Шпаргалка по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:33, шпаргалка

Краткое описание

Правила - общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (или группы людей) при взаимодействии их с другими людьми или группами.

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_instek (2).doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Спецификация  прав собственности – ясно определены и надежно защищены.

Процесс обратной спецификации прав собственности – размывание прав собственности – права не точно установлены, плохо защищены или попадают в разного рода ограничения со стороны государства.

Степень спецификации зависит  от баланса выгод и убытков.

Каналы передачи прав собственности – контракты.

  1. Общая собственность (свободный доступ), частная и государственная собственность.

Частная собственность  - собственник владеет правами

Все кроме собственника исключены из доступа к ресурсу. Сам решает, как использовать и  на каких условиях передавать имеющиеся у него правомочия.

Достоинства системы  частной собственности:

1. Обеспечивает наиболее тесную связь между решениями экономическими агентами и получаемыми ими результатами.

2.  приучает агентов  к дальновидности, заставляет учитывать  отдаленные последствия предпринимаемых действий.

3.  поощряют нововведения  и эксперименты

4. способствуют перемещения ресурсов тем агентам, которые ценят их выше и способны распорядиться ими лучше других.

5.  позволяет собственникам  специализироваться в реализации только тех частичных правомочий, где их производительность выше.

Недостатки:

Из-за высоких издержек спецификации не поддается распространение на все ресурсы

Общественная

Доступ открыт  всем членам общества, а пользуются те, кто успел, поскольку предложение большинство ограниченно.

Достоинства:

1. требуют минимальных издержек  по ее поддержанию (не нужно охранять)

2. препятствуют образованию искусственных монополий.

Недостатки:

Трагедия общедоступности Tragedy of Commons – быстрое истощение общественных ресурсов.

Государственная

Владельцы – налогоплательщики.

Доступ к ресурсу  исходя из коллективного права собственности.

Достоинства:

1. оказывается необходимым  и эффективным при производстве общественных благ, требующих масштабных единовременных инвестиций, при неясной отдаче в будущем.

Недостатки:

1. вытеснение добровольных  форм сотрудничества принудительными

2. политизация принятия  решений

3. слабость контроля  со стороны собственника за  действиями агентов, управляющими ресурсами.

 

  1. Внешние эффекты. Классификации внешних эффектов. Альтернативные способы решения проблемы внешних эффектов.

Определение и классификации  внешних эффектов.

В неоклассической экономической  теории внешние эффекты рассматриваются как следствие или форма проявления провала рынка, или механизма цен. Отсюда их определение: внешние эффекты - полезность или издержки, которые не учитываются в системе цен. Вместе с тем рассмотрение различных форм координации действий экономических агентов, которые обладают как сравнительными преимуществами, так и изъянами, показывает, что включение в определение понятия цены необязательно, так как возможны другие способы учета выгод и издержек (в неценовых компонентах контрактов). Вот почему более общим определением понятия внешнего эффекта следует считать следующее:

Внешние эффекты - величина полезности или издержек, которые  не отражены (неспецифированы) в условиях контрактов.

Многообразие форм взаимодействия между экономическими агентами выражается в много-образии возникающих внешних эффектов. Они могут классифицироваться по целому ряду критериев.

Выделяют положительные  и отрицательные внешние эффекты (экстерналии).

По особенностям возникновения (основаниям) внешние эффекты могут быть потребитель-скими, технологическими или денежными:

- Потребительский внешний  эффект — это экстерналия,  возникающая на основе необособляемых друг от друга прямой функциональной зависимости полезности от количества потребляемого бла-га для одного человека и обратной (прямой) функциональной зависимости для другого человека.

- Технологический внешний эффект  — экстерналия, возникающая на основе существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента.

- Денежный внешний эффект — экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции - другого экономического агента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теорема Коуза.

Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности". Тем самым предполагается, что в условиях нулевых трансакционных издержек (а именно из них неявно исходила неоклассическая теория) рынок способен справляться с внешними эффектами сам, без всякого вмешательства государства.

Один из примеров, доказывающих теорему - о расположенных по соседству земледельческой ферме и скотоводческом ранчо, наглядно иллюстрирует логику теоремы. Предполагается, что существует неогороженный участок, возделываемый фермером, куда может забредать скот его соседа. Предполагается также, что дополнительный доход хозяина ранчо от увеличения стада на одну единицу меньше дополнительных потерь от потравы, которые понесет при этом фермер. Следовательно, при принятии хозяином ранчо подобного решения структура размещения ресурсов оказалась бы неэффективной.

Однако из теоремы Коуза следует, что независимо от того, кому принадлежит право прохода через поля - фермеру или владельцу ранчо - неэффективное решение о выращивании дополнительной коровы не будет принято. Если правом не допускать прохода обладает фермер, у него будет возможность потребовать компенсацию, равную причиненному ущербу, и, сопоставив потери и выгоды, скотовод откажется от своего плана как явно убыточного. Но результат будет таким же, если по закону владелец ранчо не несет ответственности за потраву. Фермер предложит ему тогда "выкуп" за отказ от увеличения стада. Источником выкупа станет ожидаемый доход фермера, который больше того, что хозяин ранчо мог бы заработать на лишней корове. Подобная сделка будет отвечать интересам обеих сторон, так что урожай зерна и поголовье скота останутся такими же, как и в предыдущем случае.

 

  1. Понятие контракта. Виды контрактов по О. Уильямсону.

Контракт – это  совокупность правил, структурирующих в пространстве и во времени обмен между двумя (и более) экономическими агентами посредством определения обмениваемых прав и взятых обязательств и определения механизма их соблюдения.

Виды контрактов:

  • Классический
  • Неоклассический
  • Отношенческий (обязательственный)

Классический – полный и формализованный контракт, предполагает расторжение соглашения при возникновении конфликтной ситуации, гарантом его выполнения является государство. Контракт краткосрочный, сделка и активы типовые.

Неоклассический - является неполным, предполагает непрерывность отношений сторон при возникновении конфликтной ситуации до завершения сделки. Гарант выполнения контракта — третья сторона. Контракт долгосрочный, активы типовые или среднеспецифичные.

Отношенческий - является неполным, предполагает длительное сотрудничество сторон. Гарант выполнения контракта — один или оба контрагента. Контракт долгосрочный, активы специфичные.

 

  1. Фирма. Контрактная природа фирмы.

Фирма как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом.

Фирма - это институциональное  образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую и иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственником.

Существуют государственные  и частные фирмы. Предпринимательская фирма - фирма, находящаяся в собственности предпринимателя, который покупает на рынке все необходимые факторы производства. Естественно, целью такой фирмы является максимизация прибыли собственника - остаточного дохода после осуществления платежей владельцам факторов.

Контрактная теория фирмы:

В формируемых рыночных условиях взаимодействия хозяйствующих субъектов центральное место занимают добровольные гражданско-правовые сделки и отношения, принимающие форму контрактов, в которых четко устанавливаются права и ответственность договаривающихся сторон.

Фирма рассматривается  не просто как производственная функция, а как набор ресурсов, принадлежащих различным агентам. В состав ее участников могут входить акционеры, кредиторы, поставщики, управляющие, наемный персонал, потребители и т. д. В этом смысле фирма представляет собой сеть переплетающихся контрактов.

Контрактная концепция  фирмы представляет фирму как набор связанных между собой контрактов. В сущности, контракт - это соглашение, подкрепленное юридически, между двумя сторонами о взаимных обязательствах и правах.

Ядро (центр, связующее  звено) сети образуют долговременные договорные отношения между владельцами наиболее важных ресурсов. Поэтому точнее фирму можно определить как особый долговременный контракт, связывающий воедино составляющие ее части (персонал, владельцев, инвесторов, поставщиков, менеджеров и т.д.).

Как и при технологической  концепции, существование фирмы выводится в этом случае из экономии от масштаба.

