Шпаргалка по дисциплине "Международная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

31 -60 международная экономика.docx

— 205.18 Кб (Скачать файл)

Основой эмиграционной политики является регулирование всех трех фаз реэмиграционного цикла: отъезд работника из страны, пребывание за границей и возвращение на родину. Цели этой политики сводятся к сокращению безработицы, поступлению валютных средств для сбалансирования экспортно-импортных операций, обеспечению мигрантам за рубежом соответствующего жизненного уровня, сочетанию требований возвращения на родину эмигрантов с приобретением ими в зарубежных странах профессий и образования. Для достижения этих целей используются как косвенные, так и прямые методы регулирования.

Косвенные методы включают:

  1. средства поощрения валютных переводов из-за рубежа и их эффективное использование;
  2. таможенные льготы для возвращающихся мигрантов;
  3. специальные эмигрантские программы, дополнительно принимаемые в ряде стран с целью возвращения мигрантов из-за границы и их трудоустройства в стране.

К прямым методам относятся:

1. особые требования к  субъектам трудовой миграции (получение  лицензий, знание языка и др.);

2. экспансионистскую политику, призванную облегчить «завоевание»  иностранных рынков труда:

    • демпинг рабочей силы;
    • создание условий для длительной работы за границей;
    • расширение зоны географического рассредоточения и профессионального состава своих эмигрантов и др.;

3. политику предотвращения  утечки за рубеж работников  дефицитных специальностей и  др.

 

 

38. Республика Беларусь и международный  рынок труда. Миграционная политика  Республики Беларусь.

 

Учет и анализ миграционных процессов в Республике Беларусь ведется с 1994 г. В Республике Беларусь трудовая миграция получила развитие в начале перестройки и постепенно наращивала свой потенциал в последующие годы. Так, например, если на начало 2000 г. на работу по контракту в Республику Беларусь прибыло около 4000 человек, то в 2007 г. эта цифра уже составила более 16000 человек. В настоящее время этот процесс охватил все области республики. Лидером по приему мигрантов является Брестская область, куда из приграничных районов Украины прибывает основная их масса (около 70%), в основном оседающая в приграничных районах области. Такая направленность потока обусловлена разными темпами реформирования экономики Беларуси и Украины, более тяжелой финансовой ситуацией в последней, безвизовым режимом въезда в Беларусь, соседством стран. Из стран СНГ, кроме Украины, в Беларусь приезжают на работу граждане Армении, Российской Федерации, Латвии и др. Из других стран в Беларусь традиционно приезжают с торговыми целями вьетнамцы. Значительная часть въезжающих приходится на наиболее промышленно развитые регионы - г. Минск и Минскую область. Часть прибывающих оседает на загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территориях, испытывающих острую нехватку кадров.

Поток мигрантов, выезжающих из Беларуси, связан в основном с выездом на заработки в другие страны. Как и прежде, основной поток направлен в Россию, хотя в последние годы удельный вес этого потока в общих миграционных перемещениях значительно снизился. Подавляющее большинство мигрантов (около 90%) выезжают на работы, связанные с физической деятельностью (строительные, сельскохозяйственные, работы по благоустройству территорий, работы с вредными и тяжелыми условиями труда, сфера обслуживания).

Наряду с перемещениями на законных основаниях большое распространение получила миграция без соответствующего разрешения, так называемая нелегальная миграция. Проблемы нелегальной миграции в Беларуси менее актуальны, нежели в странах-соседях (России, Украине), однако стоят остро и требуют соответствующего регулирования.

Государственное регулирование потоков трудовой миграции осуществляется посредством использования взаимосвязанных мер законодательного, экономического и оперативного характера. При этом законодательные методы обеспечивают формирование соответствующей правовой основы разрешающего или запрещающего характера, регулируют общественные отношения, связанные с демографическим развитием общества, и опираются на основной закон страны - Конституцию Республики Беларусь. В области трудовой миграции законодательство направлено на создание условий и увеличение масштабов обмена рабочей силой с другими государствами. Для этого в республике Беларусь в 1993 г. были приняты законы «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» и «О правовом положении иностранных" граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Принято также Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на привлечение иностранной рабочей силы и на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан республики за границей.

Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, а также создании условий для миграции активной части населения. Привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории иностранные и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований. Экономически безопасной и способствующей накоплению человеческого капитала можно считать такую внешнюю трудовую миграцию, которая,

во-первых, не сокращает трудовой потенциал страны;

во-вторых, обеспечивает прирост ее национального богатства за счет рационального использования национальной рабочей силы на различных сегментах мирового рынка труда и включения в трудовой процесс неиспользованной на национальном сегменте мирового рынка труда рабочей силы.

Для снижения масштабов незаконной трудовой миграции государство прибегает к таким мерам, как:

    • ужесточение контроля за иностранцами на территории страны;
    • быстрая депортация нарушителей миграционного законодательства;
    • ужесточение санкций к работодателям, незаконно предоставляющим работу иностранцам; принятие мер, направленных на легализацию части мигрантов, способных принести пользу экономике страны;
    • упрощение процедуры получения разрешения на наем иностранных работников для работодателей;
    • упрощение процедуры получения разрешения на право работать для мигрантов.

