям (тракторам, груз. автомобилям и т.д.) вывоз составлял 90-95% от объема производства. В свою очередь, потребности Беларуси в весьма широком спектре товаров производ. и потребительского назначения полностью или почти полностью удовлетворялись за счет поставок из др. союзных республик и из-за рубежа. Беларусь часто называли «сборочным цехом» СССР, экономика сформировалась как экспорто-ориентированная. Участие РБ в мирохоз.связях в соврем. условиях приобретает особую актуальность.
РБ осуществляет внешнеторговые операции более чем со 160 странами мира. Осн.торг. партнеры РБ - Россия, Германия, Великобритания, Польша, Украина. В товарной структуре экспорта наиболее представлены машины, оборудование и трансп. средства, мин.продукты, продукция хим.промышленности, черные, цветные металлы и изделия из них, а также продовол. товары.
В товарной структуре импорта лидируют мин. продукты, машины, оборудование и трансп. средства, продукция хим. промышленности, продовол. товары и сырье для их производства.
Осн. направления по развитию экспорта в сфере услуг: - транспортные услуги; - компьютерные,- туристические, -деловые,- информационные,- образовательные услуги. Сальдо внешней торговли услугами в РБ за 2011 г. сложилось положительно. Гос. политика в области научно-техн. сотрудничества в Беларуси основана на приоритете нац. интересов с учетом реальной геополитич. ситуации в мире, ориентирована на поддержку конкурентоспособных разработок и продвижения на мир. рынок продукции, созданной на основе отеч. новых и высоких технологий. Декрет През.РБмот 22.09.2005 № 12 «О парке высоких технологий» нацелен на стимулирование бизнес-проектов в сфере новых и выс. технологий. За последние 10 лет РБ привлекла около 4 млрд долларов США внешних инвестиций. Осн.инвесторы предприятий РБ - субъекты хозяйствования Швейцарии, России, Австрии, Виргинских острвов и Германии. РБ, строя свою ВЭД на принципах многовекторности, продолжает осуществлять торгово-экон. сотрудничество со всеми странами, включая страны дальнего зарубежья, и их регион. объединениями, с различными союзами и м/н организациями.
23.Услуги во внешней торговле Республики Беларусь.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом экспорт и импорт услуг выросли на б.10%. Положительное сальдо по услугам увеличилось.
/Экспорт услуг/ Среди основных видов услуг, которые Беларусь оказывала зарубежным партнерам в 2011г., наибольший рост наблюдался в сфере платы за использование транспортных услуг (70% - автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские перевозки и услуги трубопровода), строительным, компьютерным, деловым, поездкам, роялти и лицензионным, финансовым, услугам в сфере здравоохранения, государственным, информационным. В настоящее время эти сферы услуг республики активно развиваются и имеют существенный потенциал для роста. Основной торговый партнер – ЕС. На его долю приходится около половины экспортируемых услуг. Еще четверть приходится на РФ.
Что касается импорта, то здесь наибольшая динамика в 2011г. наблюдалась в сфере строительных услуг (почти 50%), а также транспортных. Значителен вклад в увеличение импорта деловых услуг и финансовых услуг. В связи со сложной ситуацией на валютном рынке сократился импорт по статье поездки, также снизился импорт роялти и лицензионных платежей, информационных и государственных услуг.
12. М/н торговля товарами: сущность, формы, показатели...
Исторически первой и наиболее развитой формой МЭО является м/н торговля товарами (МТТ- форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе м/н разделения труда и выражающая их взаимную экон. зависимость. Благодаря МТТ преодолевается ограниченность нац. базы ресурсов, расширяется емкость внутр. рынка, и устанавливаются связи внутр. рынка с мировым, обеспечивается получение доп. дохода за счет разницы нац. и интернац. издержек производства, развивается специализация страны, следовательно, повышается производительность использования ресурсов, увеличивается объем производства.Расширение экспорта способствует повышению занятости. Активное участие в м/н торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в нац.экономике. Вовлечение предприятий в межд. конкуренцию вызывает необходимость постоянного совершенствования организационно-технич. базы производства, качества выпускаемых товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики.
