Шпаргалка по международной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержи ответы на 49 вопросов по предмету "Международная экономика".

Содержание

1 Содержание понятия «международная экономика»: объекты, субъекты, струк-тура.
2 Группы стран в мировой экономике.
3 Международное разделение труда (МРТ): понятие и предпосылки развития.
4 Международная специализация и международное кооперирование производ-ства.
5 Тенденции развития международной экономики.
6 Открытая экономика: сущность, показатели, факторы, влияющие на степень открытости экономики.
7 Глобализация мировой экономики: сущность, субъекты, последствия.
8 Меркантилистская теория внешней торговли.
9 Теории абсолютных и сравнительных преимуществ (А.Смит, Д. Рикардо).
10 Теория Хекшера-Олина и ее последующее развитие (парадокс Леонтьева, тео-рема Столпера-Самуэльсона, теорема Рыбчинского).
11 Новые и новейшие теории международной торговли.
12 Демпинг: сущность, разновидности и последствия.
13 Мировая торговля товарами: особенности, структура, динамика развития.
14 Международная торговля услугами: сущность, виды, особенности регулиро-вания международного рынка услуг.
15 Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности (технологий, зна-ний, информации). Государственное и международное регулирование.
16 Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития.
17 Внешнеторговая политика: понятие, виды.
18 Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли.
19 Виды таможенных тарифов и их классификация.
20 Всемирная торговая организация (ВТО) и ее роль в регулировании мировой торговли.
21 Внешнеторговая политика Республики Беларусь. Перспективы вхождения Республики Беларусь в ВТО.
22 Сущность и формы, причины и последствия международного движения капи-тала.
23 Теории ПИИ.
24 Международная корпорация: понятие, черты, виды, роль в мировой экономике, мировой торговле, в процессе международного движения капитала.
25 Понятие и структура мирового рынка ссудных капиталов.
26 Рынок международного кредита: последствия (выгоды и потери).
27 Инвестиционный портфель: сущность, цели, виды.
28 Международный рынок ценных бумаг: понятие, виды и характеристика.
29 Инвестиционная политика: содержание и структура. Понятия «инвестиционный режим», «инвестиционный климат».
30 Свободные экономические зоны (СЭЗ) и их роль в национальной экономике. Оффшорные центры.
31 Анализ показателей платежеспособности страны при предоставлении между-народных кредитов.
32 Внешний долг и особенности международного кредитования РБ.
33 Международные и региональные финансовые организации и их кредитные механизмы. Международный валютный фонд (МВФ).
34 Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и мотивы, их определяющие.
35 Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины и эконо-мические последствия.
36 Современные тенденции развития миграции трудовых ресурсов.
37 Миграционная политика. Формы и методы государственного и международ-ного регулирования внешней трудовой миграции.
38 Республика Беларусь и международный рынок труда. Миграционная политика Республики Беларусь.
39 Экономическая интеграция: понятие, предпосылки, признаки, формы, пре-имущества, экономические последствия. Эффекты интеграции.
40 Теории интеграции.
41 Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): этапы эволюции, механизм функционирования.
42 Североамериканская модель интеграции (НАФТА).
43 Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТЭС).
44 Развитие интеграционных процессов в рамках СНГ.
45 Платежный баланс: понятие, принципы составления.
46 Основные причины и виды появления диспропорций в платежном балансе.
47 Регулирование платежного баланса.
48 Платежный баланс Республики Беларусь.
49 Валютная система: понятие, элементы, виды и их характерные черты.

Вложенные файлы: 1 файл

шпорки.docx

— 126.11 Кб (Скачать файл)

Введение евро стало  сильным толчком для формирования крупных геополитических альянсов: зон евро, доллара  и йены. Поначалу оно имело противоречивые результаты. С одной стороны, заметно оживились  европейские финансовые рынки, особенно рынки долговых  инструментов снизились издержки на конвертацию валют, повысилась эффективность производства.  С другой - курс евро угля пережил продолжительное падение. Массовой ликвидации долларовых активов европейскими центральными банками и крупными корпорациями не произошло. Однако, в принципе, зона евро вполне может стать альтернативой зоне доллара, так как экономические потенциалы стоящих за ними ЕС и США вполне сопоставимы.

 

 

 

47Валютная политика государства: понятие, инструменты, направления. Государственное регулирование валютного курса.

В системе регулирования  рыночной экономики важное место  занимает валютная политика. Она есть совокупность мероприятий, осуществляемых государством в сфере валютно-кредитных  отношений для выполнения поставленных перед страной целей и задач. А именно: обеспечения устойчивого  экономического роста; снижения уровня безработицы; обеспечения стабильности цен и равновесия платежного баланса.

Валютная политика вырабатывается Центральным банком страны совместно  с правительством и закрепляется законодательно.

Валютную политику можно  рассматривать как сочетание  валютной стратегии и валютного  регулирования. К сфере валютной стратегии относzтся выбор концепции валютного курса и методов влияния на этот курс (валютные интервенции, девальвация, ревальвация и пр.), диверсификация валютных резервов.

