Шпаргалка по международной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержи ответы на 49 вопросов по предмету "Международная экономика".

Содержание

1 Содержание понятия «международная экономика»: объекты, субъекты, струк-тура.
2 Группы стран в мировой экономике.
3 Международное разделение труда (МРТ): понятие и предпосылки развития.
4 Международная специализация и международное кооперирование производ-ства.
5 Тенденции развития международной экономики.
6 Открытая экономика: сущность, показатели, факторы, влияющие на степень открытости экономики.
7 Глобализация мировой экономики: сущность, субъекты, последствия.
8 Меркантилистская теория внешней торговли.
9 Теории абсолютных и сравнительных преимуществ (А.Смит, Д. Рикардо).
10 Теория Хекшера-Олина и ее последующее развитие (парадокс Леонтьева, тео-рема Столпера-Самуэльсона, теорема Рыбчинского).
11 Новые и новейшие теории международной торговли.
12 Демпинг: сущность, разновидности и последствия.
13 Мировая торговля товарами: особенности, структура, динамика развития.
14 Международная торговля услугами: сущность, виды, особенности регулиро-вания международного рынка услуг.
15 Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности (технологий, зна-ний, информации). Государственное и международное регулирование.
16 Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития.
17 Внешнеторговая политика: понятие, виды.
18 Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли.
19 Виды таможенных тарифов и их классификация.
20 Всемирная торговая организация (ВТО) и ее роль в регулировании мировой торговли.
21 Внешнеторговая политика Республики Беларусь. Перспективы вхождения Республики Беларусь в ВТО.
22 Сущность и формы, причины и последствия международного движения капи-тала.
23 Теории ПИИ.
24 Международная корпорация: понятие, черты, виды, роль в мировой экономике, мировой торговле, в процессе международного движения капитала.
25 Понятие и структура мирового рынка ссудных капиталов.
26 Рынок международного кредита: последствия (выгоды и потери).
27 Инвестиционный портфель: сущность, цели, виды.
28 Международный рынок ценных бумаг: понятие, виды и характеристика.
29 Инвестиционная политика: содержание и структура. Понятия «инвестиционный режим», «инвестиционный климат».
30 Свободные экономические зоны (СЭЗ) и их роль в национальной экономике. Оффшорные центры.
31 Анализ показателей платежеспособности страны при предоставлении между-народных кредитов.
32 Внешний долг и особенности международного кредитования РБ.
33 Международные и региональные финансовые организации и их кредитные механизмы. Международный валютный фонд (МВФ).
34 Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и мотивы, их определяющие.
35 Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины и эконо-мические последствия.
36 Современные тенденции развития миграции трудовых ресурсов.
37 Миграционная политика. Формы и методы государственного и международ-ного регулирования внешней трудовой миграции.
38 Республика Беларусь и международный рынок труда. Миграционная политика Республики Беларусь.
39 Экономическая интеграция: понятие, предпосылки, признаки, формы, пре-имущества, экономические последствия. Эффекты интеграции.
40 Теории интеграции.
41 Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): этапы эволюции, механизм функционирования.
42 Североамериканская модель интеграции (НАФТА).
43 Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТЭС).
44 Развитие интеграционных процессов в рамках СНГ.
45 Платежный баланс: понятие, принципы составления.
46 Основные причины и виды появления диспропорций в платежном балансе.
47 Регулирование платежного баланса.
48 Платежный баланс Республики Беларусь.
49 Валютная система: понятие, элементы, виды и их характерные черты.

Вложенные файлы: 1 файл

шпорки.docx

— 126.11 Кб (Скачать файл)

Адам Смит, указывая на необходимость создания устойчивых международных экономических отношений, доказал, что вовлечение американских колоний в экономические связи  оживило хозяйственные процессы и в Европе: чем больше участников экономического сотрудничества со своими исходными ресурсами вовлекаются  в интеграционный процесс, тем больше выгод от этого получают.

