Шпаргалка по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:33, шпаргалка

Краткое описание

Правила - общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (или группы людей) при взаимодействии их с другими людьми или группами.

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_instek (2).doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

  1. Понятие правила (нормы). Понятие института. Институт как единица анализа.

Правила - общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (или группы людей) при взаимодействии их с другими людьми или группами. 
Институт — это совокупность, состоящая из правила и внешнего механизма принуждения индивидов к исполнению этого правила.

Это определение отличается от других определений, широко используемых в экономической литературе. Например, лауреат премии имени Нобеля по экономике Дуглас Норт дает следующие варианты определений: «Институты — это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми».

В совокупности они определяют структуру стимулов в обществах и их экономиках».

Обобщая эти определения, А.Е. Шаститко трактует институт как «ряд правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимо-действие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением этих правил».

Внимание к определению  понятия института важно по той причине, что институты представляют собой базовую единицу анализа институциональной экономической теории, а ихсовокупность составляет предмет этой теории.

 

  1. Мотивационная, координационная и распределительная функции институтов.

Мотивационная- стимулирование участия индивидов в коллективных действиях

Координационная- снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты

Распределительная- распределение  ресурсов между индивидами

 

  1. Формальные и неформальные правила. Варианты соотношения формальных и неформальных правил.

Правила, существующие в  памяти участников различных социальных групп, в роли гаранта которых выступает любой участник группы, заметивший их нарушение, называются неформальными правилами.

Правила, существующие в  форме официальных текстов или  удостоверенных третьей стороной устных договоренностей, в роли гарантов которых выступают индивиды, специализирующиеся на этой функции, называют формальными правилами.

Правила могут иметь  формальный и неформальный характер, поэтому выделяют конституционные правила и надконституционные правила.

Конституционными правилами в экономической теории называют правила общего характера, определяющие:

1) структуру взаимоотношений  между индивидами и государством, или граждан между собой;

2) иерархию государственных  органов.

Конституционные правила  как особый слой институциональной среды могут выделяться не только на уровне государства, но и на уровне фирм, корпораций (уставы, корпоративные кодексы и др.) Конституционные правила могут иметь формальный и неформальный характер: например, правила наследования в монархиях могут опираться на неписанные обычаи и традиции или иметь законодательную основу.

Надконституционными правилами называют наиболее общие трудноизменяемые нефор-мальные правила, имеющие глубокие исторические корни, тесно связанные с религиозными представлениями и стереотипами поведения больших групп населения. Этот вид правил относится к числу наименее изученных.

 

  1. Понятие трансакционных издержек. Классификации трансакционных издержек.

- издержки перехода  прав собственности и свободы отдельно от материального объекта из одних рук в другие и охрана этих прав. Пример с хищением нефти, где права собственности двигались не так как реальная нефть, они перепродавались множество раз, а сама нефть еще только находилась в резервуарах.

Рональд Коуз – издержки функционирования рынка.

Для покупателя транзакционные издержки  - издержки, которые не входят в цену, уплачиваемую продавцу, так если он продавал их себе самому.

Виды издержек:

  1. Горизонтальные – сделки, т.е. торговля. Асимметрия договора – вы тщательно учитываете свои интересы, но не всегда помните об интересах контрагента. Нужны специальные институты – законодательство.
  2. Вертикальные – управление, т.е. иерархичность системы. Основа – контракт, по которому мы отдаем часть своих свобод управляющему субъекту. Оппортунистическое поведение – отлынивание. Чем больше звеньев передачи информации, чем масштабней иерархия, тем больше возможностей искажения в узлах передачи.
  3. Диагональные – рационирование, т.е. сложные способы принятия решений, при которых инициатива исходит от одной стороны, а решение принимает другая. Например через суд.

Классификация:

  1. Издержки поиска и переработки информации - включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере, о ситуации на рынке, а также потери связанные неполнотой, несовершенством либо намеренным искажением информации.
  2. Издержки измерения - издержки на измерение качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка.
  3. Издержки ведения переговоров -  затраты на собственно ведение переговоров, на установление условий обмена и выбор формы сделки.
  4. Издержки на ведения контрактов  - затраты на юридическое (формальное) или неформальное оформление сделки.
  5. Издержки спецификации и защиты прав собственности.
  6. Издержки оппортунистического поведения - это затраты на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение уклонения от выполнения этих условий.

 

  1. Издержки поиска и переработки информации.

Издержки поиска информации: включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере, о ситуации на рынке, а также потери связанные неполнотой, несовершенством либо намеренным искажением информации.

Мешает найти асимметрия информации – неполнота информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Издержки измерения.

Типы благ:

1. исследуемые – относительное  низкие издержки измерения, до покупки

Когда вы приходите на рынок за яблоками или огурцами, вы имеете дело с исследуемыми благами, качество которых легко проверить. Вы пробуете один огурец и решаете, покупать четыре килограмма или нет, — вам не нужно пробовать все четыре килограмма. В этой ситуации лучше всего работают институты, связанные с горизонтальными трансакциями — сделками.

