Шпаргалка по дисциплине "Международная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

31 -60 международная экономика.docx

— 205.18 Кб (Скачать файл)

В сентябре 1988 после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.

В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, -- Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

Если в ЕС интеграционные процессы шли сверху вниз (от правительств и государственных органов), то в Северной Америке -- снизу вверх, то есть от стремления к сотрудничеству на микроуровне (между американскими и канадскими корпорациями) к сотрудничеству на макроуровне.

В отличие от соглашений, лежащих в основе европейских интеграционных процессов, соглашение НАФТА не охватывает вопросы, относящиеся к социальной сфере, такие как занятость, образование, культура и т. д.

Договор о НАФТА (1.01.1994 г.) предусматривает:

1. Снятие барьеров во  взаимной торговле товарами:

· немедленное или в течение 5-25 лет

· у каждой страны свой график

· в т.ч. технические барьеры и государственные закупки

2. Снятие барьеров во  взаимной торговле услугами:

· в НАФТА - ''что не запрещено, то разрешено'', ''запретительный список''

· в ГАТС - ''что не разрешено, то запрещено'', ''разрешительный список''

3. Снятие барьеров во  взаимной торговле интеллектуальной  собственностью.

4. Механизм разрешения  споров:

1. на основе консультаций, переговоров между странами (один  раунд)

2. в рамках Комиссии  по свободной торговле

3. в рамках Арбитражной  комиссии, состоящей из 5 членов

5. Снятие барьеров во  взаимной миграции капитала

6. Сотрудничество в сфере  экологии:

· Североамериканское соглашение об экологическом сотрудничестве

· North American Agreement on Environmental Cooperation (NAAEC)

7. Сотрудничество в сфере  трудовых отношений:

· Североамериканское соглашение о сотр. в сфере трудовых отношений

· The North American Agreement on Labor Cooperation (NAALC)

Структура институтов НАФТА

Комиссия по свободной торговле:

· стратегическое управление

· разрешение споров

· координация деятельности органов

· собирается по мере необходимости

Координаторы НАФТА:

· министры торговли и их заместители

· оперативное управление

· контроль деятельности органов

Комитеты, комиссии, рабочие группы и другие вспомогательные органы:

· около 30 шт.

· сферы: торговля товарами, правила происхождения, таможенные тарифы, торговля сельхозпродукцией и субсидии, стандарты, госзакупки, инвестиции и услуги, трудовая миграция, механизм разрешения споров, экологическое сотрудничество и др.

Секретариат НАФТА:

· управляет процессом разрешения споров

· оказывает содействие органам

 

 

43. Интеграция в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТЭС)

 

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)- неформальный региональный форум интеграционной направленности, в котором участвует 21 страна Азии, Евразии, Америки и Океании (Австралия, Бруней Дюрасалам, Канада, Чили, Китай, Гонконг, Индонезия, Япония, Р.Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Филиппины, Россия, Сингапур, Тайвань, Таиланд, США и Вьетнам), образованный в 1989 г. в столице Австралии г.Канберре с целью создания в перспективе зоны свободной торговли, зоны инвестиций. 

Направления: создание зоны свободной торговли и зоны инвестиций; поддержка бизнеса, включая снижение трансакционных издержек; экономическое и техническое сотрудничество (ECOTECH); защита прав трудящихся-мигрантов, рост безопасности человека; взаимное признание стандартов производства продуктов питания; борьба с терроризмом и последствиями глобальных финансовых кризисов; энергетическая безопасность и др. 

Особенности

экономическое сотрудничество и проектный подход, а не интеграция; рекомендательный характер принимаемых решений; отсутствие перехода по этапам интеграции; открытый регионализм; страны-члены не имеют общих границ и пространственно связаны водами Тихого океана; многополюсная экономическая система; ассиметричная интеграция; субрегионализм; ведущая роль ТНК; наличие геополитических, межэтнических, межконфессиональных противоречий, проблемы международного терроризма и др.

Институты: ежегодные Встречи (саммиты) глав государств, секторальные встречи министров (образование, энергетика, устойчивое развитие, финансы, здравоохранение, развитие человеческих ресурсов, добыча сырья и пр.) и встречи представителей государств. Постоянные органы: секретариат АТЭС, комитеты, группы особого назначения, промышленные диалоги и рабочие группы. Имеется Деловой совет.