По А. Смиту, стремление к умножению богатства – движущая сила человеческой деятельности. Но, преследуя  собственную выгоду, человек в  итоге способствует увеличению общественного  продукта, росту общего блага, что  достигается с помощью «невидимой руки» рыночных законов. Роль государства  в экономике – это роль «ночного сторожа».

Давид Рикардо отмечал, что международный обмен возможен и желателен для всех стран, при этом все участники международного обмена получают выигрыш в торговле (но не за счет нанесения ущерба партнеру).

Рикардо рассматривал перелив капитала между странами как способ контроля количества денег в стране. Однако теория сравнительных преимуществ носит абстрактный и сильно упрощенный характер и не учитывает ряда многих реально существующих в мировой торговле явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева. Эффект усиления Джонса.

Шведские экономисты Хекшер и Олин в 20-х гг. XX в. развили теорию сравнительных преимуществ Д. Рикардо, включив в модель, помимо труда, действие еще одного фактора – капитала. В результате была представлена двухфакторная модель внешней торговли.

Были выделены следующие  критерии выбора направления внешней  торговли в зависимости от располагаемых  ресурсов:1. Экспортироваться должен товар, который содержит в себе насыщенный ресурс, а импортироваться – товар, производство которого использует более редкий ресурс.2. Специализация внутри страны должна строиться на использовании более дешевого ресурса. Если капитал (процент) дешев, то следует ориентироваться на капиталоемкую продукцию, а при более дешевом труде – на трудоемкую. Из теории Хекшера – Олина вытекает теория выравнивания цен факторов производства, автором которой стал наш современник П. Самуэльсон.

Условия для внешней  торговли постепенно меняются, так  как импорт наполняет рынок факторов производства, снимая на нем дефициты. Поэтому редкий ресурс со временем понемногу дешевеет. Избыточный ресурс постепенно теряет свою насыщенность, поскольку из-за роста экспортного  производства спрос на него повышается. Сокращаются его излишки, и он начинает дорожать.

В то же время теорема  Столпера – Самуэльсона показывает, как распределяются доходы от внешней торговли между владельцами факторов производства.

Экономисты неоднократно проверяли выводы Хекшера и Олина, стараясь выяснить, насколько они определяют развитие внешней торговли в разных странах. Эту проблему решил В. Леонтьев. Он пришел к выводу, что научно-технический прогресс ведет не только к насыщению капиталами, но и к росту квалификации рабочей силы. Он разбил труд на квалифицированный и неквалифицированный. Была построена 4-факторная модель производства.

Международная торговля –  сфера обмена продукцией разных стран. Она развивается быстрее, чем  мировое производство.

Эффективная внешняя торговля – самостоятельный источник дополнительного  дохода страны. Экспортная квота является основным показателем эффективности  внешней торговли и рассчитывается по следующим формулам:

   или   ,

где Хкв – экспортная квота;

Х – экспорт;

ВВП – внутренний валовой продукт;

ВНП – внутренний национальный продукт.

 

Товарный экспорт финансирует  рост ВВП за счет доходов иностранного государства. Прогрессивная миссия импорта состоит в активизации  движущих сил перехода страны на более  высокую ступень эффективного производства. Эффективность внешнеторговых операций будет возрастать, когда цены экспорта (Рх) повышаются, а цены импорта (Рimp) понижаются. Доходные условия торговли определяются соотношением экспортных и импортных цен и выражаются следующей формулой:

,

где ТоТ – индекс условия торговли;

Рх – цены экспорта;

Рimp – цены импорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Воздействие изменений в структуре  спроса и предложения на международную  торговлю. Эффекты и закон Энгеля.

Важное место занимает воздействие изменений в структуре  спроса и предложения на международную  торговлю. Закон Энгеля заключается в следующем: при неизменных ценах и демографических составляющих увеличение дохода приводит к тому, что в общем спросе доля спроса на продовольственные товары уменьшается, а на услуги и товары обрабатывающей промышленности – растет.

