Эволюция денежно-кредитной политики и особенности её осуществления в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика – это комплекс мероприятий, проводимых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Проведение денежно-кредитной политики служит одним из способов, посредством которого достигаются устойчивые темпы развития экономики. В руках Центрального банка, грамотно использующего инструменты денежно-кредитной политики, она может стать той основой, на которой будет крепко держаться вся экономика страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Основная составляющая кредитно-денежного регулирования - кредит. Кредит - это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Кредит основан на том, что временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов и направляться в те сферы общественного производства, где в них есть потребность. Он играет огромную роль в развитии экономики и выполняет следующие функции:

- расширяет рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливаются наличными денежными средствами;

- перераспределяет свободные денежные средства между хозяйствующими субъектами;

- обеспечивает экономию издержек обращения;

- ускоряет концентрацию и централизацию капитала.

Кредит имеет многообразие форм (коммерческий, банковский, межхозяйственный, потребительский, лизинговый, ипотечный, государственный, международный). Во внутреннем обращении главными являются кредитные деньги и их производные (векселя, банкноты, чеки, депозитные и электронные деньги).

С введением кредитных денег и их производных денежная система в чистом виде перестала существовать, на смену ей пришла кредитно-денежная система [2].

Кредитно-денежная система - это совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования, финансово-кредитных институтов, регулирующих спрос и предложение денег, массу денег в обращении. С институциональной точки зрения, кредитно-денежная система - это комплекс валютно-финансовых учреждений (центральный банк, коммерческие банки, представляющие собой банковскую систему) и специализированных кредитно-финансовых институтов (учреждений, выполняющих определенные финансово-кредитные операции: инвестиционные, ипотечные, экспортно-импортные банки, сберегательные кассы, кредитные кооперативы, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды).

Кредитно-денежная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует переток его из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность, задает «правила игры» в кредитно-денежном обращении, определяет структуру производства и совокупность спроса, влияет на составляющие экономического равновесия.

Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка (ЦБ) страны. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.

Выделяют три направления кредитно-денежного регулирования:

- контроль над банковской  системой;

- регулирование объема  кредитных операций и денежной  эмиссии;

-  регулирование государственного  долга.

В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.

Учетная ставка (процентная ставка, или ставка рефинансирования) - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Другими словами, это уровень платы за кредитные ресурсы. Такого рода кредитование возможно при монополизации банковской эмиссии центральными банками. Предлагая тот или иной уровень учетного процента, центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране.

Операции на открытом рынке служат основным инструментом регулирования денежной массы, используемым в большинстве стран мира. Через покупку или продажу казначейских ценных бумаг пополняют или снижают банковские резервы кредитной системы государства. Операции проводятся центральным банком страны совместно с группой крупных банков. Они заключаются в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно государственных).

Ценная бумага представляет собой потенциальный денежный капитал, обладающий высокой степенью ликвидности, т.е. который может быть легко обращен в наличные средства.

Наиболее распространенными видами ценных бумаг являются акции, облигации.

Акция - это свидетельство на вложенный капитал. Она не имеет установленного срока обращения и удостоверяет право ее держателя (акционера) на участие в управлении делами, на получение части прибыли акционерного общества.

Облигация - это ценная бумага с фиксированным доходом, имеющая форму долгового обязательства, выдаваемого на определенный срок, в течение которого оно должно быть выкуплено [3].

Купля-продажа ценных бумаг происходит на рынке ценных бумаг, который подразделяется на первичный и вторичный. Первичный рынок ценных бумаг - продажа новых выпусков ценных бумаг их эмитентом в целях получения необходимых денежных средств. Вторичный рынок ценных бумаг - это перепродажа ценных бумаг от первоначального инвестора последующим инвесторам, что влечет за собой перераспределение ресурсов. Вторичным рынком ценных бумаг является фондовая биржа.

Государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по трем основным направлениям:

1) обеспечивает нормативно-правовую  базу функционирования рынка  ценных бумаг и регламентирует  деятельность на рынке; присутствует на рынке в качестве субъекта экономических отношений;

2) присутствует на рынке в качестве субъекта экономических отношений: пускает в обращение государственные ценные бумаги - казначейские боны, ноты, государственные облигации, казначейские векселя, билеты;

3) воздействует на состояние фондового рынка через регулирование денежной массы, находящейся в обращении, влияет на денежные резервы банков, т.е. воздействует через кредитно-денежную политику центрального банка.

В Республике Беларусь последовательно осуществляется переход к преимущественно рыночным методам регулирования кредитно-денежных отношений. В качестве регулирующих инструментов используются традиционные [4]:

- выпуск государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, акций);

- операции на открытом рынке;

- процентная ставка (учетная ставка или ставка рефинансирования), по которой коммерческие банки приобретают кредитные ресурсы у Национального банка Республики Беларусь;

- нормы обязательных резервов или резервные требования к коммерческим банкам (величина процента отчислений в резервный фонд центрального банка от величины привлеченных коммерческими банками средств);

- регуляторы банковской деятельности (уставный фонд, нормативы ликвидности, платежеспособности, независимости, лимит кредитной эмиссии и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Эволюция денежно-кредитной политики и особенности её осуществления в Республике Беларусь

2.1 Динамика развития денежно-кредитной  политики

 В прошедшем пятилетии  работа всех органов управления, коллективов и организаций была  направлена на решение задач и достижение параметров программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально–экономического развития, денежно–кредитной и бюджетной политики [13].

