Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika-otvety_k_voprosam_po_ekzamenu.docx

— 396.43 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее часто при  анализе распределения доходов  используют две меры: совокупный доход  и рассеивание (отклонение) доходов. В рамках этих подходов пытаются определить, насколько велик доход и как  он распределен между членами  общества.

 

Здесь, в первую очередь, определяют величину среднего дохода, а затем рассматривают, насколько  неравномерно распределены доходы вокруг него. Центр диапазона распределения может быть охарактеризован средними разных видов. В зависимости от характера осредняемого признака и имеющихся данных в экономическом анализе используются средняя арифметическая, медиана и мода. Показатель среднего дохода, исчисляемый как средняя арифметическая, достаточно чувствителен к повышению или понижению удельного веса высокодоходных или низкодоходных групп населения. В статистике большинства развитых стран для характеристики общего уровня доходов используется их медианный уровень, т. е. уровень, выше и ниже которого получает доход одинаковое число работников. Медиана — величина признака у единицы, находящейся в середине ранжированного (упорядоченного) ряда распределения. Еще одной характеристикой, применяемой при исследовании доходов, является мода, представляющая собой наиболее распространенный уровень дохода. Мода — величина признака, чаще всего встречающаяся в определенной совокупности единиц. Средний доход, медиана и мода располагаются по убыванию следующим образом: мода меньше медианы, медиана меньше среднего. Следовательно, самый общий (распространенный) уровень дохода меньше, чем доход в середине распределения, который, в свою очередь, меньше, чем средний доход. Средний доход превышает и медианный, и модальный уровни дохода. Это превышение среднего дохода как над медианным, так и над модальным уровнем обусловлено значительной долей лиц, имеющих высокие и сверхвысокие доходы. Следовательно, использование среднего дохода в качестве показателя благосостояния населения приво­дит к значительному завышению уровня доходов основной массы людей. Модальный же доход стремится к нижним доходным группам и отклоняется от медианного в меньшую сторону. Следовательно, использование модального дохода в качестве показателя благосостояния приводит к занижению реального уровня доходов населения» Таким образом, наиболее достоверным является медианный доход.

 

Однако все названные  характеристики не дают ответа на вопрос о том, во сколько раз доходы одной  группы населения превышают доходы другой группы. Здесь анализ распределения  доходов необходимо дополнить показателями, измеряющими разрыв между высоко- и низкодоходными группами населения. Этой цели служат децильные, квартильные,  квантильные  и другие коэффициенты. Децильный коэффициент концентрации доходов предполагает разбиение всего населения, принятого за 100 %, на десять равных групп и нахождение отношения между последней и первой группами. Децильный коэффициент дифференциации доходов показывает, во сколько раз минимальный доход 10 % само­го обеспеченного населения превышает максимальный доход среди 10 % наименее обеспеченного населения. Аналогично, квартальный коэффициент концентрации доходов предполагает разбиение всего населения, на четыре равные группы по 25 %, квантильный — на пять доходных групп.

 

Анализ доходов населения  с точки зрения их дифференциации может опираться на расчет накопленных  частот и построение кривых Лоренца. Линия ОВ называется линией абсолютного равенства. Ломаная линия OAВ - это линия абсолютного неравенства. Реальное распределение доходов в обществе характеризуется кривой ODB и степенью ее отклонения от биссектрисы.

 

Кривая Лоренца устанавливает  соответствие между численностью населения  и объемом получаемого суммарного дохода. Если совокупный доход и  численность населения принять  за 100 %, то в точке В 100 % дохода будет распределено среди 100 % населения. Если совокупный доход распределяется между от­дельными лицами абсолютно равномерно, т. е. все доходы равны, то кривая Лоренца совпадает с линией 45° (биссектрисой) и доля любого квантиля получателей доходов совпадает с его долей в общем числе получателей дохода. Если бы такое равенство в распределении доходов существовало, то 20 % населения получали бы 20 % от совокупного дохода общества, 40 % населения соответственно 40 % и т. д. Реальное распределение доходов в обществе характеризуется степенью отклонения кривой Лоренца от биссектрисы. Неравенство в распределении доходов означает, что каждая группа из верхних квантилей будет получать большую часть совокупного дохода общества, а каждая группа из нижних квантилей — меньшую долю. Абсолютное неравенство означает, что и 20, и 40 и так далее процентов населения не по­лучат никакого дохода за исключением единственного, последнего в ряду распределения человека, который присваивает 100% всего дохода общества. Если кто-либо получает весь доход, то кривая Лоренца будет располагаться вдоль горизонтальной оси, а затем поднимется вертикально.

