Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".
Задачи второго направления
должны решаться при государственном
содействии развитию регионов, объективно
оказавшихся в более
К достоинствам проводимой в настоящее время в Республике Беларусь государственной региональной политики следует отнести то, что в настоящее время регионально ориентированные меры в нашей стране разрабатываются и реализуются практически всеми министерствами и другими республиканскими органами государственного управления Республики Беларусь. В качестве основных недостатков современной государственной региональной политики в Беларуси следует отметить:
− недостаточно полное и эффективное использование внутренних резервов обеспечения устойчивого социально-экономического развития, находящихся в самих регионах Беларуси, слабая правовая, организационная и финансовая поддержка местных инициатив;
− ориентация действующей системы государственного регулирования преимущественно на использование не стимулирующих, а перераспределительных налогово-бюджетных и других инструментов воздействия на экономику и социальную сферу регионов, которые, как и прежде, сопровождаются многочисленными и часто неэффективными административными мерами. (Фатеев В.С.,доктор экономических наук, профессор, Белорусский государственный экономический университет)
В Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г.Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства.
Регион (от лат . regio, regionis — область, местность, т.е. конкретная территория) можно определить как часть территории страны со специфическими природными, историческими и демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой. Как социально-экономическая система регион представляет собой часть территории, на которой создан и развивается относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной точки зрения регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими территориям и в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Своеобразие природных, экономических и демографических условий определяет специфику хозяйства каждого региона — специализацию, отраслевую структуру, уровень социально-экономического развития.
Основой экономического потенциала регионов является промышленность, уровень развития которой, структура и специализация сложились в результате территориального разделения труда, наличия городских поселений и их транспортного положения, обеспеченности водными и минерально-сырьевым и ресурсами. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции в стране (2010г) имеют Гомельская область 21,1 %) и Минск (18,4 %), Витебская 17,4%, тогда как доля Гродненской области составляет 9,6 % , а Могилевской — 9,3 % .
Одной из отраслей специализации в регионах является пищевая промышленность, а в Брестской и Гродненской областях ей принадлежит первое место. Во всех областях, кроме Витебской, видное положение занимает машиностроение, которое в Минске является главной отраслью промышленности. Большинство регионов (кроме Брестской области и Минска) выделяются высоким уровнем развития химической и нефтехимической промышленности, в Минской и Могилевской областях она значительно преобладает над другим и отраслями. Ведущую роль в экономике Витебской и Гомельской областей играют отрасли топливно-энергетического комплекса. Для структуры промышленности всех регионов характерно преобладание отраслей, выпускающих средства производства. Территориальные пропорции с/х производства Беларуси обусловлены различиям и в уровне развития и размещения основных отраслей специализации, обеспеченности трудовым и ресурсами и основными средствами с/х назначения, почвенными, климатическими, экологическими и другим и особенностями регионов.
Социально-экономическое развитие регионов во многом зависит от наличия производственной инфраструктуры, особенно транспортной системы. Ведущую роль играет железнодорожный и автомобильный транспорт. Наибольшая плотность железных дорог — в Брестской, Витебской и Могилевской областях; наименьшая — в Минской. В Беларуси наблюдается достаточно выраженная региональная дифференциация обеспеченности учреждениям и социальной инфраструктуры. Самая благоприятная ситуация наблюдается в Минске, где основные показатели ее развития существенно выше, чем в среднем по стране. Выше средне республиканских значений и большинство параметров обеспеченности объектам и социальной сферы в Витебской, Гродненской и Могилевской областях.
В каждом из регионов сформировался
специфический социально-
Наиболее крупным по численности
населения и социально-
В столице сосредоточено около 73 % всех работающих в науке и научном обслуживании и 35 % — в финансировании, кредитовании и страховании.
Минск является крупнейшим
индустриальным центром страны. Здесь
функционируют около 3900 промышленных
предприятий и производств, 275 из
них на самостоятельном балансе.
Для столичной индустрии
Гродненская область – 11,2% населения, 10,9% розничного товарооборота, 9,1% платных услуг населению, 15,1% продукции с/х.