Валютное регулирование - это комплекс законодательно-нормативных  актов, регламентирующих порядок операций с валютой и валютного контроля. К взаимосвязанным направлениям валютного регулирования относят:

- регулирование конвертации  валюты;

- регулирование текущих  операций с валютой; 

-регулирование операций, связанных с движением капитала;

- валютный контроль, целью  которого является обеспечение  соблюдения валютного законодательства  при осуществлении всех валютных  операций.

В организации валютного  регулирования важную роль играет лицензирование банков, дающее право проводить валютные операции. Лицензии банкам выдает Центральный  банк.

В широком смысле в понятие  валютной политики включается также  валютно-финансовое сотрудничество, в  том числе сотрудничество с международными организациями, между центральными банками.

В целях регулирования  валютных отношений государство  использует прямые и косвенные инструменты. К прямым относится установление в законодательном порядке различного рода ограничений на операции с инвалютой. Ко вторым - методы воздействия государства на динамику валютных курсов путем проведения валютных интервенций, а также воздействие на валютные отношения при помощи мер внутриэкономической, прежде всего денежно-кредитной политики (изменение учетной ставки центрального банка, нормы обязательных резервов для  коммерческих банков, операции на открытом рынке ценных бумаг).

Применение тех или  иных инструментов  валютной политики обусловлено  степенью  вовлеченности  страны в МЭО, приоритетами государственной  экономической политики, состоянием экономической конъюнктуры внутри  страны и за ее пределами.

Большую роль играют и  собственно валютные факторы, в частности, принятый данной страной режим валютного  курса, масштабы и характер несбалансированности ее внешних расчетов, размеры внешней задолженности, состояние золотовалютных резервов.

 

49Валютная система и валютная  политика Республики Беларусь.

Формирование  валютной системы Беларуси началось с 1993г., когда Совет Министров  Республики Беларусь совместно с  НБ Республики Беларусь признали де-юре  факт существования официальной  денежной единицы Республики Беларусь. Национальная валюта, введенная в  наличный и безналичный оборот, получила название билет Национального банка  Республики Беларусь (белорусский рубль) и находится в обороте до сих  пор. Дважды белорусский рубль был  подвержен деноминации - в 1994 г. в  соотношении 1:10 и в 2000 г. в соотношении 1:1000.

Обобщенная  структура современной валютной системы Беларуси включает в себя механизм валютного регулирования (элементы, рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение) и институты (Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, НБ Республики Беларусь, коммерческие банки, СМ Республики Беларусь, Министерство финансов, Министерство экономики, БВФБ, ГТК, КГК, другие органы госуправления, подчиненные СМ, облисполкомы.).

Таблица 8.2.

Краткая характеристика элементов механизма валютного  регулирования Республики Беларусь

Элементы

Валютный механизм Республики Беларусь

Национальная валюта

Билет НБ Республики Беларусь

( белорусский  рубль)

Режим валютного курса

Привязка с 1,01,2009г. к доллару  США, евро, российскому рублю, котировка  белорусского рубля только НБ Республики Беларусь

Режим валютных ограничений

Достаточно жесткие валютные ограничения, направленные на стабилизацию обменного  курса и поддержание ценовой  конкурентоспособности белорусской  экономики

Режим конвертируемости

Белорусский рубль имеет конвертируемость только по текущим операциям платежного баланса

Регулирование международной валютной ликвидности

Золотовалютные резервы НБ Республики Беларусь, резервная позиция в  МВФ; государственные ценные бумаги в иностранных банках

Регламентация использования международных  кредитных средств

Применяются Унифицированные международные  нормы, которые регламентируют использование, в частности векселей и чеков

 Режим международных расчетов  страны

Применяются Унифицированные правила  и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, чековый закон в редакции МТП

Режим валютного рынка и рынка  золота

Функционирует биржевой (на основе БВФБ) и внебиржевой рынки; рынок золота не развит в полной мере

Стратегия управления золотовалютными  резервами

Разрабатывается совместно НБ Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь


 

В Беларуси сложился нормативно- правовой и институциональный  механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными  отношениями, валютной политики, валютного  регулирования и контроля.

Правовое  и нормативное обеспечение функционирования валютного механизма Республики Беларусь включает законы, указы, декреты, постановления, положения, правила, приказы, письма, инструкции, методические указания, нормы, нормативы и т.п.

Руководство валютной политикой осуществляют Президент  и Национальное собрание (Палата Представителей и Совет Республики). Они принимают  законодательные акты в сфере  валютных отношений Беларуси, распределяют полномочия и функции по валютному  регулированию и контролю. Законодательные  акты конкретизируются и дополняются  постановлениями СМ. положениями  отдельных министерств и комитетов, нормативными документами НБ.

Функции органов  валютного регулирования исполняет  НБ и СМ Республики Беларусь, а органов валютного контроля, кроме указанных институтов. Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.

НБ и СМ Республики Беларусь, каждый в пределах своих полномочий, осуществляют текущее оперативное воздействие на функционирование действующего валютного механизма: определяют валютный режим, регулируют динамику валютного курса белорусского рубля, утверждают структуру золотовалютных резервов, осуществляют погашение государственного внешнего долга, оказывают влияние на основные формы МЭО нашей страны, в частности, на внешнюю торговлю и движение капиталов, состояние платежного баланса.

