Шпаргалка по дисциплине "Международная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

31 -60 международная экономика.docx

— 205.18 Кб (Скачать файл)

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования опре­деляется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на 30 апреля 1998 г.): США — 17,78%; Германия — 5,53; Япония — 5,53; Великобритания — 4,98; Франция — 4,98; Саудовская Аравия — 3,45; Италия — 3,09; Россия — 2,90%. Доля 15 стран — участниц ЕС — 28,8%; 29 развитых стран — членов ОЭСР имеют 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов.

 

Основные (обычные) механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (счет общих ресурсов).

Резервная доля. В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требова­нию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покры­тии дефицита платежного баланса. Использование резервной по­зиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.

Кредитные доли. во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенад­цать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% кво­ты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кре­дита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты.

     По истечении установленного срока страна-член обязана про­извести обратную операцию — «выкупить» национальную валюту у Фонда (погасить задолженность), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возврат кредитов стэнд-бай производится в течение 3 1/4—5 лет со дня получения каждого транша валюты, а при расширенном финансировании — 4 1/2—10 лет. Помимо того, страна-заемщица обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платеж­ного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается дру­гим государством-членом, то тем самым погашается ее задолжен­ность Фонду.

МВФ собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг и капиталов, состоянии платежных балансов, уровне офици­альных золото-валютных резервов, размерах заграничных капита­ловложений, движении валютных курсов и многом другом и под­вергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены должны беспрепятственно представлять Фонду эти сведения.

 

34. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и мотивы, их определяющие.

 

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (ПИИ) - это долгосрочные заграничные вложения капитала в промышленные, торговые и иные предприятия, предоставляющие инвестору полный контроль над ними.

Экспорт капитала в форме ПИИ осуществляется посредством строительства или покупки за границей предприятий, создания там «дочерних» филиалов. Значительная доля прямых иностранных инвестиций реализуется в форме частного вывоза капитала. В настоящее время основным субъектом ПИИ являются транснациональные компании (ТНК), доля которых в мировых ПИИ резко возросла после распада мировой системы социализма (с средины 80-х гг.). В последние 20 лет темпы роста ПИИ в 4 раза превышали темпы роста мирового ВВП. Для прямых инвестиций характерны следующие черты:

• при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;

• большая степень риска, чем при портфельных инвестициях;

• более длительный срок капиталовложений, что усиливает к ним интерес стран-импортеров ПИИ.

В экономической науке прямые иностранные инвестиции классифицируют по следующим основным признакам:

а) Относительно объекта приложения:

- материальные инвестиции: в здания, оборудование, запасы готовой  продукции;

- нематериальные инвестиции: в подготовку кадров, исследования  и разработки, рекламу и др.;

б) По характеру использования:

- первичные инвестиции, осуществляемые  при основании или при покупке  предприятия;

- инвестиции, направляемые  на расширение производственного  потенциала;

- реинвестиции, т. е. использование  свободных доходов, полученных в  результате реализации инвестиционного  проекта, направляемых на приобретение  новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия;

- инвестиции на замену  имеющегося оборудования новым;

- инвестиции на рационализацию (направляемые на модернизацию  технологического оборудования  или технологических процессов);

- инвестиции на изменение  программы выпуска продукции;

- инвестиции на диверсификацию (связанные с изменением номенклатуры  изделий, созданием новых видов  продукции и организацией новых  рынков сбыта);

- инвестиции на обеспечение  выживания предприятия в перспективе (направляемые на НИОКР, подготовку  кадров, рекламу, охрану окружающей  среды).

 

 

35. Международная миграция трудовых  ресурсов: понятие, причины и экономические  последствия

 

Между странами осуществляется переток не только товаров и услуг, но и трудовых ресурсов, что формирует миграционные потоки мировой экономики, включающие следующие явления:

- миграцию рабочей  силы – переселение трудоспособного населения из одних стран в другие сроком более чем на один год;

Основные причины и особенности миграции трудовых ресурсов: неудовлетворительные экономические условия жизни трудоспособного населения; социальные возможности более полной реализации своих возможностей в другой стране (характерно для эмиграции интеллигенции); природные катаклизмы; причины политического, военного, религиозного, культурного, этнического свойств.

Но основная причина – экономическая – недостаточная зарплата.

