Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международная экономика".
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на 30 апреля 1998 г.): США — 17,78%; Германия — 5,53; Япония — 5,53; Великобритания — 4,98; Франция — 4,98; Саудовская Аравия — 3,45; Италия — 3,09; Россия — 2,90%. Доля 15 стран — участниц ЕС — 28,8%; 29 развитых стран — членов ОЭСР имеют 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов.
Основные (обычные) механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (счет общих ресурсов).
Резервная доля. В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Кредитные доли. во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% квоты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты.
По истечении установленного срока страна-член обязана произвести обратную операцию — «выкупить» национальную валюту у Фонда (погасить задолженность), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возврат кредитов стэнд-бай производится в течение 3 1/4—5 лет со дня получения каждого транша валюты, а при расширенном финансировании — 4 1/2—10 лет. Помимо того, страна-заемщица обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством-членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
МВФ собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг и капиталов, состоянии платежных балансов, уровне официальных золото-валютных резервов, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены должны беспрепятственно представлять Фонду эти сведения.
34. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и мотивы, их определяющие.
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (ПИИ) - это долгосрочные заграничные вложения капитала в промышленные, торговые и иные предприятия, предоставляющие инвестору полный контроль над ними.
Экспорт капитала в форме ПИИ осуществляется посредством строительства или покупки за границей предприятий, создания там «дочерних» филиалов. Значительная доля прямых иностранных инвестиций реализуется в форме частного вывоза капитала. В настоящее время основным субъектом ПИИ являются транснациональные компании (ТНК), доля которых в мировых ПИИ резко возросла после распада мировой системы социализма (с средины 80-х гг.). В последние 20 лет темпы роста ПИИ в 4 раза превышали темпы роста мирового ВВП. Для прямых инвестиций характерны следующие черты:
• при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;
• большая степень риска, чем при портфельных инвестициях;
• более длительный срок капиталовложений, что усиливает к ним интерес стран-импортеров ПИИ.
В экономической науке прямые иностранные инвестиции классифицируют по следующим основным признакам:
а) Относительно объекта приложения:
- материальные инвестиции: в здания, оборудование, запасы готовой продукции;
- нематериальные инвестиции: в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.;
б) По характеру использования:
- первичные инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия;
- инвестиции, направляемые
на расширение
- реинвестиции, т. е. использование
свободных доходов, полученных в
результате реализации
- инвестиции на замену имеющегося оборудования новым;
- инвестиции на рационализацию
(направляемые на модернизацию
технологического оборудования
или технологических процессов)
- инвестиции на изменение программы выпуска продукции;
- инвестиции на диверсификацию
(связанные с изменением
- инвестиции на обеспечение
выживания предприятия в
35.
Международная миграция
Между странами осуществляется переток не только товаров и услуг, но и трудовых ресурсов, что формирует миграционные потоки мировой экономики, включающие следующие явления:
- миграцию рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних стран в другие сроком более чем на один год;
Основные причины и особенности миграции трудовых ресурсов: неудовлетворительные экономические условия жизни трудоспособного населения; социальные возможности более полной реализации своих возможностей в другой стране (характерно для эмиграции интеллигенции); природные катаклизмы; причины политического, военного, религиозного, культурного, этнического свойств.
Но основная причина – экономическая – недостаточная зарплата.
Экономические последствия международной миграции рабочей силы
Страны – участницы |
Позитивные последствия |
Негативные последствия |
Страна-экспортер рабочей силы |
1 Приобретение работником новой квалификации |
1 Потери квалифицированной рабо- |
2 Сокращение дефицита платежного баланса |
2 Усиление зависимости от | |
3 Ослабление
напряжения на внутреннем |
3 Переориентация капитальных | |
4 Облегчение структурной и техно-логической перестройки |
4 Рост инфляции | |
5 Увеличение доходов в за счет зар-платы, получаемой за рубежом |
||
6 Инвестиции эмигрантов в нацио- нальную экономику |
||
7 Сокращение расходов на |
||
Страна-импортер рабочей силы |
1 Облегчение структуры ных сдвигов |
1 Блокируется внедрение трудосберегающих технологий |
2 Содействие вертикальной мобиль- ности местных работников |
2 Осложняет ситуацию на внутрен- нем рынке рабочей силы | |
3 Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы |
3 Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей | |
4 Торможение
роста цен, благодаря склонности
иностранных работников к |
4 Частью ВВП приходится | |
5 Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников |
||
6 Опыт
и знания иммигрантов спо- |
||
7 ВВП страны-иммиграции за счет иностранных работников повышается |
||
9 Часть
ВВП, созданная иностранными |
36.
Современные тенденции
Особенности международной миграции рабочей силы на современном этапе:
- возрастание роли
- расширение географии миграции рабочей силы;
- увеличение масштабов ММРС;
- расширение структуры миграционных потоков (в диапазоне – неквалифицированные рабочие – ученые);
- увеличение нелегальной миграции;
Масштабы и направления международной миграции трудовых ресурсов. В последнее время в мире из страны в страну в среднем ежегодно перемещается 20 млн. чел. Основные направления миграции:
- США, Канада, Австралия – страны иммиграции. В США в среднем приезжает около 750 тыс.чел. В основном приезжают из Мексики и стран Карибского массива;
- Западная Европа – в среднем иммиграция 180 тыс.чел. в год. Основные поставщики трудовых ресурсов – небогатые страны в самой Европе (Португалия, Испания, Мальта), арабские страны северной Африки и ближнего Востока, восточно-европейские страны;
- Ближний Восток (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт). Страны-экспортеры трудовых ресурсов – соседние арабские страны, Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины, другие развивающиеся страны: Аргентина, Мексика, Нигерия;
- Малайзия, Южная Корея – из соседних стран.
В основе определения направленной государственной и региональной политики и построения регулирования процессов миграции, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях, лежит оценка позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы.
37.
Миграционная политика. Формы и
методы государственного и
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого в результате трудовой миграции, создана широкая система национального и межгосударственного регулирования этого процесса.
В эту систему включается:
Координирует деятельность национальных иммиграционных управлений Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), которая создана в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На международном уровне создано несколько организаций, занимающихся этой проблемой. Одной из них является Международная организация по миграции (MOM). В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных и консультативных услуг.
Регулированием международной миграции занимаются также Международная организация труда (МОТ) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Каждая из этих организаций действует в рамках своей компетенции. МОТ - в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов, а УВКБ ООН - по вопросам защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.
Кроме того, в целом ряде других международных организаций созданы специальные подразделения иди службы, занимающиеся вопросами миграции: в ЕС - Комитет гражданских свобод и внутренних дел Европейского парламента, в Совете Европы - отдел по вопросам населения, занятости и миграции и т.д.
Характерной особенностью регулирования миграционных потоков является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Последние, однако, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, должны придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций.
Другой особенностью является то, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами воздействующими на различные стадии перемещения трудовых ресурсов и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, регулируя их количество, профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру и продолжительность пребывания в стране. В функции страны - экспортера рабочей силы в большей степени входят регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
В то же время во многих аспектах интересы стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов оказываются тесно переплетенными. Правовым выражением этой переплетенности является заключение двухсторонних и многосторонних соглашений по вопросам миграции.
К основным методам регулирования внешней трудовой миграции относят:
При регулировании иммиграции большинство принимающих стран используют селективный подход. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международная экономика"