С увеличением доходов  на душу населения растет спрос на предметы роскоши. Это означает, что  в стране создается стимул к производству товаров и уменьшается стимул к производству продовольственных  товаров (производство растет, но меньшими темпами), следовательно, значительная часть факторов производства перетекает в производство предметов роскоши, что приводит к их относительному удешевлению.

Страна начинает экспортировать предметы роскоши, положение производителей продовольствия ухудшается, в мировом  сообществе все больше увеличивается  рост стран, производящих предметы роскоши.

Теория сходства предпочтений шведского экономиста С. Линдера объясняет механизм осуществления внешней торговли среди развитых стран, опираясь на факт соответствия объема и структуры спроса определенному уровню доходов на душу населения. Страна, достигшая определенной величины потребления, может поставлять избыточный товар на экспорт. Но этот товар должен соответствовать возможностям потребителя с определенным уровнем достатка. Поэтому экспортный товар потребительского направления может искать рынок сбыта среди стран с аналогичным среднедушевым доходом.

Рост производства на основе предложения имеет два варианта:•  нейтральный рост;• несбалансированный рост.

При нейтральном росте  все факторы производства растут одинаковыми темпами. Сохраняется  существующая структура взаимоотношений  между странами, и не меняются существующая структура товарных потоков, ценовые  пропорции. Меняются только абсолютные величины торговли.

При несбалансированном росте  темпы роста различных факторов производства не совпадают, а также  не совпадают темпы развития отдельных  стран.

Существуют два варианта несбалансированного роста:• импортозамещающий  рост;• экспорторасширяющий рост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11Экспортоориентированный и импортозамещающий  рост. Теорема Рыбчинского. «Голландская болезнь».

Импортозамещающий рост предполагает увеличение производства товаров, которые  страна импортирует, что приводит к  улучшению условий торговли страны по отношению к ее торговым партнерам.

Экспорторасширяющийся рост – это увеличение производства экспортного товара, ведущее к ухудшению условий торговли в стране.

Последствием экспорторасширяющегося роста может быть так называемая «голландская болезнь» – деиндустриализация (перераспределение ресурсов из других отраслей в обрабатывающую промышленность).

Эффект «разоряющего роста», по определению Я. Н. Бхагвати, показывает, что ухудшение условий торговли в определенных обстоятельствах может принести потери, превосходящие выигрыш от увеличения объемов экспорта.

В основу этой теории легла  теорема Рыбчинского, исследующая эффект влияния последствий внешней торговли на развитие внутреннего рынка, формирование его отраслевой структуры.

Если национальная фирма  развивает производство, прибегая к  внешней торговле, она имеет возможность  выбрать наиболее выгодные масштабы производства с меньшими издержками, т. е. использовать положительный эффект масштаба, эффект массового производства. Это позволит ей производить продукт  с меньшими издержками и поэтому  продавать его по более низкой цене.

Мировой рынок, расширив использование  положительного эффекта масштаба, обеспечил  фирмам возможность продаж по более  низким ценам и повысил тем  самым конкурентоспособность товаров. В результате этих процессов произошли  значительные изменения не только в  развитии самих внешнеторговых структур. Последствия коснулись всего  мирового сообщества: возник дополнительный резерв для экономического роста, произошло  усиление монополистических тенденций, как на рынке экспортера, так и  импортера, были созданы условия  для расширения внешнеэкономических  стратегий.

Английский экономист  М. Познер разработал теорию технологического разрыва. Движущим мотивом внешнеэкономической  экспансии становится монополистическая  прибыль.

Почти в то же время  в США возникла теория жизненного цикла товара, которую разработал Р. Вернон. В этой теории цикл жизни товара охватывает четыре стадии: внедрение, рост, зрелость и упадок.

В конце 80-х гг. ХХ в. американский экономист М. Портер сделал вывод, что  причина успехов стран с богатой  экспортной составляющей кроется в  современном состоянии конкурентных преимуществ фирм, которое цементируется  постоянными инновациями, неустанным обновлением технологий.