Мир.товарооборот подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех государств, выражаемых в долларах США.
Для оценки участия отдельной страны в м/н торговле используются термины «внешняя торговля» и «внешнеторговый оборот». Внешняя торговля - обмен товарами 1 страны с др.странами. М/н торговля характеризует обмен всех стран мира. Внешняя торговля складывается из экспорта и импорта. Для характеристики как международной, так и внешней торговли используются показатели: общего товарооборота, товарной структуры, географич. структуры. Внешнеторговый оборот = экспорт*импорт/ВВП
Основные формы м/н торговли - экспорт и импорт товаров.
Показателями участия страны в м/н торговле служат: 1)экспортная квота - отношение экспорта товаров и услуг к ВВП, показывает, какая доля всей произведенной в стране продукции реализуется на мировом рынке. 2)импортная квота - отношение импорта к объему внутр. потребления страны, включающего в себя совокупность нац. производства и запасов импорта, показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутр.потреблении.
Соврем тенденции: -сокращение ВВП (события в Японии в 2011, кризис в США, кризис в еврозоны), -мировой товарооборот растет высокими темпами, мировая торговля услугами растет быстрее по сравнению с внешней торговлей товарами, -увеличение доли продукции обрабатывающей промышленности, в т.ч. наукоемкой.
Географ. структура мировой торговли характеризуется преобладанием развитых стран в основном объеме мировой торговли товарами и услугами в рамках «большой триады: США-Европа-Япония» и активизацией участия развивающихся стран, при этом развивающиеся страны в основном остаются поставщиками на мировой рынок сырья и продовольствия, а также сравнительно простых готовых изделий.
13.Ценообразование в мировой торговле. Мировые цены.
На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности. Так, напр, экспортер сталкивается с большим числом конкурентов на мировом рынке, чем на рынке внутреннем. Он должен постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутр. нац. рыночными ценами, но и с мировыми, а также учитывать и возросшую массу покупателей.
Мировой товарный рынок - совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже товаров и услуг, имеющих специфич. организационные м/н формы (биржи, аукционы и т.д.) или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.
Мировой рынок характеризуется множественностью применяемых цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов. Множественность цен - наличие ряда цен на один и тот же товар одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе.
Различают цены: -по обычным коммерческим сделкам с платежом в свободно конвертируемой и неконвертируемой валюте; -по клиринговым соглашениям; -по программам в рамках государственной помощи и др.
Из этого множества цен можно выделить особый вид - «мировые цены» - цены крупных экспортно-импортных операций, в наибольшей степени характеризующие состояние м/н торговли конкретными товарами, а также цены, складывающиеся в важнейших центрах м/н торговли.
Признаки мировых цен:-регулярность (в отличие от цен сделок, носящих эпизодический характер); -коммерческий характер; -открытость торгово-политического режима; -свободная конвертируемость валюты платежа.
В современной МТТ применяются 2 вида основных цен: Расчетные цены - цены, индивидуально определяемые фирмами-экспортерами на конкр. виды промышленных товаров в соотв. с различными методиками. Публикуемые цены — цены, сообщаемые в спец. и фирменных источниках информации. Они отражают уровень мир. цен и могут быть разделены на подвиды:- справочные цены;-биржевые котировки; -цены аукционов; - торгов; - фактических сделок; - предложения крупных фирм и др.
14. нац уровень регулирование внешней торговли товарами
Нац. уровень. Страны, занимая различное положение в МЭ в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят опред внешнеторг политику. Под внешнеторг политикой гос-ва понимается целенапр воздействие гос-ва на торг отн с др странами.
Осн. целями внешнеторг политики являются: обеспечение экон роста; изменение способа и степени включения данной страны в МРТ; выравнивание структуры платежного баланса; обеспечение стабильности нац. валюты; сохранение полит. и экон независимости страны; обеспечение страны необход ресурсами.