2. Опытные – достаточно высокие  издержки, до покупки

Все становится немного сложнее, если вы имеете дело с опытными благами, качество которых становится очевидно лишь по прошествии определенного времени. Например, покупая подержанный автомобиль, вы не знаете точно, сколько он протянет. Таких опытных благ, про которые вы понимаете, работают они или нет, только попользовавшись ими, когда уже след простыл от продавца, очень много. Здесь уже нужно вводить какие-то дополнительные институты — вам понадобится посредник, эксперт, какие-то сертификаты или и вовсе страховщик. Это по-прежнему может быть вполне рыночная схема, но она будет сложнее, чем в первом случае, потому что в ней появятся элементы саморегулирования отрасли или законодательство о страховании.

3. Доверительные – качество  блага, не понятно даже в  процессе

когда вы сталкиваетесь с доверительными благами, качество которых, строго говоря, вообще нельзя проверить. Самые яркие примеры — лечение и образование. Конечно, иногда вы можете постфактум выяснить, что лечиться надо было по-другому. Был такой опыт, когда швейцарских врачей опросили, какими лекарствами они лечат членов своей семьи и какие рекомендуют пациентам, — списки не совпали. То есть в некоторых случаях можно понять, где искать истинное качество. Но иногда это невозможно, как в случае с образованием. Вариантов много, и определить, было ли образование этого человека качественным, практически невозможно — даже по последствиям

  1. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов.

- затраты на  юридическое (формальное) или неформальное  оформление сделки.

Это ваши затраты на то, чтобы в  тексте контракта было записано, как  в тех или иных случаях (предвиденных вами) поведет себя ваш партнер и как будут складываться внешние обстоятельства. А применительно к случаям, вами не предугаданным, обычно в контракте формулируется некий механизм.

  1. Издержки спецификации и защиты прав собственности.

В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов6 необходимых для восстановления нарушенных прав, а также

потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

  1. Издержки оппортунистического поведения.

Издержки оппортунистического поведения — это издержки, связанные с трудностями контроля поведения сторон контракта.  Они складываются из потерь от оппортунистического поведения  и затрат на его предотвращение.

Это самый скрытый  и, с точки зрения экономической теории, самый интересный

элемент трансакционных издержек. Сам термин - "оппортунистическое поведение" - был введен О. Уильямсоном. Оппортунистическим считается поведение, уклоняющееся от условий контракта. Сюда относят различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т. д. Издержки этого типа возникают из-за асимметрии информации и связаны с трудностями точной оценки пост-контрактного поведения другого участника сделки. Максимизирующие полезность индивидуумы всегда будут уклоняться от условий договора (т. е. предоставлять услуги меньшего объема или худшего качества) в тех пределах, в каких это не угрожает их экономической безопасности.

  1. Виды оппортунистического поведения.

Причина возникновения - неполнота контракта. Теория контракта говорит, что ни один контракт не может быть полным. Ограниченность возможности мониторинга.

Моральная угроза в страховании:

1. Недобросовестное поведение  (мошенничество)

2. Пренебрежение рисками

3. Сверхнормативное потребление  услуг, оплачиваемых в результате страховки

Моральный риск присутствует в рыночных трансакциях и организациях.

1. В рыночных трансакциях: 

- сокрытие неявных  качеств продаваемых товаров,

- недобросовестное распоряжение  доверенной собственности (1. излишние траты, которые на такое распоряжение накладываются на ее владельца; 2. рискованное употребление доверенной собственности, несогласованное с ее владельцем)

2. В организациях:

- поведение исполнителя  - отлынивание (1. При повременной оплате: добросовестное/недобросовестное; 2. При сдельной оплате: экономия на качестве для количества)

Способы борьбы с отлыниванием: увеличить объем контроля, усложнение оценок в доверительном измерении, стимулирование.

Проблемы оппортунизма в организации связаны с поведением менеджера. Формы моральной угрозы со стороны менеджера:

1. Сверхпотребление на  рабочем месте

2. Инвестиции за счет  дивидендов

3. Расширение операций  за пределы оптимальности с точки зрения стоимости фирмы

4. Противостояние поглощения

"Золотой  парашют"

"Вымогательство" (holding-up). Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько "притираются" друг к другу, что каждый становится

незаменимым, "уникальным" для остальных членов "команды".

Это значит, что  если какой-то фактор решит покинуть "команду", то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для

"шантажа" в форме угрозы выхода из "команды". Даже когда "вымогательство" остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями. Во-первых, учитывая угрозу "вымогательства", участники "команды" будут избегать долговременных инвестиций. Во-вторых, чтобы застраховать себя от этой опасности, они будут стремиться заключить долговременные контракты, оговаривая в них условия выхода из "команды", штрафные санкции за преждевременные выходы и т. д. (Самая радикальная форма защиты от "вымогательства" -- превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов "команды" пучка правомочий

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Права собственности. Спецификация и размывание прав собственности.

Права собственности – санкционированные обществом нормы, регулирующие доступ к редким ресурсам.

Физические и бестелесные  объекты.

EBITDA – earnings before interest taxes depreciation (на материальные ресурсы) amortization (на НМА).

Функция прав собственности – поведенческая – действуя в качестве стимулов, они поощряют одни способы поведения и подавляют другие (через запреты или повышение издержек).

Защищаются законом, моральными установками, обычаями, религиозными заповедями и т.д.

Обмен прав – обмен пучками прав собственности:

1. Право на исключение  из доступа к ресурсу других агентов.

2. Право на пользование  ресурсом

3. право на получение дохода от ресурса.

4. право передачу всех  полномочий.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика"