Шпаргалка по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:49, шпаргалка

Краткое описание

Собственность как экономическая категория. Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане она тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми . Собственность как юридическая категория Экономические от

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика экзамен печать.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

 

46.формы  собственности. Различают типы и формы собственности на средства производства: частную и общественную. Частная собственность выражает отношения обособленного присвоения средств производства, а, следовательно, и его результатов, отдельными субъектами – собственниками данных средств. Частная собственность выступает как: частная индивидуальная трудовая собственность, основанная на личном труде собственника и труде членов его семьи; частная собственность, основанная на применении наемного труда. Общественная собственность означает совместное присвоение средств и результатов производства. В рамках частной и общественной собственности существуют многообразные формы собственности: 1) Собственность государственная – имущество, принадлежащее государству, главным образом на такие объекты, функционирование которых оказывает решающее влияние на развитие экономики страны. Государственная собственность может быть общенародной, или региональной. 2) Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее органам местного самоуправления. 3) Собственность граждан – имущество граждан (предметы потребления, средства производства для ведения подсобного хозяйства, жилье, предметы домашнего хозяйства, средства передвижения и т.п.). 4) Собственность коллективная и корпоративная – имущество, принадлежащее нескольким совладельцам. К коллективной собственности относятся предприятия товариществ, к корпоративной -акционерных обществ. 5) Собственность общественных организаций – имущество, принадлежащее общественным объединениям (организациям), являющимся юридическими лицами. Важную роль играют экономические формы реализации собственности, к которым можно отнести: а) доходы в виде заработной платы, прибыли, ренты, процента; б) систему экономических отношений (интересов); в) конкретные народнохозяйственные результаты.

 

 

47.Рынок капиталов  и ссудный процент. Капитал — запас материальных и нематериальных ценностей, используемых производительно для получения доходов. Иными словами, капитал — любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Различают физический (материально вещественный капитал) и человеческий капитал. Физический капитал — имущество длительного пользования (здания, машины, оборудование), используемое фирмой в ее деятельности. Различают основной и оборотный физический капитал. Основной капитал — реальные активы длительного пользования, стоимость которых переносится на продукт частями в течение ряда периодов производства (здания, сооружения, машины, оборудованиетранспортные средства и т. д.).Оборотный капитал — реальные активы, стоимость которых полностью переносится на стоимость нового товара и возвращается в денежной форме к предпринимателю при реализации товара в каждом цикле (сырье, топливо, материалы, полуфабрикаты). Человеческий капитал — физические и умственные способности человека, полученные посредством образования или практического опыта; мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Иными словами, человеческий капитал — особая разновидность трудовых ресурсов. Поэтому под капиталом на рынке факторов производства подразумевают материальные факторы, капитальные блага. Еще один аспект капитала связан с его денежной формой. Денежный капитал является общим знаменателем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого актива. В денежном выражении может быть просчитана стоимость как физического, так и человеческого капитала. Капитал, воплощенный в средствах производства, называется реальным капиталом.Денежный капитал, или капитал в денежной форме, представляет собой инвестиционные ресурсы. Сам по себе денежный капитал экономическим ресурсом не является, его непосредственно в производстве использовать нельзя, однако можно использовать для покупки факторов производства.  Ссудный капитал — предоставляемый собственниками денег в ссуду предпринимателям и приносящий доход в виде процентов. Движение ссудного капитала называется кредитом. Все хозяйственные агенты — и те, кто берет деньги в долг, и те, кто предоставляет средства для займов, оперируют на рынках, называемых рынками ссудного капитала. Рынок ссудного капитала — совокупность финансовых рынков, на которых происходит перераспределение капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал.Посредниками на рынке ссудного капитала выступают банки, фонды и другие специализированные финансовые фирмы. Главной задачей рынка ссудных капиталов является преобразование бездействующих денежных средств в ссудный капитал. Заемщиками (дебиторами) являются, прежде всего, предпринимательские фирмы, использующие заемные средства для создания нового капитала.

48. Закон спросаЗакон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.Неценовые факторы, влияющие на спрос:Уровень доходов в обществе;Размеры рынка;Мода, сезонность;Наличие товаров-субститутов (заменителей);Инфляционные ожидания.В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует. Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижение цен.Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.[править]Закон предложенияЗакон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место..Факторы, влияющие на предложение: Наличие товаров заменителей.2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).3. Уровень технологий.4. Объём и доступность ресурсов.5. Налоги и дотации6. Природные условия7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)8. Размеры рынкаЭластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:

 

49.д ля начала дадим определение понятию «монополия». Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во времяэкономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений (кризисов и монополий) указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашнейэкономической литературе получили название «детей кризиса».Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции (этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии – это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя илипредприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.Монополия предполагает выполнение следующих условий:1) монополист является единственным производителем данного товара;2) продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;3) проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;4) степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращение объема продаж прямо пропорционально росту цен).Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой – монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить». Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.

  1. Заработная плата и ее формы.

Особую роль в структуре доходов работника  принадлежит заработной плате. Она  в настоящее время, и в ближайшие  годы остается для подавляющего числа работников основным источником доходов, а значит заработная плата и в перспективе будет наиболее мощным стимулом повышения результативности труда и производства в целом. В США доход от трудовой деятельности составляет примерно 65% общего дохода работника.Первый (идеальный вариант) – на рынке труда спрос на рабочую силу соответствует предложению. В таком случае цена рабочей силы, определяемая заработной платой, которую получает работник, будет равна ее стоимости;Второй вариант – спрос на рабочую силу превышает предложение. При такой ситуации работодатели, собственники, предприниматели, конкурируя на рынке труда, могут предлагать заработную плату работникам (прежде всего, высокой квалификации, дефицитных профессий) значительно выше ее стоимости;Третий вариант, достаточно распространенный в условиях рыночной экономике предложение на рабочую силу превышает спрос на нее. Теперь ужу работники конкурируют между собой за получения рабочих мест. Здесь возможна тенденция к снижению цены рабочей силы и размеров заработной платы. Теоретически в данном случае создаются благоприятные возможности для установления заработков ниже стоимости рабочей силы. Однако государство должно законодательно «блокировать» такие возможности. Для этого официально утверждается уровень минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), и минимальная заработная плата не должна быть меньше уровня физиологического минимума. Формы и системы оплаты труда различаются порядком начисления заработной платы в зависимости от результативности труда. Система начисления заработной платы должна быть на столько простой и ясной,чтобы связь между производительностью труда, качеством продукции(услуг) и заработной платой могла быть доступна пониманию каждого рабочего и служащего.Повременная форма оплаты труда предлагает,что величина заработка работника определяется на основе фактически отработанного времени и установленной тарифной ставке(оклада).При сдельной форме оплаты труда заработная плата начисляется работнику исходя из количества фактически изготовленной продукции(выполненного объема работ)или затрат времени на ее изготовление. 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экономика"