Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"
26. Организованный внебиржевой РЦБ: понятие, основные услуги. Требования к ЦБ, допускаемым к обращению в организованных системах биржевой торговли
Организованный внебиржевой РЦБ - широко разветвлённая телекоммуникационная сеть, объединяющую участников торговых операций и обеспечивающую предоставление им необходимой информации для заключения сделок в настоящее время. Как и на фондовых биржах во внебиржевых торговых системах существует процедура допуска ценных бумаг к котировке и отбора участников торгов, хотя требования к эмитентам ценных бумаг и участникам торгов существенно мягче, чем на фондовых биржах. Торговля проходит в определенные часы (торговая сессия) в соответствии с определенными правилами – Правилами торговли. Заключение сделок осуществляется уполномоченными сотрудниками компаний – участников торгов с компьютерных терминалов из офисов (режим удаленного торгового доступа). Крупные внебиржевые РЦБ: *NASDAQ (автоматизированная система котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров). По основным показателям – капитализации, обороту торговли и количеству ЦБ – NASDAQ занимает одни из первых позиций среди торговых площадок в мире наравне с крупнейшими фондовыми биржами. *COATS (Канадская система внебиржевой автоматической торговли);* SESDAQ (Система автоматической котировки и дилинга при Сингапурской фондовой бирже). *РТС (Российская торговая система). В ней проходят биржевые торги (система гарантированных котировок) и небиржевые организованные торги. К биржевым торгам участники допускаются при условии предварительного 100-процентного депонирования ценных бумаг и денежных средств в расчетном депозитарии и расчетном банке. На небиржевых организованных торгах сделки заключаются без предварительного депонирования на условиях "поставки против платежа" на дату проведения расчетов или на условиях свободной поставки (последовательное исполнение обязательств по оплате и передаче бумаг). В зависимости от договоренности контрагентов это может быть предоплата или предпоставка.
Торговля в РТС осуществляется трейдерами с помощью удаленных терминалов из офисов путем выставления котировок на покупку-продажу ЦБ. Все выставляемые котировки являются обязательными для исполнения. Существует обязательное количество котировок, которые трейдеры компаний обязаны поддерживать на протяжении торговой сессии (с 11.00 до 18.00) в зависимости от статуса и категории членства компании – участника торгов. Различные категории и статусы членов Партнерства:
1. информационный член, имеющий доступ в РТС в режиме просмотра (без права выставления котировок); 2. торговый член, имеющий доступ в РТС в режиме торговли. Торговые члены обязаны на постоянной основе осуществлять односторонние (или на покупку, или на продажу) котировки определенного количества акций. 3. маркет-мейкер – торговый член Партнерства, имеющий определенные привилегии по сравнению с другими членами и принимающий определенные обязательства, которые регулируются Правилами торговли (например, поддерживать определенное количество двусторонних – и на покупку, и на продажу – котировок) (редакция Правил торговли, действующая с 01.03.2000 г. – пять двусторонних котировок). Сделки заключаются либо путем переговоров по телефону, либо электронным способом. Порядок заключения и исполнения сделок в РТС регулируется Правилами торговли. Сделки заключаются между членами Партнерства. Официальным индикатором Российской торговой системы является индекс РТС(рассчитывается как среднее арифметическое взвешенное). Информационная станция РТС через Интернет позволяет получать в режиме реального времени следующую информацию: полный список котировок по каждой бумаге; список участников торговли; список ценных бумаг; список сделок, заключенных в системе; объем торгов и индексы РТС. Ключевые моменты правил торговли в РТС: 1. Все котировки, введенные в систему, являются обязательными для исполнения. 2. Минимальный объем лота, выставляемого в системе, — 10 тыс.$ 3. Участники торговой системы разделены на несколько категорий, о чем говорилось выше.
27. Риск: сущность, классификация. Управление рисками организованных РЦБ
Риск - вероятность наступления какого-либо события. Риск связан с неопределенностью результатов той или иной деятельности или бездеятельности. Риски, связанные с вложениями в ЦБ, делятся на: 1). Систематический - вероятность наступления потерь в результате падения РЦБ в целом, не связанный с конкретной ЦБ. Его разновидности: Инфляционный - вероятность возникновения потерь из-за обесценения доходов от вложений в ценные бумаге в результате инфляции; Риск законодательных изменений - вероятность наступления потерь из-за изменений законодательных норм или принятия новых, в результате чего изменяется положение ценной бумаги на рынке. Эти изменения могут касаться как непосредственно ценных бумаг (порядок их выпуска и обращения), так и других сфер, например, изменение налогового законодательства, касающиеся доходов от операций с ценными бумагами, антимонопольного законодательства, и т.д; Процентный - вероятность наступления потерь из-за изменения рыночных процентных ставок; 2). Несистематический - вероятность наступления потерь в связи с операциями с конкретной ценной бумагой (портфелем ценных бумаг), это обобщенное понятие, характеризующее все виды рисков, связанных с конкретными ценными бумагами. Этот риск не связан непосредственно с состоянием рынка, напротив, он связан с деятельностью, положением на рынке, качеством менеджмента компании, но наряду с системным риском, свойственным всему рынку в целом, является частью общего риска инвестиций в ценные бумаги. Несистематический риск является диверсифицируемым и понижаемым. Это означает, что инвестор, производя отбор ценных бумаг, удовлетворяющих его с точки зрения риска, диверсифицируя свои вложения (диверсификация вложений – это покупка ценных бумаг разных эмитентов, непосредственно не связанных между собой), может понизить значение данного риска. В нем выделяют следующие виды: Кредитный, т. е. риск того, чтобы выпустить ЦБ; Конвертируемый - появится при переводе; Страновой - риск вложения в ЦБ стран с неустойчивым фондовым положением; Региональный - связан с различным экономическим положением районов, климатом...; Селективный - риск неправильного выбора ЦБ; Временной; Технический - связан с сервисным обслуживанием операций с ЦБ. Включает в себя следующие виды: а) риск поставки - невыполнение обязательств по поставке ЦБ; б) риск платежа; в) операционный - связан с непрофессионализмом технич. персонала; г) денежный - зависит от колебания % ставок и имеет 2 источника: - снижение доходности ЦБ; -обесценение капитала, вложенного в ЦБ; д) риск банкротства - связан с рейтингом. Риски финансового оператора на РЦБ можно разделить на: а)Финансовые риски - возможность потерь в результате неопределенности рынка (рыночные риски), изменения действий контрагента или собственных ошибок (кредитные, риски ликвидности, операционные); б)Коммерческие риски возникают в связи с отклонением от ожидаемых результатов деятельности предприятия , Т.О, связаны с использованием потенциала фирмы (маркетинговые, деловые, управленческие, конвентируемые, риски невыплаты дивидентов, катастрофические риски). Способы управления риском: 1) фондовые биржи, а особенно клиринговые организации, представляют определенные требования к профессиональному составу участников, их финансов, состоянию и репутации;2) устанавливают различные лимиты на операции участников. В клиринговой организации вводят способы распределения рисков между всеми участниками этой системы.
Риск, свойственный отдельной, конкретной ЦБ, имеет место и по отношению к их совокупности, и по отношению ко всем ЦБ, т.е. к РЦБ в целом. Однако поскольку права по той или иной конкретной ЦБ объективно вступают в противоречие с правами по другой ЦБ (например, увеличение дохода по одной ЦБ может быть связано с замедлением роста дохода по другой), постольку риск суммы ЦБ не есть простая сумма рисков, входящих в нее ЦБ, а риск рынка в целом не есть сумма рисков всех составляющих его ЦБ или их портфелей.
28. Классификация эмитентов.
Типы финансово-хозяйственных
Эмитенты – юридическое лицо, группа юридических лиц, связанных между собой договором, или органы государственной власти и местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед инвесторами по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой. (Государственные органы власти; Акционерные общества или корпорации; Банк России; Компании и фонды). Эмитентов классифицируют по следующим признакам: 1) по форме государственного правового образования: Государство как эмитент ЦБ является крупнейшим должником, осуществляющим заимствования на внутреннем и внешнем рынке. Государственные финансовые институты отличаются высокой надежностью. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В качестве гарантий своих долговых обязательств предлагают след виды обеспечения: а) покрытие долга из наличных поступлений; б) за счет доходов от конкретных инвестиционных проектов; в) общее обязательство погасить задолженность и выплатить %-ты. Хозяйствующие субъекты - отличаются между собой организационно-правовой формой. 2) по организационно-правовой форме: а) юридические лица, б) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридические лица, (имеют право выпускать векселя и чеки). Основными эмитентами российского фондового рынка являются юридические лица, имеющие право выпускать все ЦБ, кроме государственных. Юридические лица: а) коммерческие организации могут создаваться в форме: - хозяйственных товариществ и обществ; -производственных кооперативов; ГУП и МУП; б) некоммерческие организации: -потребительский кооператив; -общественные и религиозные организации; -ассоциации и союзы; -благотворительные и др фонды. 3) по направлению профессиональной деятельности эмитентов: Промышленные и торговые компании, имеют право выпускать специфический вид ЦБ, который практически не имеет обращения на российском фондовом рынке (коносаменты и складские свидетельства); Коммерческие банки - наиболее авторитетные участники фондового рынка. Имеют право выпускать: - депозитные и сберегательные сертификаты, -банковские книжки на предъявителя, -принимать вклады от населения, Инвестиционные компании и фонды; Страховые компании, пенсион, фонды. 4) по инвестиционной привлекательности эмитентов: Голубые фишки - ЦБ мощных компаний, обладающие высокой кредитоспособностью и имеющих стабильное положение на рынке. На российском фонд. рынке - это: а) акции ЛУКОЙЛ, б) акции РАО ЕЭС России, в) мосэнерго, Газпрома. Акции второго эшелона - ЦБ молодых, но достаточно крупных компаний, обладающих свойствами «голубых фишек», но пользуются меньшим доверием у инвесторов; Центровые - ЦБ эмитентов, которые занимают лидирующие позиции в отрасли и оказывают влияние на стоимость акций др. эмитентов данной группы. Оборонительные акции - ЦБ крупных компаний, выплачивают высокие дивиденды и даже при падающем рынке не допускающие отрицательной разницы цен продажи и покупки. На российском рынке таких акций нет. Гвоздь программы – ЦБ, обладающие высокой ликвидностью. Премиальные акции - ЦБ являются лидерами по росту курса стоимости. Обаяшки - ЦБ молодых компаний, курс стоимости которых быстро повышается в цене. Цикличные акции – ЦБ, доходность по которым меняется синхронно с деловой активностью эмитента. Спящие акции - ЦБ имеют большой потенциал роста, но пока не завоевавшие рынок. Дутые акции - переоцененные ЦБ. Спекулятивные - недавно выпущенные с трудно прогнозируемым курсом. 5) по политике, проводимой эмитентом на фондовом рынке: Активная - проводит листинг своих ЦБ, поддерживает их котировку; Безразличная - не обращает внимание на ЦБ; Негативная - стремящиеся ограничить круг обращения ЦБ.
29. Эмиссия: понятие, классификация
Эмиссия - установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ЦБ, т.е. действия, кт охватывают подготовку к выпуску, сам выпуск ЦБ и отчуждение их одним владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, осуществляемые эмитентом самостоятельно или андеррайтером по договору с ним. Эмиссию следует рассматривать как 1 из источников финансовых ресурсов, привлекаемых д/решения определенных целей. Эмиссия - выпуск и размещение ЦБ. Эмиссия охватывает только эмиссионные ЦБ, т.е. акции и облигации. При эмиссии ЦБ необходимо учитывать то, что, как инвестор, так и эмитент особое значение придают набору имущественных прав, кт закреплены за ними. Поэтому у эмитента возникает возможность комбинировать различные имущественные права и тем самым изменять инвестиционные хар-ки ЦБ., делая их более привлекательными для инвесторов, а у инвесторов появляется возможность сравнивать инвестиционные характеристики предлагаемых ЦБ и выбирать те, кт соответствуют его инвестиционным целям. Участниками процесса эмиссии являются: 1. эмитенты (юридические лица - АО, ООО, товарищества, производственные кооперативы; государство; субъекты Федерации; муниципальные образования) 2. инвесторы (резиденты, нерезиденты, физическое лицо); 3. проф. участники РЦБ; 4. органы, регистрирующие выпуски ЦБ. Цели эмиссии для всех типов эмитентов: 1.привлечение необходимых денежных средств; 2. реконструкция собственности; 3.секьюритизация задолженности; 4. снижение риска; 5.совершенствование фин-го планирования и управления; 6.формирование рациональной структуры капитала.