 

Экономические последствия  международной миграции рабочей силы

Страны – участницы

Позитивные последствия

Негативные последствия

Страна-экспортер рабочей силы

1 Приобретение работником   новой  квалификации

1 Потери квалифицированной рабо-чей силы, «утечка мозгов»

2 Сокращение  дефицита  платежного баланса

2 Усиление зависимости от иностран-ного спроса не только на товары, но и на  рабочую силу

3 Ослабление  напряжения на внутреннем рынке  труда

3 Переориентация капитальных вложе-ний с освоения  производственных ресурсов на потребление

4 Облегчение  структурной и техно-логической перестройки

4  Рост инфляции

 

5 Увеличение доходов в за  счет  зар-платы, получаемой за рубежом

 
 

6 Инвестиции эмигрантов в нацио-

нальную экономику

 
 

7 Сокращение расходов на обучение  и здравоохранение

 

Страна-импортер рабочей силы

1 Облегчение структуры региональ-

   ных сдвигов

1 Блокируется внедрение трудосберегающих технологий

2  Содействие  вертикальной мобиль-

ности местных  работников

2 Осложняет ситуацию на внутрен-

нем рынке рабочей силы

3  Снижение  стоимости рабочей силы, общих  издержек,  связанных с сокращением  численности рабочей силы

3 Увеличиваются расходы на  содержание безработных   иностранцев и их семей

4 Торможение  роста цен, благодаря склонности  иностранных работников к сбережениям

4 Частью ВВП приходится делиться  в виде заработной  платы иностранным  работникам

5 Повышение  качества рабочей силы путем  отбора более молодых, квалифицированных  работников

 

6 Опыт  и знания иммигрантов спо-собствуют росту квалификации местной рабочей силы

 

7 ВВП страны-иммиграции за счет иностранных работников повышается

 

9 Часть  ВВП, созданная иностранными работниками, становится дополнительным  доходом  для страны

 

 

 

36. Современные тенденции развития  миграции трудовых ресурсов.

 

Особенности международной миграции рабочей силы на современном этапе:

- возрастание роли демографических  факторов в динамике международной  миграции рабочей силы (ММРС): в  одной стране переизбыток рабочей  силы, в другой – падение рождаемости;

-   расширение географии  миграции рабочей силы;

-   увеличение масштабов  ММРС;

- расширение структуры  миграционных потоков (в диапазоне  – неквалифицированные рабочие  – ученые);

- увеличение нелегальной  миграции;

 

Масштабы и направления международной миграции трудовых ресурсов. В последнее время в мире из страны в страну в среднем ежегодно перемещается 20 млн. чел. Основные направления миграции:

- США, Канада, Австралия –  страны иммиграции. В США в  среднем приезжает около 750 тыс.чел. В основном приезжают из Мексики и стран Карибского массива;

- Западная Европа –  в среднем иммиграция 180 тыс.чел. в год. Основные поставщики трудовых ресурсов – небогатые страны в самой Европе (Португалия, Испания, Мальта), арабские страны северной Африки и ближнего Востока, восточно-европейские страны;

- Ближний Восток (Саудовская  Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт). Страны-экспортеры  трудовых ресурсов – соседние  арабские страны, Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины, другие развивающиеся  страны: Аргентина, Мексика, Нигерия;

- Малайзия, Южная Корея  – из соседних стран.

В основе определения направленной государственной и региональной политики и построения регулирования процессов миграции, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях, лежит оценка позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы.

 

37. Миграционная политика. Формы и  методы государственного и международного  регулирования внешней трудовой  миграции.

 

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого в результате трудовой миграции, создана широкая система национального и межгосударственного регулирования этого процесса.

В эту систему включается:

    • законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов;
    • национальные службы иммиграции;
    • межгосударственные соглашения;
    • международные конвенции и другие нормативные документы.

Координирует деятельность национальных иммиграционных управлений Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), которая создана в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На международном уровне создано несколько организаций, занимающихся этой проблемой. Одной из них является Международная организация по миграции (MOM). В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных и консультативных услуг.

Регулированием международной миграции занимаются также Международная организация труда (МОТ) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Каждая из этих организаций действует в рамках своей компетенции. МОТ - в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов, а УВКБ ООН - по вопросам защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.

Кроме того, в целом ряде других международных организаций созданы специальные подразделения иди службы, занимающиеся вопросами миграции: в ЕС - Комитет гражданских свобод и внутренних дел Европейского парламента, в Совете Европы - отдел по вопросам населения, занятости и миграции и т.д.

Характерной особенностью регулирования миграционных потоков является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Последние, однако, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, должны придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций.

Другой особенностью является то, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами воздействующими на различные стадии перемещения трудовых ресурсов и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, регулируя их количество, профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру и продолжительность пребывания в стране. В функции страны - экспортера рабочей силы в большей степени входят регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

В то же время во многих аспектах интересы стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов оказываются тесно переплетенными. Правовым выражением этой переплетенности является заключение двухсторонних и многосторонних соглашений по вопросам миграции.

К основным методам регулирования внешней трудовой миграции относят:

    • административно-правовые (меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране, действие национальных служб миграции и меры межправительственных соглашений по регулированию внешней трудовой миграции);
    • экономические (призваны создавать мотивационные стимулы для оптимизации трудовой миграции);
    • оперативные (выполняют корректирующую и координирующую функции, а также осуществляют мониторинг трудовых миграционных процессов).

При регулировании иммиграции большинство принимающих стран используют селективный подход. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международная экономика"