Чем более общий, кратковременный, определенный и контролируемый характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без ее юридического оформления, либо ограничиться составлением простейшего типового контракта. Напротив, чем более специальный, повторяющийся, неопределенный и трудноизмеримый характер носит сделка, тем сильнее стимулы к установлению долговременных договорных отношений с и подробным перечнем взаимных обязательств на все случаи жизни.

Фирма как долговременный контракт. Подобно технологическому подходу, существование фирмы выводится в этом случае из экономии от масштаба и разнообразия. Только речь идет уже об экономии не технологических, а трансакционных затрат. Производственные факторы будут интегрироваться путем установления долговременных контрактных отношений, только если в результате этого их взаимодействие начнет осуществляться с меньшими трансакционными затратами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и функции государства с точки зрения институциональной экономической теории.

В рамках институционального подхода государство можно определить как особый тип организации, который фундаментально отличается от других организаций, функционирующих в рыночной экономике.

А) Государство наделено властью, или  политической волей.

Б) Для соблюдения своей политической воли государство создает особые институты принуждения и наказания – "институты применения насилия".

чиновников, принимающих решение  от имени всего общества, которые  преследуют свои личные цели и лоббируют  групповые цели, поэтому самому государству присуще "раздвоение".

Г) Для лица, принимающего решение  от имени государства, система предпочтений формируется искусственно. Ее можно представить как взвешенную среднюю арифметическую индивидуальных предпочтений, в которой сами веса представляют сложное произведение различных коэффициентов: политического (социального) предпочтения, индивидуального и группового влияния, инерции, обеспеченности решения институтами реализации и пр.

Д) Решения, принимаемые государством, носят глобальный характер, касаются одновременно целой группы (или вообще всех) субъектов и действуют длительное время.

Е) Ответственность государства  за принимаемые решения реже и в меньшей степени персонифицирована, так как сами решения почти всегда носят коллективный характер. А значит, лица, принимающие решения, несут солидарную ответственность. Феномен солидарной ответственности, с одной стороны, порождает круговую поруку, с другой — коллективную безответственность ("не с кого спросить").

Некоторые функции государства:

А) Ограничение выбора. Неоклассическая теория рассматривает, по сути, два типа ограничений выбора хозяйствующих субъектов: бюджетные (доходы и цены) и натуральные («физические ресурсы») ограничители. Отличием институциональной теории является введение в экономический анализ третьего типа ограничителей - институциональных. Этими ограничениями как раз и являются формальные и неформальные институты - правила, лимитирующие действия частных и юридических лиц (следует учитывать, что институты включают санкции юридического или социального характера, которые вступают в силу при нарушении указанных правил).

Б) Влияние на структуру стимулов. В зависимости от характера правил игры (например чёткая определённость и защищённость прав собственности или, наоборот, неопределённость отношений собственности) хозяйствующие субъекты стимулируются к эффективному использованию ресурсов для максимизации личного дохода от производственной деятельности или же к непроизводительному употреблению ресурсов в целях поиска ренты или непосредственного участия в криминальных видах деятельности. Известный неоинституционалист Т.Эгертссон в своей работе институциональной теории предложил при анализе общественного выбора ввести дополнительную кривую социальных возможностей, которая расположена левее кривой производственных возможностей и сдвиг которой в право расширяет границы выбора. Исходя из этого, можно предположить что сдвиг в право может происходить под воздействием отмены различных ограничений на права собственности, замены менее эффективных норм более эффективными, культурной эволюции общества, а так же просто под влиянием времени, когда институциональный вакуум, стимулирующий оппортунистическое поведение и повышающий трансакционные издержки, заполняется неформальными институтами с собственными формами защиты.

В) Снижение степени неопределённости и выполнение координирующей функции. Наличие правил игры структурирует взаимодействия между хозяйствующими субъектами и тем самым облегчает координацию между ними. Это сужает возможный диапазон действий субъектов и, тем самым, снижает степень неопределённости.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика"