Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Экономике"
Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956 г. для поощрения инвестиций частного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР – без гарантии правительства. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.
Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войн, гражданских волнений и срыва контрактов.
Таким образом, создан Всемирный банк, который является ведущим в сфере международного кредита с едиными органами
управления и президентом.
Региональные банки развития и валютно-кредитные организации ЕС. Региональные банки развития возникли в 1940 – 60-х
годах в отдельных регионах. Так, в 1949 г. был образован Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16 развитых стран.
В 1964 г. был создан Африканский банк развития (АФБР) с участием 50 развивающихся стран региона и 25 развитых стран, а
в 1966 г. – Азиатский банк развития (АзБР), в котором соответственно участвуют 31 и 14 стран.
Характерными чертами региональных банков развития являются их общие цели и методы финансирования, объектами кредитования выступают такие отрасли инфраструктуры, как строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.п., а также добывающая и обрабатывающая промышленность. Основной же целью региональных банков развития являются
достижение экономического сотрудничества и интеграция развивающихся стран, преодоление их внешней зависимости.
К региональным валютно-кредитным организациям ЕС относятся:
Европейский инвестиционный банк (ЕИК), созданный в 1958 г. для предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой структуры производства;
Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС), образованный в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы. Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. Также в рамках ЕС ЕФВС выполняет функции кредитно-расчетного обслуживания ее стран-членов,
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), созданный в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. соглашением в Париже. ЕБРР должен оказывать содействие реформам в странах Центральной и Восточной Европы, которые направлены на пере-ход этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями ЕБРР являются 40 стран, все страны Европы (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Венесуэла,, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия, а также две международные организации – Европейское экономическое сообщество и Европейский инвестиционный банк. Участие в банке принимал и СССР. Цель Европейского банка реконструкции и развития – сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, Банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, что должно способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.
30. Причины создания Европейского союза
Вследствие конфликтов в
период второй мировой войны
в Европе возникла необходимость
создания некой организации, некого
союза для регулирования
результате противоречий на конференции осталось всего 6 участников: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, которые и подписали 8 апреля 1951 году в Париже договор о Европейском Объединении Угля и Стали
(ЕОУС), который вступил в силу в 1952 году. Формально его цель была скромной: создание узкофункционального сообщества, обеспечивающего создание общего рынка угля и стали шести государств. Соответственно, ЕОУС наделялось для этого необходимыми полномочиями. С созданием ЕОУС также решались некоторые конкретные вопросы, связанные с подъемом производства в тяжелой промышленности этих шести государств. Однако значение этого договора выходит далеко за эти рамки. Главное то, что на основе ЕОУС отрабатывались те начала и принципы, которые следовало положить в основу европейской интеграции.В 1956 году состоялась встреча руководителей государств в Венеции; на
конференции был одобрен доклад Спаака; затем начались переговоры о создании
Европейского экономического сообщества.Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитии
процессов интеграции, были готовы к подписанию. В 1957 году в Риме
состоялась торжественная процедура подписания:
1)Договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или
договора об общем рынке);
2)Договора о создании
Европейского сообщества по
Оба договора вступили в силу с 1 января 1958 года.
Позже создавались договоры по иным отраслям экономики и производства. Через некоторое время эти сообщества расширялись, в них вступали всё новые страны. Это и было толчком к созданию ЕС. Главным договором создания является Маастрихтский договор
31. Этапы интеграции ЕС
Сближение государств континента в
социально-экономической сфере
– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);
– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);
– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);
– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валюты – евро.
Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.
Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС). В 1952 Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший ЕОС. Согласно этому документу, в рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о ЕПС. Планы создания политического союза не были реализованы и в 1960–1970-х (проекты Фуше (1961–1962) и Тиндеманса (1975)).
Столкновение двух подходов к европейскому строительству достигло своего апогея в конце 1965 – начале 1966, вылившись в так называемый «Кризис пустого стула». Несмотря на сопротивление противников углубления интеграции, идеи федерализма получили дальнейшее развитие. Так, в 1967 было проведено слияние высших органов трех Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома) в единый Совет и Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС (изначально занимавшимися вопросами всех трех Сообществ) образовали общую институциональную структуру. В 1974 был создан новый институт Сообщества – Европейский совет на уровне глав государств и правительств, а в 1979 – проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.
Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА).
ЕЕА провозгласил начало нового этапа
европейской интеграции – создание
Европейского Союза на основе существующих
Сообществ и углубление компетенции
ЕС в области координации
Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза.
Эти проекты конца 1980-х – начала 1990-х годов носили отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные элементы (например, частичное включение в компетенцию ЕС положений о социальной политике).
При этом федеративный путь развития получал все больше сторонников. В 1973 Великобритания и Дания – его традиционные критики – стали членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских государств – Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981–1995.
Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.
Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:
– внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);
– принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;
– формировании общей внешней и оборонной политики Союза.
32. Особенности современного этапа расширения ЕС
На основе сопоставления всех стадий расширения ЕС выявлены особенности современного этапа, позволяющие сделать вывод о том, что нынешнее расширение Евросоюза обладает специфическими чертами, поскольку, во-первых, оно детерминируется в основном политическими причинами, во-вторых, впервые к Евросоюзу присоединяются страны с ^ качественно иной по сравнению со старыми членами ЕС экономической системой - с переходной экономикой, и в-третьих, на современном этапе наблюдается небывалый разрыв в уровнях экономического развития старых и новых стран-членов Евросоюза; • определены и структурированы основные, проблемы, затрудняющие реализацию процесса расширения ЕС. Первая группа проблем связана с неспособностью новых стран интеграционной группировки в настоящее: время соответствовать всем критериям, членства, а вторая — с необходимостью проведения масштабных реформ в самом Евросоюзе.Установлено, что наиболее сложными проблемами нынешнего этапа расширения ЕС являются:; формирование новой бюджетной политики Евросокйа, создание новой концепции сельскохозяйственной и региональной политики, последствия миграции рабочей силы и проведение институциональной реформы ЕС; • выявлены основные последствия вступления в ЕС для новых стран-участниц Евросоюза, как то увеличение степени социальной и ш экономической стабильности, повышение инвестиционной привлекательности, уровня конкурентоспособности экономик новых членов интеграционного объединения и качества жизни их населения.
33. Роль ГАТТ (ВТО) в
регулировании международной
Регулирование внешней торговли осуществляется:
• экономической политикой страны;
• по двусторонним договоренностям государств;
• в рамках региональных союзов;
• на многосторонней основе.
Примером многостороннего
Вступив в силу с 1 января 1948 г., это соглашение как бы дополняло в таможенно-тарифной сфере работу другой организации в области валютно-финансового обеспечения внешней торговли – Международного валютного фонда (МВФ).
Принципы ГАТТ. Несмотря на сложность и определенную противоречивость статей, составляющих ГАТТ, все они базируются на ряде основополагающих принципов. Первым и главным является принцип взаимности торговых уступок, воплощенный в режиме «наиболее благоприятствуемой
нации» (РНБН). В соответствии с этим режимом страны, заключившие между собой договор автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые на третьи страны. Привилегии и льготы касаются величины таможенной защиты, т.е. ставок таможенных пошлин. Под любым преимуществом, привилегией, льготой подразумевается операция с таможенными средствами защиты.
Сущность РНБН заключается в том, что ликвидация или снижение таможенных тарифов является благом для всех участвующих сторон даже в том случае, если это сокращение производится в одностороннем порядке. Наконец, важным принципом ГАТТ является неприемлемость односторонних действий. Решения по защите национального рынка должны приниматься после многосторонних консультаций.
Практическая деятельность ГАТТ. По взаимной договоренности стран, подписавших текст Соглашения, был создан организационный механизм (секретариат), предназначенный для реализации в практике международной торговли основных принципов ГАТТ. Секретариат ГАТТ разместился в Женеве (Швейцария). Деятельность этого органа осуществлялась в рамках конференций-сессий. Как правило, сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после которых проходили переговоры, получившие название раундов. Такие раунды состоялись в 1949 г., 1951 г., 1956 г., 1960-1961 гг. Особо следует выделить длившийся с 1973 по 1979 г. Токийский раунд и Уругвайский раунд, продолжавшийся с 1983 по 1994 г., два последних раунда отличались расширением круга обсуждаемых вопросов и включением вопросов о нетарифных барьерах. Основное значение в деятельности ГАТТ имела задача ликвидации или сокращения таможенных пошлин.