Соврем внешнеторговая политика - взаимодействие 2 форм: протекционизма (политики, направленной на защиту внутр рынка от иностр конкуренции и зачастую на захват внешних рынков) и либерализации, связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли.
Применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в 2 основные группы: тарифные ограничения (таможенные пошлины) и нетарифные ограничения. Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин.
Мерами нетарифного регулирования являются: квотирование, лицензирование, эмбарго, валютные ограничения, налоги на экспортно-импортные операции, импортные депозиты, меры экономического стимулирования экспорта (государственное субсидирование, льготное кредитование, страхование), административные барьеры (технические стандарты, санитарные нормы, требования к упаковке и др).
15.Международ уровень регулирование внешней торговли Межд орг-ии, регул мировую торговлю по критерию масштабности и профильности решаемых задач, условно можно разделить на 2 гр: межд орг-ии, заним-ся вопр мировой торговли в целом и межд орг-ии, зан-ся вопр-ми регул-ия торговли одним или неск-ми связанными товарами.
К 1й группе: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)/Всемирная торговая организация (ВТО); Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); Комиссия ООН по праву м/н торговли (ЮНСИТРАЛ); М/н торговая палата (МТП).
ГАТТ - крупнейшая межд орг-ия, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. ВТО — преемница ГАТТ, центральная задача которой заключается в .либерализации мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров.
Все страны-члены ВТО принимают на себя обязательства выполнять 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многостор. торговые соглашения». Т.обр., ВТО представляет собой своеобразный многостор. контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируются свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
Конф-ия ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1962 г. по решению Эконом.и соц. совета ООН. Инициатором создания были развив и соц страны с целью восполнения недостатка внимания к торговым проблемам «третьего мира».
Комиссия ООН по праву межд торговли (ЮНСИТРАЛ) учреждена в 1964 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и униф права международной торговли.
Междторг палата (МТП) играет в целом дополн и вспом роль. Она издает сборники м/н коммерческих терминов («ИНКОТЕРМС»), распространяет обычаи, правила и нормы международной торговли, а также выполняет роль посредника в установлении контактов между торговцами и предпринимателями разных стран и их торгово-промышленными палатами.
2 группа - организации, специализирующихся на регулировании м/н торговли отд. видами товаров: Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК); М/н организация производителей и экспортеров металлов (МОПЭМ); Ассоциация стран-экспортеров железной руды (АПЕФ); Организация стран-экспортеров меди (СИПЕК), др.
17. Международная торговля услугами. Классификация услуг.
По торговле услугами в РБ положительное сальдо, а по торговле товарами – отрицательное. ВТО занимается данными вопросами.
Отличие товара от услуги:
Услуга: нематериальная форма; не хранится; сложно оценить качество; в большинстве случаев требует личного присутствия; не все услуги могут быть вовлечены в международный оборот (коммунальные, бытовые); в данном случае под экспортом понимается: услуга оказывается на месте, без вывоза; практически нет сразу конечного потребителя.
Товар: материальная форма; хранение; легко можно оценить качество; производятся обособленно; все могут быть вовлечены в международный товарооборот; экспорт – вывоз товара; могут быть посредники.
Классификация:1.услуги, направленные на товар (транспортные, страхование, таможенные) 2.услуги, направленные на человека, как конечного потребителя – Торгуемые: (ВТО выделяет 12 видов услуг) деловые, связи, финансовые, туризм, охрана окружающей среды, образование, инжиниринговые, по здравоохранению и др. и неторгуемые. Также есть Факторные услуги (земля, капитал, труд) и нефакторные (иные).
Способы предоставления услуг (ВТО):
1.трансграничное перемещение (транспорт, связи, передача данных голосом). 2.коммерческое присутствие (за рубежом через создание коммерческих структур)- сервисные, банковские, страховые, финансовые. 3.потребление за рубежом (в страну производителя услуг) – туризм, медицинские услуги, аренда транспортных средств. 4. перемещение поставщиков услуг (по приглашению или по собственному желанию)- лекторы, концерты.