Шпаргалка по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Natsionalka.docx

— 477.86 Кб (Скачать файл)

Задачи второго направления  должны решаться при государственном  содействии развитию регионов, объективно оказавшихся в более неблагоприятных  условиях. Механизм такого содействия, как правило, заключается в применении различных методов перераспределения  государственных финансовых ресурсов в пользу территорий, оказавшихся  в затруднительном положении.

К  достоинствам  проводимой  в настоящее время в Республике  Беларусь государственной региональной  политики  следует отнести то,  что в настоящее время регионально ориентированные меры  в нашей стране  разрабатываются и реализуются практически всеми министерствами  и другими республиканскими  органами государственного  управления  Республики  Беларусь.  В  качестве  основных  недостатков  современной государственной региональной политики в Беларуси следует отметить:

−  недостаточно  полное  и  эффективное  использование  внутренних  резервов обеспечения  устойчивого  социально-экономического  развития,  находящихся  в  самих  регионах Беларуси, слабая правовая, организационная  и финансовая поддержка местных  инициатив;

−  ориентация  действующей  системы  государственного  регулирования  преимущественно  на  использование  не  стимулирующих,  а  перераспределительных  налогово-бюджетных  и  других  инструментов  воздействия  на  экономику  и  социальную сферу  регионов,  которые,  как  и  прежде,  сопровождаются  многочисленными  и  часто неэффективными административными  мерами. (Фатеев В.С.,доктор экономических  наук, профессор, Белорусский государственный  экономический университет) 

 

 

  1. Региональный структурный анализ национальной экономики.

В Беларуси в качестве внутриреспубликанских  регионов выступают области и  г.Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства.

Регион (от лат . regio, regionis — область, местность, т.е. конкретная территория) можно определить как часть территории страны со специфическими природными, историческими и демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой. Как социально-экономическая система регион представляет собой часть территории, на которой создан и развивается относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной точки зрения регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими территориям и в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Своеобразие природных, экономических и демографических условий определяет специфику хозяйства каждого региона — специализацию, отраслевую структуру, уровень социально-экономического развития. 

Основой экономического потенциала регионов является промышленность, уровень развития которой, структура и специализация сложились в результате территориального разделения труда, наличия городских поселений и их транспортного положения, обеспеченности водными и минерально-сырьевым и ресурсами. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции в стране (2010г) имеют Гомельская область 21,1 %) и Минск (18,4 %), Витебская 17,4%, тогда как доля Гродненской области составляет 9,6 % , а Могилевской — 9,3 % . 

Одной из отраслей специализации  в регионах является пищевая промышленность, а в Брестской и Гродненской областях ей принадлежит первое место. Во всех областях, кроме Витебской, видное положение занимает машиностроение, которое в Минске является главной отраслью промышленности. Большинство регионов (кроме Брестской области и Минска) выделяются высоким уровнем развития химической и нефтехимической промышленности, в Минской и Могилевской областях она значительно преобладает над другим и отраслями. Ведущую роль в экономике Витебской и Гомельской областей играют отрасли топливно-энергетического комплекса. Для структуры промышленности всех регионов характерно преобладание отраслей, выпускающих средства производства. Территориальные пропорции с/х производства Беларуси обусловлены различиям и в уровне развития и размещения основных отраслей специализации, обеспеченности трудовым и ресурсами и основными средствами с/х назначения, почвенными, климатическими, экологическими и другим и особенностями регионов.

Социально-экономическое  развитие регионов во многом зависит  от наличия производственной инфраструктуры, особенно транспортной системы. Ведущую роль играет железнодорожный и автомобильный транспорт. Наибольшая плотность железных дорог — в Брестской, Витебской и Могилевской областях; наименьшая — в Минской. В Беларуси наблюдается достаточно выраженная региональная дифференциация  обеспеченности учреждениям и социальной инфраструктуры. Самая благоприятная ситуация наблюдается в Минске, где основные показатели ее развития существенно выше, чем в среднем по стране. Выше средне республиканских значений и большинство параметров обеспеченности объектам и социальной сферы в Витебской, Гродненской и Могилевской областях.

В каждом из регионов сформировался  специфический социально-экономический  комплекс.

Наиболее крупным по численности  населения и социально-экономическому потенциалу регионом является г. Минск, который выделяется в качестве самостоятельной  административно-территориальной единицы  и является единственным в стран  е городом республиканского подчинения. На долю Минска в 2010г. приходилось 19,7 % населения, 18,4 % продукции промышленности, 28,8 % розничного товарооборота и 35,2% платных услуг, оказываемых населению страны.

 В столице сосредоточено  около  73 % всех работающих в  науке и научном обслуживании  и 35 % — в финансировании, кредитовании  и страховании. 

Минск является крупнейшим индустриальным центром страны. Здесь  функционируют около 3900 промышленных предприятий и производств, 275 из них на самостоятельном балансе. Для столичной индустрии характерен высокий уровень концентрации производства.

Гродненская область – 11,2% населения, 10,9% розничного товарооборота, 9,1% платных услуг населению, 15,1% продукции  с/х.

