Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 15:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
1 Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Рассматривая организацию как социальный институт, мы можем выделить несколько элементов, составляющих ее структуру и определяющих ее как особое образование, отличное от многих других: цель, структура, технология, финансы, управление, персонал.
Цель
Ни одна организация не сможет сформироваться
и тем более далее существовать, если не
будет определена ее цель — то,
ради чего данная организация формируется
и будет действовать в дальнейшем.
Определение цели может быть дано двояким
образом — для внешних наблюдателей, участников,
пользователей продукцией организации
и для ее собственных участников, сотрудников,
включенных в процесс функционирования.
Структура
Следующий важный элемент, без которого
не может существовать ни одна организация,
— ее структура. Под структурой организации
понимается ее архитектоника, наличие
отдельных частей и соотношения между
ними, степень жесткости/гибкости организационной
конфигурации, типы взаимодействий между
внутренними элементами.
Технология
Технология — это способ преобразования
сырья в искомые продукты и услуги, механизм
работы организации по превращению исходных
элементов труда в итоговые результаты,
являющиеся целью деятельности организации.
В истории можно выделить несколько уровней
технологичности, которые проходило производство.
Первый уровень — дотехнологический,
при котором каждое изделие создавалось
как уникальное.
Второй уровень был связан с внедрением
стандартизации и механизации. Начался
он с производства первого стрелкового
оружия — мушкетов и был призван удешевить
производство за счет взаимозаменяемости
отдельных элементов. Следствием этого
явилось развитие специализации в производстве.
Специализации подверглись как отдельные
исполнители, так и подразделения, и фирмы,
включенные в технологический процесс.
Финансы
Под финансами мы будем понимать все денежные
и другие средства, которыми располагает
или которые может привлечь организация
для выполнения собственной деятельности.
Принято выделять три основные функции финансов:
Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
2 Характер управленческого труда и роли менеджера в организации.
Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
Труд руководителя (менеджера) многофункционален, носит комплексный характер. Руководитель должен в определенной ситуации владеть знаниями в области техники, технологии, экономики, маркетинга; он обязан в совершенстве владеть искусством руководства людьми, умением решать социальные задачи, стоящие перед организацией.
Труд руководителя — умственный труд, состоящий
из трех составляющих: организационно-
Предметом труда руководителя является информация, а результатом — управленческое решение.
Менеджер по персоналу - специалист, призванный эффективно использовать кадровый потенциал в целях успешной реализации стратегии организации.
Руководитель — одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственностью за расстановку кадров, правильное понимание и выполнение подчиненными поставленных задач.
К руководителям относятся: директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный экономист.
Организатор — одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственностью за разработку организационных структур и других форм организации деятельности персонала, наиболее эффективных в заданных условиях.
Роль — это ожидаемый набор действий или поведения, определяемых работой. Классификацию ролей руководителя (менеджера) в организации дал известный специалист по менеджменту Г. Минцберг.
Вся совокупность ролей делится на три группы:
К числу межличностных ролей относится роль символического главы организации, роль лидера и роль связующего звена. Обязанности руководителя: выполнение обычных обязанностей социального или правового характера; отвечает за мотивацию и активизацию подчинения, за набор и подготовку работников, обеспечивает функционирование саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют необходимые сведения и оказывают услуги.
К числу информационных ролей руководителя относится роль приемщика информации, роль ее распространителя, роль представителя подразделения, организации. Руководитель получает специализированную информацию для использования в интересах дела, выступает как центр сосредоточения внутренней и внешней информации, затем передает полученную информацию подчиненным, при необходимости интерпретирует ее. Как представитель руководитель передает информацию во внешнюю среду подразделения, организации относительно планов, политики действий, результатов ее работы, действует как эксперт.
К числу ролей руководителя, связанных с принятием решений, относятся роль предпринимателя, роль устраняющего помехи, роль распределителя ресурсов и роль ведущего переговоры.
Как предприниматель руководитель определяет направления развития организации и изыскивает для этого возможность внутри самой организации и за ее пределами, организует проекты изменений организации, контролирует их осуществление.
Как устраняющий помехи он корректирует действия, когда организация оказывается перед неожиданными нарушениями в своей работе.
Руководитель отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически означает принятие (или непринятие) всех значительных решений в организации.
Как ведущий переговоры руководитель выступает в качестве представителя организации на всех важных переговорах.
Особенности управленческого труда:
Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.
Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы:
2.способность менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:
3 Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора. Создатели школы научного управления первыми стали использовать наблюдения, замеры, логику и анализ для усовершенствования многих операций ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. При этом было установлено, что максимальное количество железной руды и угля может быть переработано, если рабочие будут пользоваться совковой лопатой емкостью до 9 кг. Применение результатов такого рода исследований позволило значительно повысить производительность операции. Изучая человеческий фактор, школа научного управления предложила систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объемов производства. Обосновывалась также целесообразность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в работе. Это давало руководству возможность устанавливать реальные нормы производства и обоснованно доплачивать за их перевыполнение. Ключевым моментом здесь было то, что люди, которые производили больше и вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе. Они также подчеркивали большое значение обучения. Научное управление также считало необходимым отделение управленческих функций от фактического выполнения работ, что противоречило старой системе, при которой рабочие сами планировали свою работу. Разработка и внедрение концепций научного управления стало серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление начало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.