 

44. Развитие интеграционных процессов  в рамках СНГ.

 

В постсоветский период во всех странах СНГ осуществлялась активная перестройка экономических отношений на новой основе. В этом контексте важно подчеркнуть, что обретение суверенитета позволило им самостоятельно выйти на мировой рынок и активизировать свои внешнеэкономические связи. Однако доля стран Содружества в мировой торговле все еще незначительна (около 2%), что далеко не соответствует их потенциальным возможностям.

Главная причина сложного экономического положения в СНГ— неподготовленность его государств к полнокровному включению в мирохозяйственные связи, в результате чего развиваются негативные дезинтеграционные процессы, возникшие под мощным воздействием мирового рынка. В этой обстановке страны Содружества закономерно ищут пути возрождения и развития национальных хозяйственных комплексов, с помощью которых могут обеспечиваться защита национальных интересов, активная социальная ориентация экономики, взаимовыгодное международное сотрудничество и сближение уровня развития стран СНГ. И здесь с удовлетворением можно отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к углублению и развитию интеграционных процессов.

После кишиневского саммита в октябре 1997 г. долгое время работал специальный межгосударственный форум, который рассмотрел весь комплекс проблем, стоящих перед СНГ, определил приоритеты, перспективы и стратегию его развития. Особое внимание было уделено совершенствованию экономической составляющей отношений государств, устранению причин, тормозящих экономическую интеграцию. Обосновывалась и более узкая, конкретная задача — формирование полноценной многосторонней зоны свободной торговли. К этому времени уже выяснилось, что подписанное еще 15 апреля 1994 г. всеми государствами Соглашение о создании зоны свободной торговли не стало реальной базой развития взаимовыгодного делового партнерства.

Для успешного развития сотрудничества нужны последовательные, целеустремленные и взаимодополняющие действия как «сверху» (со стороны госорганов), так и «снизу» (со стороны хозяйственных субъектов). Они предусматривались Программой действий по развитию СНГ на период до 2005 года. Экономическая ее часть посвящалась созданию всех необходимых условий для формирования зоны свободной торговли. Предусматривалось осуществление комплекса мер, которые в итоге привели бы, во-первых, к созданию выгодной всему Содружеству интегрированной системы, основанной на общности задач национальных экономик стран СНГ и их взаимодополняемости.

Не без оптимизма следует отметить и то, что в торгово-экономических отношениях государств СНГ в последнее время наблюдается ряд существенных изменений, которые в целом приближают их к действующим нормам и правилам международной практики.

1.       Заметно  свернута система межгосударственных  взаимосвязанных поставок продукции  на эквивалентной основе, сократились  масштабы собственно государственных внешнеторговых операций.

2.       Возросла   роль   косвенного   государственного   регулирования внешнеторговой деятельности  через механизмы налогового, таможенного  и валютного контроля.

3.       В главных  чертах завершено формирование  внешнеторгового механизма,   основанного   на   ограниченном   использовании   нетарифных методов  регулирования экспорта сырьевых  товаров, дозируемом применении  протекционистских таможенных тарифов.

4.       В  результате  последовательной  либерализации  внешнеэкономической деятельности торговые отношения более устойчиво развиваются на рыночных принципах, осуществляются непосредственно хозяйствующими субъектами, которые сами несут ответственность за выполнение заключенных контрактов.

На процессах интеграции в СНГ сказываются разная степень подготовленности входящих в него стран и различные подходы в них к проведению радикальных экономических преобразовании, стремление найти собственный путь (Узбекистан, Украина), взять на себя роль лидера (Россия, Белоруссия. Казахстан), уклониться от участия в трудном договорном процессе (Туркмения), получить военно-политическую поддержку (Таджикистан), решить за счет Содружества свои внутренние проблемы (Азербайджан, Армения, Грузия). При этом каждое государство самостоятельно, исходя из приоритетов внутреннего развития и международных обязательств определяет форму и масштабы своего участия в Содружестве и в работе общих органов с тем, чтобы в максимальной степени использовать его в интересах укрепления своих геополитических и экономических позиции.