В 2006-2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный) [1].

В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 %, продукции промышленности — 10,5 %, инвестиций в основной капитал— 23,8 %, реальной заработной платы — 12,1 %.

Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2% , реальной заработной платы — 100,1 %) и снижение промышленного производства (98 % к уровню 2008 года).

В связи с этим обострение проблемы госдолга не могло пройти мимо Беларуси. В 2008-2010 годах Правительство было вынуждено увеличить объемы внешних заимствований и увеличить господдержку экономики [14].

По состоянию на 1 января 2011 года внутренний госдолг, включая гарантированный долг и долг органов местного самоуправления, составил 32 трлн. рублей, или 19,6% объема ВВП. Внешний госдолг составил $9,7 млрд. или 19,8% объема ВВП. Но несмотря на рост госдолга в последнее время, его уровень можно назвать умеренным.

Объем заимствований на внешнем рынке банковского капитала в последние месяцы увеличился, причем часть поступлений, номинированных в иностранной валюте, была обменена на белорусские рубли в рамках операций по обмену депозитами с Национальным банком Республики Беларусь (НБРБ). Возможно, эти операции дадут новый стимул к развитию внутреннего рынка кредитования, который в последние пять лет рос в среднем на 50% в год, что привело к повышению расходов на внешнее финансирование как в банковской системе, так и в секторе государственных финансов, а также, возможно, к усложнению проблемы финансирования. По состоянию на конец 2010г. средства, выделенные по программе МВФ, вместе с валютными депозитами НБРБ, причитающимися банкам, превышали конвертируемые совокупные международные резервы НБРБ.

В 2010 г. совокупные потребности страны во внешнем финансировании, в процентах от поступлений по СТО и доступных резервов, составили, по предварительным оценкам, 155%, то есть превысили медиану по странам рейтинговой категории «В» (102%) и показатели всех других стран группы сравнения (Приложение А).

Ситуация с достаточностью резервов еще хуже: в 2010 г. доступных средств в распоряжении Беларуси было достаточно для покрытия платежей по СТО в течение примерно одного месяца. Это значительно ниже медианы по странам рейтинговой категории «В» и показателей всех других стран группы сравнения. Низкий показатель покрытия платежей по СТО означает, что страна подвергается высокому риску рефинансирования (Приложение Б).

Наивысшие показатели внешней ликвидности в группе сравнения имеет Венесуэла: поступления от экспорта нефти обеспечивают ей профицит по СТО и позволяют уверенно занимать позицию внешнего нетто-кредитора.

Экономика Беларуси, несмотря на ее текущие проблемы, — одна из самых успешных и развитых среди стран рейтинговой категории «В», что подтверждается данными о ВВП на душу населения (Приложение В). Кроме того, Беларусь опережает большинство стран своей группы по ряду показателей развития человеческого потенциала и социально-экономического благополучия — они отражают высокий образовательный ценз населения, наличие развитой системы социального обеспечения и высокий уровень перераспределения материальных благ.

Так же как и Украина с Сербией Беларусь унаследовала богатую производственную базу, и при этом, в отличие от Сербии, не пострадала от войн и внутриполитических конфликтов. Это обеспечивает Беларуси довольно высокий для ее рейтинговой категории уровень экономической диверсификации. Для сравнения в экономике Венесуэлы очень высок удельный вес нефтяной отрасли, а экономика Ганы зависит от производства какао-бобов и добычи золота. Среди сопоставляемых стран Гана имеет самую узкую базу экономического роста, хотя недавно открытые месторождения нефти позволили несколько расширить ее. Значительные объемы инвестиций способствуют экономическому развитию Грузии, Ганы и Беларуси. При этом в Беларуси основной толчок этому процессу дает государственный сектор.

Центром белорусской политической системы, несомненно, является президентская власть, что непосредственно связано со сложившейся моделью социально-экономического развития. Хотя текущая политическая система отрицательно сказывается на скорости политического реагирования и принятия решений, она не может повлиять на исполнение политической воли.

Предварительная оценка выполнения основных показателей Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры  были достигнуты.

На данный момент правительство проводит квазифискальные операции через государственные банки, и у него совсем немного возможностей для того, чтобы сократить субсидии, не вызвав социальных волнений. Вместе с тем крупные капитальные расходы, произведенные в последние годы, обеспечивают правительству некоторые возможности для корректировок бюджета.

Позитивное влияние на рейтинги Беларуси оказывают средний показатель ВВП на душу населения, значительный объем основного капитала в промышленности и наличие высококвалифицированной рабочей силы.

Помимо рейтинговых действий, обусловленных повышением внешней уязвимости Беларуси, понижается оценка риска перевода и конвертации валюты в связи с возросшим использованием механизмов валютного регулирования НБРБ, в частности недавним запретом на досрочное финансирование импорта за счет валютных кредитов белорусских банков и 2-процентного добавочного налога на валютные операции [15].

Также в стране высок уровень квазифискального кредитования, осуществляемого через финансовую систему, поэтому официальные цифры могут не давать полной картины состояния государственных финансов.

Стратегия управления долгом на 2011 год и среднесрочную перспективу заключается в обеспечении потребностей государства в финансовых ресурсах и при этом - сохранении экономических показателей на безопасном уровне.

Информация о работе Эволюция денежно-кредитной политики и особенности её осуществления в Республике Беларусь