Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международная экономика".
Создание межгосударственных хозяйственных комплексов требует изменения экономической политики отдельных стран и, прежде всего, - учета общих интересов интеграционной группировки. Высокая степень интеграции предполагает передачу части суверенных государственных прав негосударственным (или, как их именуют, «наднациональным») органам управления. В то же время каждая страна как бы получает часть суверенитета других государств, использует их экономические и политические ресурсы. При этом могут возникать противоречия между отдельными государствами, а также усложнение условии функционирования не только отдельных фирм, но и целых отраслей. С одной стороны, экономические отношения в рамках интеграционных группировок - это как бы прообраз будущего единого глобального хозяйства. С другой - всякая группировка в той или иной степени отделена от стран и секторов мирового рынка, не включенных в нее. Участники интеграционной группировки предоставляют привилегии друг другу, не распространяющиеся на прочих участников международных экономических отношений. Это вызывает критику со стороны ВТО и других международных организаций, действующих в глобальном масштабе и стремящихся к созданию однородного общемирового экономического пространства.
Международная экономическая интеграция может возникать в различных формах и проходить разные этапы эволюции.
В мировой экономике выделяют две формы международной интеграции:
1. Международные интеграционные объединения.
2. Интеграция на мировом
уровне, ведомая частными зарубежными
инвесторами в рамках
Преимущества экономической интеграции:
- увеличение размеров
рынка - эффект от масштабов
- возрастает конкуренция между странами;
- обеспечение лучших условий торговли;
- расширение торговли
параллельно с улучшением
- распространение передовой технологии.
Отрицательные последствия экономической интеграции:
- более отсталые страны
интеграция приводит к оттоку
ресурсов, идет перераспределение
в пользу более сильных
- возможен олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен;
- часто наблюдается эффект
потерь от увеличения
Экономическая интеграция - межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой, в рамках которой между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой.
40. Теории интеграции
Интеграционные процессы в мировой экономике, межгосударственное регулирование интеграционных процессов - сложное и противоречивое явление, требующее теоретического осмысления. В 60-е -70-е годы появилось большое количество исследований интеграционных процессов в мировой экономике, которые напрямую были связаны с практическими шагами по созданию Европейского Сообщества.
Можно выделить три научных взгляда на интеграцию: 1) концепция рыночной интеграции; 2) концепция «управляемой интеграции»; 3) концепция компромиссов.
Представителями первой концепции являются Б. Бэласс, Г. Кремер, М. Бийе, Т. Сцитовски, Б. Олин. Согласно воззрениям названных ученых, суть интеграции состоит в либерализации экономического обмена между странами, в отмене национальных барьеров с целью создания общего рынка и обеспечения полной свободы конкуренции. Только» рыночная интеграция», по их мнению, может дать экономический эффект интегрирующимся нациям.
Вторая концепция - концепция «управляемой интеграции» была выдвинута С.
Я.Тинбергом, А. Филипом, и Дж. Пиндером. Она базируется на активном вмешательстве интеграционных органов в сферу международных экономических отношений и внутреннего экономического развития интегрирующихся стран. Ученые делают вывод о неизбежности создания экономического, а затем и политического союза государств, наделенного наднациональными полномочиями.
Представителями третьей концепции - концепции компромиссов - являются X. Уоллас, Э. Хаас и другие. Они рассматривают интеграцию, как процесс создания различных коалиций, основанный на компромиссах. Такой процесс, по их мнению, развивается в сфере экономики, политики, социальных отношений и автоматически ведет к политическому объединению государств в коалиции со всеми атрибутами государственной власти.
В теории экономической интеграции внимание всегда концентрировалось на разработке концепции создания совместного рынка. Некоторые из теоретиков экономической интеграции за теоретическую базу принимали теории международной торговли, другие включали в свои концепции и движение капитала, услуг, рабочей силы (М.
Алло, М. Гальперин, Т. Сцитовски). Главный механизм интеграции они видели в свободном соперничестве рыночных сил между независимыми конкурирующими друг с другом предприятиями. При этом они не уделяли внимание регулирующей роли государства, а если и рассматривали роль государства, то лишь с целью показать, что оно не должно вмешиваться во внешнеэкономические отношения.
Анализ множества теорий экономической интеграции убеждает, что единого понимания сущности и целей экономической интеграции в науке не существует.
Названные выше концепции нашли практическое воплощение в создании ЕС.
Необходимо отметить, что разработка программы создания ЕС не базировалась на одной конкретной концепции, развитие интеграционных процессов в Европе впитала в себя разные теоретические подходы.
Ниже излагается характеристика экономических интеграционных блоков в мировой экономике.
41. Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): этапы эволюции, механихм функционирования.
Развитие этой интеграционной группировки началось в 1952 г., когда было создано Европейское объединение угля и стали в составе 6 стран - ФРГ Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. В 1957 г. эти страны подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества В 50-60-е гг. в рамках ЕЭС сложился вначале таможенный союз, а затем началось формирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. системы «четырех свобод». В 1973 г. к нему присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 80-е гг. - Греция, Испания и Португалия, в 90-е – Австрия, Швеция и Финляндия. К концу 70-х гг. была создана Европейская валютная система, введена единая расчетная единица - ЭКЮ на базе «корзины валют» стран-участниц. Валютная система предполагала установление пределов колебаний курсов национальных валют при взаимном обмене и обмене на доллары США на уровне плюс-минус 2,25% от курсов центробанков (для большинства стран) и формирование тем самым своего рода валютного «коридора» для стран-участниц. Это означало существенный шаг по пути трансформации таможенно-платежного союза в экономический и валютный, в 1992 г. - договор о создании Европейского Союза. Были существенно расширены функции наднациональных органов, приняты принципиальные решения о создании системы единого экономического пространства, постепенном переходе к единой валюте и о введении, наряду с национально-государственными институтами, единого гражданства.