 

Отклонения кривой Лоренца  от биссектрисы можно измерить через  отношение площади фигуры между  кривой Лоренца и биссектрисой к  площади всего треугольника, образованного  биссектрисой и кривой Лоренца. В  результате получим показатель, характеризующий  степень неравенства, который в  экономиче­ской литературе получил название коэффициента концентрации доходов или коэффициента Джимы, который рассчитывается следующим образом: G = SODB/SOAB. Кривые Лоренца наглядно демонстрируют политику выравнивания доходов, проводимую государством посредством налогообложения и разного рода социальных программ. При прогрессивной налоговой системе с более высоких доходов взимается более высокий налог. В результате различных социальных программ увеличиваются доходы наименее обеспеченной части населения. На основе соответствующих данных можно построить кривые Лоренца, которые отражали бы распределение доходов до выплаты налогов, после их уплаты и после получения выплат и пособий по социальным программам (см. рисунок). Оценить степень неравенства в распределении доходов в обществе можно с помощью коэффициента фондов. Коэффициент фондов измеряет соотношение между средними доходами двух групп населения: 10 % населения с самыми высокими доходами и 10 % населения с самыми низкими доходами. Коэффициент фондов исчисляется путем сопоставления суммарного дохода указанных групп населения.

 

Для оценки дифференциации населения по доходам используется коэффициент  бедности.  Коэффициент  бедности — относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение  численности населения, имеющего уровень  доходов ниже прожиточного минимума, к общей численности населения  страны.

57.Бедность.Измерение бедности: Бе́дность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе

Основные показатели бедности определяются формулой, предложенной Джеймсом Фостером (James Foster), Джоэлом Гриером (Joel Greer) и Эриком Торбеке (Erik Thorbecke): где P — общий показатель бедности;

 

a — параметр, показывающий о каком именно показателе бедности идет речь;

 

Zh — черта бедности отдельного домохозяйства h, которая зависит от его состава;

 

Yh — уровень дохода отдельного домохозяйства h;

 

q — количество бедных домохозяйств;

 

H — общее количество  домохозяйств.

 

На основе формулы Фостера-Гриера-Торбеке определяются основные показатели бедности:

коэффициент бедности и уровень  бедности (a = 0);

индекс глубины бедности (a = 1);

индекс остроты бедности (a = 2).

58.Гос.регулирование распределения  доходов.Социальная политика государства.Система социальной защиты: Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

 

- экономический рост;

 

- полная занятость; 

 

- стабильность уровня  цен и устойчивость национальной  валюты;

 

- внешнеэкономическое равновесие.

 

В системе экономических  целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается  с абсолютным и относительным  увеличением ВНП. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному. Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.

 

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные  и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

 

Материальной базой и  важным инструментом государственного регулирования являются государственная  собственность и государственное  предпринимательство. Государственная  собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

 

Государственная собственность  используется для регулирования  социальных процессов. Инструментами  государственного регулирования выступают  финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая  политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

 

Социальная политика и  внешнеэкономическое регулирование  являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным  инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого  распределения доходов.

 

Внешнеэкономическое регулирование  включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

 

Для каждой страны набор  инструментов и степень вмешательства  государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех  или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

59.Мировая торговля:

Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

 

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка  в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики  Нового времени.

 

Термин международная  торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист  Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».

Теория абсолютного преимущества

 

До сих пор мы игнорировали вопрос, почему странам вообще нужно  торговать, почему Шри-Ланке или  любой другой стране недостаточно товаров  и услуг, производимых на их территориях? В действительности многие страны, следуя меркантилистской политике, пытались стать экономически самостоятельными, насколько это было возможно, организуя  производство товаров внутри страны.

 

В своей книге "Исследование о природе и причинах богатства  народов", вышедшей в 1776 г., Адам Смит подверг критике положение меркантилистов о том, что богатство страны зависит  от владения сокровищами. Он заявил вместо этого, что реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных  ее гражданам. Смит разработал теорию абсолютного преимущества (absolute advantage), которая утверждает, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. На основе этой теории он поставил вопрос: "Зачем граждане страны должны приобретать отечественные товары, если они могут покупать такие же за рубежом по более низким ценам?"

 

Смит доказывал, что если торговля не будет ограничиваться, каждая страна начнет специализироваться на производстве той продукции, которая  обладает конкурентным преимуществом. Ресурсы каждой страны перетекут  в рентабельные отрасли, так как  страна не сможет конкурировать в  нерентабельных отраслях. Путем специализации  страны смогут повысить производительность, потому что: 1) рабочая сила может  стать более квалифицированной  при выполнении одних и тех  же заданий; 2) работники не будут  терять время на переключение с одного вида продукции на другой; 3) длительные периоды производства однородной продукции  обеспечат стимулирование выработки  более эффективных методов работы. Затем страна сможет использовать избыток  своей специализированной продукции  для приобретения большего количества импорта, чем могла бы в противном  случае произвести. Но на производстве какой продукции страна должна специализироваться? Смит считал, что на этот вопрос поможет  ответить рынок, но при этом необходимо учитывать преимущества страны, как  естественные, так и приобретенные.

Теория сравнительных  преимуществ 

 

Д. Рикардо, отметив специфику международных экономических отношений, создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества (comparative advantage): страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Он приводит ставший хрестоматийным пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате которого получают выгоду обе страны, даже если абсолютные издержки производства сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. Исходные условия для данного примера представлены в табл. 2.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"