33. Состояние, факторы и тенденции развития регионов
Основными целями совершенствования
территориальной структуры
В условиях перехода к рыночной экономике при повышении цен на привозное сырье необходимы структурные изменения, которые способствовали бы снижению зависимости производства от поставок дорогостоящих ресурсов. Поэтому в областях (Гомельская, Витебская, Могилевская), где такие отрасли имеют значительный удельный вес, следует принять меры по сокращению производства материало- и энергоемкой продукции и увеличению выпуска продукции наукоемких производств при одновременном проведении активной политик и ресурсе - и энергосбережения, вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов и попутных продуктов на базе внедрения научно-технических достижений. Это позволит наиболее эффективно использовать такие факторы конкурентоспо-собности регионов, как развитый производственный потенциал, наличие высококвалифицированной рабочей силы.
Структурная перестройка требуется прежде всего в крупных городах. Именно здесь имеется ряд конкурентных преимуществ в виде мощного экономического потенциала, развитой производствен-ной и инновационной инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, а, кроме того, сосредоточено наибольшее число предприятий, нуждающихся в реструктуризации.
Во всех регионах целесообразно
повысить темпы развития производств,
обеспеченных местным и сырьевым
и ресурсами. В первую очередь
это относится к пищевой
Развитие аграрной сферы определяется необходимостью сочетания интересов регионов и страны в целом в более полном обеспечении населения продовольствием и увеличении экспортных поставок продукции.
Важнейшим направлением структурной
перестройки с/х производства является
совершенствование его
• естественного плодородия с/х угодий, технологической пригодности для возделывания определенных видов с/х культур;
• обеспеченности трудовым и ресурсами (дифференциация регионов на трудообеспеченные, трудонедостаточные, трудоизбы-точные);
• производственных средств, необходимой производственной и социальной инфраструктур.
Приоритетное развитие во всех регионах должна получить социальная сфера, важнейшая задача которой — создание условий предоставления населению гарантированного минимума социально значимых услуг в соответствии с утвержденным и социальным и стандартам и независим о от мест а проживания.
Особое внимание следует уделить развитию социальной инфраструктуры агрогородков и малых городов как центров обслуживания жителей близлежащих сельских поселений.
Совершенствованию структуры региональных социально-экономических комплексов буду т способствовать:
•увеличение в отраслевой
структуре промышленного
•приоритетное развитие сферы услуг и снижение удельного веса с/х в общей структуре экономик и регионов.
Важнейшей задачей экономического
развития регионов следует считать
более эффективное
• выгодное географическое положение (Брестская , Гродненская области, г.Минск);
•высокий уровень развития
производственного и
• более благоприятные
условия для ведения с/х
• наличие историко-культурной
среды и соответствующей
Проблемы каждого региона необходимо решать исходя из общереспубликанских задач и с учетом местных интересов и особенностей. С целью обеспечения устойчивого развития страны государственная региональная политика должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсо-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития. Не менее важны рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов, преимуществ территориального разделения труда, а также обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категорий и сельской местности.
Переход от централизованно регулируемой к рыночной эк-ке, как и любой переход от одного эк-ого порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями эк-кой деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и гос воздействия на эк-кую деятельность, но и структура пр-ва и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, значимости различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.
Под переходными следует
понимать процессы
Характер переходных процессов определяет два типа переходной эк-ки. Первый тип базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Примером могут служить экономические преобразования в Беларуси. Другой тип основывается на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии», когда новое создается по принципу «разрушения всего старого» (эк-ка Польши, России).
Имеющийся опыт реализации этих процессов показывает, что первый путь менее разрушителен, требует более низких трансакционных издержек, в социальном плане не вызывает резких социальных потрясений и обнищания народа.
Эволюционный путь развития определяется специфической закономерностью функционирования переходной экономики — инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, которые предопределяют невозможность быстрой замены существующих форм другими. Такая замена деформирует производственный процесс, ведет к спаду производства.