Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Региональной экономике".
Чистый продукт (ЧП) общества представлял
собой валовой продукт за вычетом амортизационных
отчислений. По вещественному содержанию
ЧП - это предметы личного потребления
и средства производства, предназначенные
для расширенного производства. Вместе
с тем, чистый продукт является результатом
затраченного в данном году труда, поэтому
в политэкономии он рассматривался как
национальный доход, т. е. созданная за
год стоимость. По вещественному содержанию
НД распадался на две части: фонд потребления
и фонд накопления.
Потребность перехода нашей страны к СНС
стала проявляться в 1970-е гг., когда СССР
начал активно взаимодействовать с торговым
рынком. Это выявило существенные недостатки
системы баланса народного хозяйства:
ограниченный учет внешнеэкономических
связей, упрощенный подход к финан-совому
анализу, игнорирование материального
производства, повторный (двойной) счет.
В 1980-е гг. потребность в более глубоком
и комплексном анализе макроэкономики
стало ощущаться все более ясно. Органами
государственной статистики в дополнении
к БНХ в его традиционном виде стал разрабатываться
ряд новых таблиц, была начата разработка
баланса нематериальных услуг, затрат
на их оказание. Также в практику были
введены макроэкономические расчеты показателя
общего объема потребления населением,
охватывающего в дополнении к стоимости
потребления материальных благ, также
стоимость нематериальных услуг, поступивших
населению из всех источников (за счет
личных доходов, за счет общественных
фондов потребления и т.п.). Переход к рыночной
экономике явился еще одним важным фактором,
способствующим распространению СНС как
наиболее универсального метода в восточно-европейских
странах и СССР. В 1988 г. был сделан следующий
важный шаг в совершенствовании макроэкономической
статистики нашей страны, им стало введение
в регулярную статистическую практику
показателя валового внутреннего продукта
(ВВП), основывающегося на принципах СНС.
В 1992 г. была утверждена специальная государственная
программа, в которой предусматривалось
приведение в соответствие с требованиями
рыночной экономики действующей системы
статистических показателей. В современный
период состояние СНС в России может рассматриваться
только как начальная стадия перехода
к международному стандарту оценки основных
экономических показателей страны. Это
подтверждается существованием ряда проблем,
связанных с несоответствием системы
бухучета международному стандарту; несостыковкой
учетных данных между разными уровнями
экономики; ограниченным характером использования
показателей СНС на практике.
Вместе с тем переход от БНХ к СНС является
необходимым, так как предусматривает
решение важных задач. Он обеспечит более
широкую и ориентированную на рыночную
экономику систему макро-экономической
информации, необходимой прежде всего
для разработки экономической политики
органами государственного управления.
Кроме того внедрение показателей СНС
будет содействовать налаживанию международного
сотрудничества на основе универсального
статистического языка. Это позволит решить
проблему предоставления данных в международные
экономические организации.
Решение проблем, связанных с переходом
к СНС, требует значительных ресурсов.
Однако для такого перехода есть и благоприятные
условия. Между СНС и БНХ существует много
общего в методах упорядочения данных
с целью выявления наиболее значимых результатов
и закономерностей экономического процесса.
Например, в обеих системах проводится
различие между потоками товаров и потоками
доходов; потоками и запасами ресурсов;
промежуточным и конечным потреблением;
доходами, созданными в производстве,
и доходами, полученными от перераспределения;
текущими и единовременными расходами;
произведенными и непроизведенными активами.
3).Особенности башкирской регионалистики. В Башкирской АССР был накоплен значительный опыт исследования темпов развития и пропорций экономики на основе метода МОБ. По существу она являлась одной из немногих среди автономных республик, краев и областей, где регулярно составля-лись и анализировались отчетные и плановые межотраслевые балансы и на примере которой разрабатывались методологические и практические вопросы внедрения в плановую практику этого метода. Большая достоверность полученных результатов обеспечи-валась широким сочетанием стоимостных МОБ БАССР с балансами вышестоящих и однотипных регионов. В системе отчетных МОБ БАССР анализировался совокупный общественный продукт. По его размерам республика опережала более половины союзных республик, взятых в отдельности. Абсолютный размер СОП в 1987 г. составил 24469,8 млн. руб. (в ценах, действовавших в отчетном году). Национальный доход в том же году составил 8846,3 млн. руб. В то же время если в 1967-1972 гг. среднегодовые темпы прироста СОП составляли 6,4%, то в период 1973-1977 гг. - 5,6, в 1978-1982 гг. - 4,9, а в 1983-1987 гг. - лишь 2%.Начиная с 80-х годов в ряде отраслей промышленности (газовой, угольной, нефтеперерабатывающей, цветной металлургии) происходило сокращение производства. Не способствовало повыше-нию темпов роста СОП или хотя бы их стабильности положение дел в сельском хозяйстве. За 1981-1985 гг. прирост среднегодового объема продукции сельского хозяйства в сравнении с 1966-1970 гг. составил всего 11%.За 1966-1987 гг. материальные затраты в СОП Башкирской АССР выросли с 50% до более чем 60%. Соответственно снизилась доля чистой продукции, что характеризовало повышение затрат-ности хозяйствования. (табл. 1,2,3).По данным МОБ БАССР за 1982 г. более 58% стоимости сово-купного общественного продукта Башкирской АССР приходилось на фонд возмещения. В фонде возмещения предметы труда занимают 89%.
19)Структура воспроизводственного
потенциала региона