Национальный  банк вместе с другими органами валютного  контроля обеспечивает выполнение участниками  ВЭД валютного законодательства, особенно, ограничений по движению капиталов. Вместе с агентами валютного  контроля (таможни, банки, министерства и др.) они добиваются, с одной  стороны, поступления валютной выручки  от экспорта, с другой, - обеспечения  обоснованности платежей в инвалюте за импортированные товары и услуги. Исполнителями валютного контроля являются коммерческие банки, подотчетные  НБ.

Характеризуя  в целом валютную политику Республики Беларусь, ее можно определить как жестко регламентированную. Тем не менее, органам монетарного регулирования удалось достичь значительных успехов в валютной сфере (введение единого курса белорусского рубля в сентябре  2000г., конвертируемости по текущим операциям в ноябре 2001г., новых правил проведения валютных операций с 01.07.2004г., которые являются более либерализированными и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20Международные торговые организации.  Роль ВТО в процессе международной  торговли.

ВТО - Международная организация, регулирующая мировую торговлю[1]. Является правопреемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Образована в соответствии со специальным Соглашением о создании ВТО, достигнутым в итоге Уругвайского раунда многосторонних переговоров в рамках ГАТТ. Начала функционировать с 1 января 1995 г

Членом ВТО может  стать любая страна, принимающая  обязательства всего пакета документов, которые являются ее правовой основой (за исключением четырех ранее  заключенных соглашений в рамках ГАТТ)

Международная торговая политика представляет собой совокупность различных  форм и методов международного регулирования  обмена товарами и услугами между  странами.

Регулирование международной  торговли осуществляется как региональными экономическими организациями, союзами и группировками, так и организациями общемирового масштаба.

Примером наиболее развитой региональной экономической группировки является современный Европейский Союз (ЕС), (ранее - Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), учрежденное в 1958г.)

Региональные союзы  и группировки, с одной стороны, способствуют развитию международной  торговли, так как снимают всевозможные барьеры во взаимной торговле стран-участниц. С другой стороны, проводят политику протекционизма в отношении «третьих» стран, устанавливая определенные барьеры для тех стран, которые не входят в их состав, а также для других торгово-экономических союзов.

Наиболее существенную роль в международном регулировании мировой торговли играет Всемирная торговая организация (ВТО)

В качестве одной из главных  целей своей деятельности ВТО  провозгласила борьбу с протекционизмом: отказ от нетарифных и уменьшение тарифных барьеров. С момента ее создания принимаются новые решения  по либерализации международной  торговли. В настоящее время ВТО  представлена уже целой системой соглашений, связанных с международной  торговлей товарами и услугами, правами  интеллектуальной собственности, инвестиционным сотрудничеством, за соблюдением которых  осуществляется регулярный контроль.

Функции:

  • организация многостороннего согласования правил международной торговли
  • контроль за выполнением торговых соглашений пакета документов Уругвайского раунда
  • форум для торговых переговоров
  • разрешение торговых споров
  • мониторинг национальной торговой политики членов ВТО
  • техническое содействие развивающимся странам
  • сотрудничество с другими международными организациями

Принципы ГАТТ/ВТО

  • Торговля без дискриминации:
  • Либерализация торговли: снижение барьеров
  • Отказ от количественных ограничений (квота, лицензия, предельная цена, добровольное ограничение экспорта)
  • Предсказуемость торговой политики (соблюдение норм ГАТТ, недопущение односторнних действий, связывание тарифов, тарификация нетарифных мер, мониторинг торговой политики)
  • Содействие конкуренции через отказ от использования несправедливых методов торговой политики (демпинг, добровольное ограничение экспорта, специфические субсидии и др.)
  • Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров (а не торговых войн)

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Ее главная цель состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций. Добиваясь достижения своих целей, ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

В составе Организации  экономического сотрудничества и развития(ОЭСР), в которую входят все развитые страны, имеется Комитет по торговле. В его задачу входит содействие расширению мирового обмена товарами и услугами на многосторонней основе; рассмотрение общих проблем торговой политики, равновесия платежных балансов, заключения о целесообразности предоставления займов членам организации.

Существенное воздействие  на внешнюю торговлю стран развивающихся  и с переходной экономикой, особенно несостоятельных должников, оказывает  Международный валютный фонд (МВФ). Под давлением МВФ идет ускоренная либерализация рынков этих стран  в обмен на кредиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25Внешнеинвестиционная политика: содержание и структура.

Внешнеинвестиционная политика государства–это структурная составляющая внешнеэкономической политики современного государства, представляющая собой систему форм и методов государственного воздействия на разнонаправленные потоки международных инвестиций с целью возрастания положительных экономических и социальных эффектов в национальной экономике.

Структура внешнеинвестиционной политики

Интернациональный уровень:

  • Регулирование международными экономическими организациями
  • Регулирование региональными экономическими организациями и интеграционными объединениями
  • Регулирование двусторонними соглашениями о взаимной защите и поощрении инвестиций и об избежании двойного налогообложения

Информация о работе Шпаргалка по международной экономике