При эмиссии ценных бумаг существует посредник, который выполняет роль андеррайтера, т.е берет на себя обязательства перед эмитентом по выпуску и размещению ценных бумаг на согласованных условиях и за вознаграждение. Проводят классификацию эмиссии, выделяя следующие наиболее значимые классификационные принципы: 1. в зависимости от очередности проведения: - первичную и - последующие. Первичная имеет место тогда, когда образуется АО и необходимо сформировать уставный капитал. Она касается только акций и имеет особое значение для АО. Последующие эмиссии преследуют более широкий круг целей, т.к. они связаны с финансированием инвестиционной деятельности эмитента и расширением его хозяйственной деятельности. К последующим эмиссиям эмитент прибегает тогда, когда недостаточно внутренних накоплений (собственных средств). 2. в зависимости от формы осуществления: -открытая и - закрытая. Открытая (публичная) эмиссия предполагает предложение выпускаемых ЦБ неограниченному кругу потенциальных инвесторов и публичное объявление о предполагаемой эмиссии, сопровождаемое обязательством о раскрытии информации. Закрытая эмиссия считается частной, т.к. выпускаемые ЦБ предлагаются заранее определенному кругу инвесторов, не требуется раскрытия информации. 3. по способу размещения: а) распределение среди учредителей при первичной эмиссии имеет место только для акций; б) распределение среди акционеров при последующих эмиссиях, когда выпускаются дополнительные акции. Для акционеров это бесплатное получение акций дополнительно к имеющимся, поэтому ее чаще называют премиальной или бонусной; в) подписка как вид эмиссии отличается тем, что она осуществляется на возмездной основе, т.к. предполагает заключение договора купли-продажи м/у эмитентом и инвестором или инвестором и андеррайтером; г) конвертация - замена ЦБ одних видов на др на предлагаемых эмитентом условиях. 4. по форме существования выпускаемых ЦБ: эмиссия документарных и бездокументарных ЦБ. Эмиссия бездокументарных ЦБ находит всё большее распространение в связи с развитием самого РЦБ, а при эмиссии документарных ЦБ эмитент обязан в соответствии с нормативными документами выпускать сертификаты ЦБ. 5. по характеру распоряжения эмитент вправе выпускать как именные, так и предъявительские ЦБ. В РФ эмиссия эмиссионных ЦБ регламентируется ФЗ РФ "О РЦБ" и "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ЦБ", постановлениями ФКЦБ.
30. Эмиссия: порядок проведения. Содержание проспекта эмиссии
Эмиссия – установленная законом последовательность действий по размещению эмиссионных ЦБ, т.е. действия, которые охватывают подготовку к выпуску, сам выпуск ЦБ и отчуждение их первым владельцам путём заключения гражданско-правовых сделок. Под процедурой эмиссии ЦБ понимают выполнение эмитентом установленных действий, а также подготовку документов, необходимых для признания эмиссии состоявшейся. Этапами эмиссии: 1. Принятие решения о выпуске цепных бумаг. Решение — специальный документ, который составляет эмитент. Цель этого документа — зафиксировать те имущественные права, которые эмитент закладывает в выпускаемые ценные бумаги. Принятое решение о выпуске ценных бумаг утверждается советом директоров (органом, который по законодательству выполняет эти функции) в срок не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении. 2. Подготовка проспекта эмиссии. Проспект эмиссии составляется при распределении акций среди учредителей и акционеров, при конвертации и закрытой подписке, если число потенциальных приобретателей превышает 500 и (или) объем эмиссии (номинальная стоимость выпуска) превышает 50 000 МРОТ, а также при открытой подписке. Проспект эмиссии включает: А — данные об эмитенте (сведения об учредителях эмитента, структуре и органах управления, о специализации или основной выпускаемой продукции, о наличии филиалов или дочерних организаций); Б - данные о финансовом положении эмитент (характеристика бухгалтерских балансов эмитента за прошедшие три года или за каждый отчетный период, если эмитент существует менее трех лет); В — сведения о предыдущих выпусках ЦБ (данные, характеризующие предшествующие выпуски, каждый в отдельности. Они соответствуют той информации, которая отражается в решении о выпуске, а также указываются даты начала и окончания размещения, орган, который проводил регистрацию выпуска, состояние акций (облигаций) выпуска, рыночная информация о ЦБ эмитента). Г — сведения о размещаемых ЦБ (сведения о размещаемых ЦБ отдельно по акциям и облигациям. Указываются любые ограничения на эмиссию акций, а также доля акций, при неразмещении которой выпуск акций признается несостоявшимся); Д — дополнительная информация (ограничения в обращении ЦБ, особенности и условия выпуска, основные места продажи размещаемых ЦБ путем подписки или обмена при конвертации). 3. Государственная регистрация. Под ней понимают: • утвержденного решения о выпуске ЦБ; • подготовленного проспекта эмиссии в том случае, если выпуск ЦБ требует его составления; • самих ЦБ. Основания для отказа в регистрации: 1) нарушение эмитентом требований законодательства о выпуске и обращении ЦБ;2) несоответствие представленных документов и информации, которая в них содержится, требуемой по закону; 3) нарушение эмитентом установленных требований. 4) неполная уплата налога при эмиссии ЦБ. 4. Раскрытие информации, подготовка сертификатов ЦБ. Сертификат рассматривается в качестве документа, удостоверяющего права, закрепленные ЦБ в том объеме, в котором они установлены решением о выпуске ценных бумаг. Поэтому сертификат должен содержать те же данные, что и решение. За соответствие этих данных отвечает эмитент. Сертификат должен содержать те же реквизиты, что и ЦБ. После гос. регистрации эмитент должен опубликовать информацию о регистрации выпуска тиражом не меньше 50 тыс. экз.