С точки зрения ресурсного обеспечения интеграции ситуация складывается неоднозначно. Страны СНГ в совокупности имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширный рынок, дающие им значительные конкурентные преимущества и позволяющие занять достойное место в международном разделении труда:

- 16,3% мировой территории,

             - 5% численности населения мира,

- 25% запасов природных  ресурсов,

- 10% промышленного производства,

- 12% научно-технического  потенциала,

- 10% ресурсообразующих товаров.

Однако эти возможности используются крайне нерационально, а интеграция, как способ совместного хозяйствования, пока не позволяет переломить негативные тенденции и задействовать природные богатства, эффективно использовать материально-технические, научно-иссле-довательские и кадровые ресурсы для экономического роста отдельных стран и Содружества в целом.

Экономический рост, обозначившийся в последние годы в странах СНГ, пока не способствует преодолению сложившихся в них деформаций воспроизводственного процесса. Можно говорить лишь о некотором ослаблении негативных последствий для макроэкономики за прошедшее десятилетие.

Функционирующие региональные объединения стран СНГ имеют разный удельный вес в основных макроэкономических показателях по Содружеству в целом. Самое весомое в СНГ - ЕврАзЭС, за ним в порядке убывания следуют Союз государств Белоруссии и России, ГУАМ и ЦАС.

К сожалению, за 10-летний период ни одно из субрегиональных и региональных образований так и не добилось весомых успехов в заявленной интеграции. Объясняется это главным образом тем, что в них только еще формируются необходимые организационные, правовые, социальные и политико-экономические условия, присущие региональной экономике, без которых не может успешно развиваться межгосударственная интеграция.

Жизнь показала бессмысленность объединений без учета региональной, национальной, экономической, социальной специфики каждого члена Содружества. Однако при всех особенностях национального реформаторского мышления проводимой политики в странах СНГ просматривается их связь с общемировыми тенденциями социально-экономических преобразований. Речь идет в первую очередь о направленности трансформации, стратегической ориентации на развитие эффективного рыночного хозяйства.

Сложившиеся хозяйственные связи новых независимых государств на постсоветском пространстве пока еще замкнуты на внутренних рынках. Под влиянием мирового рынка экспорт государств Содружества в основном базируется на продукции ресурсопроизводящих отраслей - топливно-энергетических и минерально-сырьевых. Она обменивается на продукцию перерабатывающих отраслей - пищевой, легкой и химической промышленности, машиностроения, поскольку своя продукция конкурентоспособна. В первой группе отраслей замедляется спад производства и начинается постепенный их рост, а во второй - рецессия уподобляется вследствие дальнейшего снижения ресурсного обеспечения и   сужения спроса.

Выгоды международного разделения труда сегодня наиболее активно используются на основе регионализации - постепенного сближения национальных хозяйств нескольких стран, формирующих функциональное экономическое пространство. В настоящее время в действуют более 85 крупных региональных экономических соглашений договоренностей. О значении интеграционных объединений для хозяйственной системы, оформления ее целостности, повышения устойчивости, динамики и сбалансированности пропорций свидетельствует, что на их долю приходится 75% общепланетарного ВВП, 75,4% экспорта продукция и 43,3 % услуг в мировом экспорте. В то же время темпы роста ВВП таких группировок примерно в 1,5 раза выше по сравнению с большинством других интегрирующихся государств, а также с темпами роста мирового ВВП.

Однако глобализация и регионализация чреваты и рядом негативных последствий. Получаемые в результате этого закономерного процесса блага разделяются между участвующими в нем странами и регионами далеко не равномерно и не по справедливости. Кроме того, усиление взаимозависимости развития стран резко повышает уязвимость любой из них, снижает эффективность традиционных механизмов государственного регулирования экономики и т.д. Достаточно вспомнить азиатские (1997-1998) "финансовые цунами" - трансграничные потоки "горячих денег", захлестнувшие мировое хозяйство и особенно жестко - формирующиеся экономики. Кризисы, периодически обрушивающиеся на отдельные страны или в целом мировое сообщество, являются неизбежной платой за преимущества глобализации.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международная экономика"