 

 

33. Состояние, факторы  и тенденции развития регионов

Основными целями совершенствования  территориальной структуры экономики  и повышения комплексного развития отдельных регионов являются достижение структурно-технологической сбалансированности производства, преодоление диспропорций в развитии межотраслевых и региональных хозяйственных комплексов, отдельных  отраслей и  территорий, эффективное  использование имеющихся и потенциальных  конкурентных преимуществ регионов. Эти цели определяются общей стратегией формирования хозяйственного комплекса  Беларуси как суверенного государства.

В условиях перехода к рыночной экономике при повышении цен  на привозное сырье необходимы структурные  изменения, которые способствовали бы снижению зависимости производства от поставок дорогостоящих ресурсов. Поэтому в областях (Гомельская, Витебская, Могилевская), где такие отрасли имеют значительный удельный вес, следует принять меры по сокращению производства материало- и энергоемкой продукции и увеличению выпуска продукции наукоемких производств при одновременном проведении активной политик и ресурсе - и энергосбережения, вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов и попутных продуктов на базе внедрения научно-технических достижений. Это позволит наиболее эффективно использовать такие факторы конкурентоспо-собности регионов, как развитый производственный потенциал, наличие высококвалифицированной рабочей силы.

Структурная перестройка  требуется прежде всего в крупных городах. Именно здесь имеется ряд конкурентных преимуществ в виде мощного экономического потенциала, развитой производствен-ной и инновационной инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, а, кроме того, сосредоточено наибольшее число предприятий, нуждающихся в реструктуризации.

Во всех регионах целесообразно  повысить темпы развития производств, обеспеченных местным и сырьевым и ресурсами. В первую очередь  это относится к пищевой промышленности (все области и г.Минск), промышленности строительных материалов (Брестская, Гомельская, Гродненская, Могилевская области), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли (Брестская, Витебская, Гомельская, Могилевская).

Развитие аграрной сферы  определяется необходимостью сочетания  интересов регионов и страны в  целом в более полном обеспечении  населения продовольствием и  увеличении экспортных поставок продукции.

Важнейшим направлением структурной  перестройки с/х производства является совершенствование его размещения и специализации по экономическим  зонам в соответствии с наличием важнейших факторов, определяющих его  конкурентоспособность, а именно:

• естественного плодородия с/х угодий,  технологической пригодности  для возделывания определенных видов  с/х культур;

• обеспеченности трудовым и ресурсами (дифференциация регионов на трудообеспеченные, трудонедостаточные, трудоизбы-точные);

• производственных средств, необходимой производственной и  социальной инфраструктур.

Приоритетное развитие во всех регионах должна получить социальная сфера, важнейшая задача которой  — создание условий предоставления населению гарантированного минимума социально значимых услуг в соответствии с утвержденным и социальным и  стандартам и независим о от мест а проживания.

Особое внимание следует  уделить развитию социальной инфраструктуры агрогородков и малых городов  как центров обслуживания жителей  близлежащих сельских поселений.

Совершенствованию структуры  региональных социально-экономических  комплексов буду т способствовать:

•увеличение в отраслевой структуре промышленного производства всех регионов дол и отраслей, связанных  с использование местных ресурсов, особенно в Витебской и Минской  областях;

•приоритетное развитие сферы  услуг и снижение удельного веса с/х в общей структуре экономик и регионов.

Важнейшей задачей экономического развития регионов следует считать  более эффективное использование  имеющихся и потенциа-льных факторов повышения конкурентоспособности:

• выгодное географическое положение (Брестская , Гродненская  области, г.Минск);

•высокий уровень развития производственного и инновационного потенциалов (г.Минск, Витебская, Гомельская, Минская области);

• более благоприятные  условия для ведения с/х производства (Гродненская,  Брестская, Минская  области);

• наличие историко-культурной среды и соответствующей инфраструктуры для развития туризма, отдыха, рекреационной  деятельности (Брестская, Гродненская, Витебская, Минская области и  г.Минск) .

Проблемы каждого региона  необходимо решать исходя из общереспубликанских  задач и с учетом местных интересов  и особенностей. С целью обеспечения  устойчивого развития страны государственная  региональная политика должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсо-финансового  потенциала, достаточного для решения  основных задач социально-экономического развития. Не менее важны рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов, преимуществ территориального разделения труда, а также обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категорий и сельской местности.

 

 

  1.  Понятие переходного процесса при смене экономических порядков.

Переход от централизованно  регулируемой к рыночной эк-ке, как  и любой переход от одного эк-ого порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями эк-кой деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и гос воздействия на эк-кую деятельность, но и структура пр-ва и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, значимости различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.

 Под переходными следует  понимать процессы преобразования  содержания и структуры, мотивации  эк-кой деятельности, адаптации ее  к условиям и требованиям внутр и внешних рынков, что обусловлено изменениями эк-ого, гос-ого и общественного порядка.

Характер переходных процессов  определяет два типа переходной эк-ки. Первый тип базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Примером могут служить экономические  преобразования в Беларуси. Другой тип основывается на радикальной  перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии», когда новое создается  по принципу «разрушения всего старого» (эк-ка Польши, России).

Имеющийся опыт реализации этих процессов показывает, что первый путь менее разрушителен, требует  более низких трансакционных издержек, в социальном плане не вызывает резких социальных потрясений и обнищания  народа.

Эволюционный путь развития определяется специфической закономерностью  функционирования переходной экономики  — инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, которые  предопределяют невозможность быстрой  замены существующих форм другими. Такая  замена деформирует производственный процесс, ведет к спаду производства.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальная экономика"