 

Учет и анализ миграционных процессов в Республике Беларусь ведется с 1994 г. В Республике Беларусь трудовая миграция получила развитие в начале перестройки и постепенно наращивала свой потенциал в последующие годы. Так, например, если на начало 2000 г. на работу по контракту в Республику Беларусь прибыло около 4000 человек, то в 2007 г. эта цифра уже составила более 16000 человек. В настоящее время этот процесс охватил все области республики. Лидером по приему мигрантов является Брестская область, куда из приграничных районов Украины прибывает основная их масса (около 70%), в основном оседающая в приграничных районах области. Такая направленность потока обусловлена разными темпами реформирования экономики Беларуси и Украины, более тяжелой финансовой ситуацией в последней, безвизовым режимом въезда в Беларусь, соседством стран. Из стран СНГ, кроме Украины, в Беларусь приезжают на работу граждане Армении, Российской Федерации, Латвии и др. Из других стран в Беларусь традиционно приезжают с торговыми целями вьетнамцы. Значительная часть въезжающих приходится на наиболее промышленно развитые регионы - г. Минск и Минскую область. Часть прибывающих съедает на загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территориях, испытывающих острую нехватку кадров.

Поток мигрантов, выезжающих из Беларуси, связан в основном с выездом на заработки в другие страны. Как и прежде, основной поток направлен в Россию, хотя в последние годы удельный вес этого потока в общих миграционных перемещениях значительно снизился. Подавляющее большинство мигрантов (около 90%) выезжают на работы, связанные с физической деятельностью (строительные, сельскохозяйственные, работы по благоустройству территорий/работы с вредными и тяжелыми условиями труда, сфера обслуживания).

Наряду с перемещениями на законных основаниях большое распространение получила миграция без соответствующего разрешения, так называемая нелегальная миграция. Проблемы нелегальной миграции в Беларуси менее актуальны, нежели В странах-соседях (России, Украине), однако стоят остро и требуют соответствующего регулирования.

Государственное регулирование потоков трудовой миграции осуществляется посредством использования взаимосвязанных мер законодательного, экономического и оперативного характера. При этом законодательные методы обеспечивают формирование соответствующей правовой основы разрешающего или запрещающего характера, регулируют общественные отношения, связанные с демографическим развитием общества, и опираются на основной закон страны - Конституцию Республики Беларусь. В области трудовой миграции законодательство направлено на создание условий и увеличение масштабов обмена рабочей силой с другими государствами. Для этого в республике Беларусь в 1993 г. были приняты законы «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» и «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Принято также Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на привлечение иностранной рабочей силы и на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан республики за границей.

Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, а также создании условий для миграции активной части населения. Привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории иностранные и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований. Экономически безопасной и способствующей накоплению человеческого капитала можно считать такую внешнюю трудовую миграцию, которая, во-первых, не сокращает трудовой потенциал страны; во-вторых, обеспечивает прирост ее национального богатства за счет рационального использования национальной рабочей силы на различных сегментах мирового рынка труда и включения в трудовой процесс с неиспользованной на национальном сегменте мирового рынка труда рабочей силы.

Для снижения масштабов незаконной трудовой миграции государство прибегает к таким мерам, как: ужесточение контроля за иностранцами на территории страны; быстрая депортация нарушителей миграционного законодательства; ужесточение санкций к работодателям, незаконно предоставляющим работу иностранцам; принятие мер, направленных на легализацию части мигрантов, способных принести пользу экономике страны; упрощение процедуры получения разрешения на наем иностранных работников для работодателей; упрощение процедуры получения разрешения на право работать для мигрантов.

Особенности эмиграции:

  1. носит безвозвратный характер;
  2. белорусы очень быстро приживаются за рубежом;
  3. высокие масштабы «утечки умов»

Тенденции мирового рынка рабочей силы:

  1. постоянное увеличение масштабов миграции, в том числе за счет нелегальной миграции;
  2. рост числа мигрантов из развитых стран в развивающиеся;
  3. нетто-иммиграция обеспечивает ½ прироста населения развитых стран;
  4. появление государств, специализирующихся на «продаже рабочей силы» (Пакистан, Иордания)

 

 

 

39. Экономическая интеграция: понятие, предпосылки, признаки, формы, преимущества, экономические последствия. Эффекты интеграции.

 

Экономическая интеграция - это процесс сближения и взаимопереплетения экономик нескольких стран с однородными социально-экономическими системами, нацеленный на создание единого хозяйственного организма.

Основными признаками интеграции являются:

1)  взаимопроникновение  и переплетение национальных  производственных процессов;

2)  глубокие структурные  изменения в экономике стран-участниц;

3)   необходимость  и  целенаправленное регулирование  интеграционных процессов;  

4) возникновение межгосударственных (наднациональных) структур (институциональные  структуры).

Уровни интеграции:

1) макроэкономический (государственный  уровень);

2) микроэкономический (межфирменный - ТНК).

 

Мировой опыт интеграции показал, что эффективной международной интеграции способствуют также некоторые эффекты:

1) «демонстрационный эффект» (проявляющийся в том, например, что страны Центральной и Восточной Европы подали заявление о вступлении в ЕС после того, как убедились, что страны-участницы этого интеграционного образования эффективно решают свои социально-экономические проблемы совместными усилиями);

2) «эффект домино» (суть его состоит в том, что соседние страны, не являющиеся частью интеграционной группировки, испытывают ряд трудностей -  усложняется транзит, условия торговли и др. – результатом становится их стремление быстрее вступить в интеграционное образование);

3) «эффект переориентации» ( проявляется в том, что часть торговли переориентируется извне в союз, что стимулирует и остальных к такого рода действиям).

4) «инфраструктурный эффект» (суть его состоит в том, что  наличие хорошо развитой инфраструктуры  внешнеэкономического сотрудничества  и международной торговли способствуют  более быстрому процессу интеграции).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международная экономика"