В 2004 году ЕС-15 превратился в ЕС-25, т.к. в его состав вошли: Польша, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия и др.
Последним расширением ЕС стало вступление в Евросоюз 1 января 2007 года Болгарии и Румынии. Дальнейшее расширение ЕС становится проблематичным, в связи с тем, что союз использует ряд объективных критериев в своем расширении и страны- претенденты должны им соответствовать.
Таблица - Критерии вхождения стран в ЕС
Критерий вхождения |
Сущность критерия |
Ценовая стабильность |
Уровень средней инфляции за последний перед вступлением год не должен превышать более, чем на 1,5% средний уровень инфляции тех трех стран, которые имели самую низкую инфляцию в ЕС |
Процентные ставки |
Средние номинальные процентные ставки по долгосрочным долговым обязательствам государства не должны превышать в течение последнего года более, чем на 2% среднее значение процентных ставок по долгосрочным долговым обязательствам трех государств, которые оказались лучшими с точки зрения ценовой стабильности |
Дефицит бюджета |
Не должен превышать 3% от ВВП |
Объем государственного долга |
Суммарный объем долговых обязательств государства не должен превышать 60% ВВП. |
Курс национальной валюты |
На протяжении последних двух дет курс национальной валюты должен свободно колебаться в пределах, заранее определенных национальным Центральным банком. При этом не должны были возникать напряженные ситуации на валютном рынке и Центробанком не должна была проводиться девальвация национальной валюты. |
Учитывая то обстоятельство, что входящая в состав ЕС Греция имеет на сегодня внешний долг 300 млрд.евро, превышающий ее годовой ВВП, и по заявлениям экспертов, входившая в состав ЕС, утаив от общественности союза реальное положение вещей, критерии вхождения еще более ужесточаются. В этой связи, предпринимавшие неоднократные попытки заявить о своем намерении вступить в ЕС Турция, Грузия, Украина, Марокко и др. вынуждены отложить свое вступление на неопределенный срок.
В течение нескольких лет осуществлялся переход к единой валюте (евро), которая вначале использовалась как расчетное средство, пришедшее на смену ЭКЮ, в затем, с 2002 г. стала выполнять роль наличной валюты, призванной исполнять функцию денежного средства обращения и заменить национальные валюты. Доля ЕС в производстве МВП - около 29%.
Ступени развития интеграции Ес проходил в последовательности, отраженной данными таблицы .
Таблица - Ступени развития экономической интеграции в ЕС
Ступени |
Сущность |
Период в ЕС |
Зона свободной торговли |
Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки |
ЕЭС в 1958-1968 г.г. |
Таможенный союз |
Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран |
ЕЭС в 1968-1986 г.г. |
Общий рынок |
Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки |
ЕЭС в 1987-1992 г.г. |
Экономический союз |
Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте |
ЕС с 1993г. |
В ЕС создана система органов надгосударственного управления: Совет ЕС; Комиссия ЕС; Европейский Парламент; система Европейских банков; Европейский суд; Европейский социальный Фонд; Европейский фонд регионального развития.
ЕС - это не только региональный, но и глобальный хозяйствующий субъект. Десятки стран мира имеют различные экономические договоры с ЕС и пользуются теми или иными преимуществами и льготами в торговых, финансово-кредитных и иных экономических отношениях с этой интеграционной группировкой. Это особенно относится к европейским странам, не входящим в ЕС, к странам Средиземноморского бассейна и бывшим колониям европейских держав, ТНК. Многие европейские (Грузия, Украина) и неевропейские (Израиль, Марокко) страны ставят задачу присоединения к ЕС в качестве важнейшей стратегической цели.
С июля 1998 г вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве ЕС и РФ, создан специальный орган - Комитет сотрудничества, призванный как содействовать обсуждению принципиаль-ных вопросов развития сотрудничества, так и принимать конкретные решения по текущим проблемам торговли, финансовых и иных взаимоотношений. Обе стороны рассматривают развитие сотрудничества в качестве приоритетных стратегических направлений экономической и политической деятельности. На страны ЕС у РФ приходится до 40% внешней торговли, в западноевропейских валютах номинировано более 40% внешнего долга и официальных резервов ЦБ РФ.
У РБ с ЕС отношения носят несколько более сложный характер, они в большей степени политизированы, и потому менее эффективны.
В настоящее время ЕС достаточно интенсивно трансформируется из экономической группировки в политический союз. Важнейшее значение имеет при этом введение института единого гражданства, усиление принципа обязательности решений надгосударственных органов и проведение единой внешней политики. Осуществляются шаги по формированию единых европейских вооруженных сил. Все это означает, что ЕС фактически трансформируется из союза государств в одно конфедеративное государство, хотя данный процесс протекает противоречиво и сталкивается с противодействием как внутреннего, так и внешнего характера.
Очевидно, что формирование такого государства противоречит глобальным геополитическим целям США, которые вместо конгломерата небольших вассальных стран получают на территории Европы серьезного конкурента, имеющего по некоторым параметрам превосходство над американской экономикой. США, в частности, негативно относятся к идее создания Европейских Вооруженных сил, что неизбежно ставит вопрос об их соотношении с военными структурами НАТО (а в перспективе - и о целесообразности сохранения этой военно-политической группировки с безоговорочным доминированием США).
42.
Североамериканская модель
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - региональная интеграционная организация США, Канады и Мексики, возникшая в 1994 г. как преемница зоны свободной торговли Канады и США (КУФТА, 1988г.) и достигшая этапа зоны свободной торговли с элементами общего рынка капитала и услуг
Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА.
Предпосылки создания
Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 г., целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
Следующим шагом стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международная экономика"