Портер выделяет четыре детерминанты, обуславливающие данные успехи: параметры факторов производства, стратегия фирмы, параметры спроса, родственные и поддерживающие отрасли. Важную роль играют государство, а также случайные факторы.

 

12 Международная торговля товарами: особенности, структура.

Международная торговля товарами является древнейшей формой международных  экономических отношений. Процесс  купли-продажи товаров в разных странах, который происходит между  продавцом, покупателем и посредниками, имеет важное значение, поскольку торговля товарами способствует не только насыщению рынка изделиями, необходимыми обществу, но и более эффективному использованию ресурсов.

Реализуя свои товары на мировом рынке, та или иная страна получает возможность широких торговых контактов, обмена своих товаров  на товары, производство которых ей экономически невыгодно, либо которые  сама не производит, хотя потребность  в этих товарах страна испытывает.

Анализ динамики мирового рынка товаров исчисляется рядом  показателей, таких как стоимостный  объем внешней торговли, определяемый на основе валютного курса, физический объем внешней торговли и др.

Темпы роста объемов  мировой торговли товарами значительно  превосходят темпы роста производства товаров и ВВП. На стабильный, устойчивый рост мировой торговли товарами оказывают влияние следующие факторы:· либерализация мировой торговли посредством мер, предпринимаемых ВТО;· развитие процессов экономической интеграции, практическое устранение торговых барьеров на пути товаропотоков стран-участниц экономической интеграции;· научно-технический прогресс (НТП), который содействует активному обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики;· активная деятельность транснациональных корпораций (ТНК) на мировых рынках.

В структуре мировой  торговли преобладает продукция  высокоразвитых стран, на долю которых  приходится более 70%. В мировом экспорте бурно растет и доля так называемых «новых индустриальных стран»: в начале XXI в. она составила более 13%. Доля США в мировом экспорте составляет более 12%, Японии – свыше 8, стран  Западной Европы – более 43%. В последние  десятилетия динамично развивается  торговля Китая. Доля стран СНГ в мировом экспорте составляет чуть более 4%.

В начале XX в. в структуре мировой торговли товарами 2/3 приходилось на долю продовольствия, сырья и топлива. В настоящее время эта картина резко изменилась: более 1/3 всей мировой торговли товарами приходится на торговлю машинами и оборудованием, а доля продукции всей обрабатывающей промышленности увеличилась с 1/3 до 3/4. Все большую роль играет торговля наукоемкой продукцией.

 

 

 

 

 

13 Международная торговля услугами: сущность, виды, классификация услуг.

Торговля услугами –  важная часть международных экономических  связей. Рост потребностей в услугах  непосредственно связан с повышением экономической эффективности производства и НТП. Основной объем экспорта услуг  сосредоточен в промышленно развитых странах.

Понятие «услуга» имеет  широкий спектр определений. В общем, под услугами принято понимать разнообразные  виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.

Отличие услуг от товаров  в материальной форме заключается  в том, что, во-первых, они невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени  и месту.

Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь  промышленный характер или удовлетворять  личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т. д.

На мировом рынке  реализуются следующие виды услуг:· социально-культурные: наука, научное обслуживание, образование, медицина, физическая культура, социальное обслуживание, искусство, культура, туризм, другие рекреационные услуги;· производственно-бытовые: строительство, транспорт, связь, складское хозяйство, коммунальное обслуживание, торговля, реклама, биржевые, посреднические операции с недвижимостью, аренда, в том числе оборудования, услуги по изучению рынков, контролю за качеством, послепродажное обслуживание;· социально-бытовые: бытовые услуги, общественное питание, гостиничное обслуживание;· финансово-страховые: финансовые, банковские, страховые и т. д.;· профессиональные: консалтинг, инжиниринг, юридические, бухгалтерские, информационно-вычислительные услуги.

Информация о работе Шпаргалка по международной экономике