Эволюция денежно-кредитной политики и особенности её осуществления в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика – это комплекс мероприятий, проводимых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Проведение денежно-кредитной политики служит одним из способов, посредством которого достигаются устойчивые темпы развития экономики. В руках Центрального банка, грамотно использующего инструменты денежно-кредитной политики, она может стать той основой, на которой будет крепко держаться вся экономика страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

- повышение информированности  населения и организаций об  условиях предоставления банковских  услуг, новых банковских продуктах, рисках банковской деятельности;

- улучшение качественных параметров деятельности банков, обеспечивающих способность противостоять внутреннему и внешнему дестабилизирующему воздействию и адекватно выполнять свои функции в экономике (снижение проблемных активов банков до 4 процентов);

- обеспечение жесткого контроля за сохранностью частных вкладов граждан Республики Беларусь, своевременностью и полнотой выполнения банками обязательств перед вкладчиками;

- совершенствование пруденциальных  требований и надзорных процедур  на всех уровнях надзорного  процесса путем внедрения международных стандартов, развития методов надзора, ориентированного на оценку и ограничение рисков, а также методов надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе;

- повышение требований  к допуску на рынок банковских  услуг;

- дальнейшая либерализация валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

Развитие национальной платежной системы будет направлено на повышение ее надежности и безопасности. Решение данных задач базируется на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно–технической инфраструктуры автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии и совершенствовании систем стандартизации и сертификации. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков к концу 2015 года будет не ниже 99,5 % от ее дневного фонда рабочего времени.

Развитие сектора страхования будет направлено на повышение емкости, надежности, конкурентоспособности, эффективности национального страхового рынка и уровня капитализации страховых организаций.

Для этого потребуется:

- стимулирование развития  добровольных видов страхования, особенно относящихся к страхованию  жизни;

- совершенствование национальной  системы страхования экспортных  рисков;

- развитие инфраструктуры  страховых организаций, в том  числе в малых и средних городах;

- повышение качества страховых  услуг и внедрение новых страховых  продуктов, востребованных на рынке;

- внедрение современных, соответствующих международным  принципам стандартов надзора  и регулирования страховой деятельности.

Ожидается, что страховые взносы на душу населения возрастут более чем в 6 раз, отношение активов сектора страхования к ВВП к концу пятилетия достигнет 2 процентов.

Развитие сектора ценных бумаг и производных финансовых инструментов будет направлено на превращение его в эффективный механизм перераспределения ресурсов и аккумулирования денежных средств на инвестиционные проекты.

Предполагается:

- формирование ликвидного  и прозрачного рынка ценных  бумаг и его наполнение разнообразными  финансовыми инструментами;

- развитие институтов  финансового посредничества на  рынках ценных бумаг и производных  финансовых инструментов;

- совершенствование системы  регулирования и надзора за  рынком ценных бумаг в соответствии  с принципами Международной организации  комиссий по ценным бумагам и стандартам Европейского союза;

- обеспечение условий  для развития интеграционных  процессов, способствующих совершенствованию  и расширению сфер взаимодействия  национальных рынков ценных бумаг  и производных финансовых инструментов  с мировыми финансовыми институтами и структурами.

Развитие сектора производных финансовых инструментов в Республике Беларусь будет основано на создании условий для обращения на национальном рынке всего спектра производных финансовых инструментов, активно используемых в мировой практике, а также участии национальных резидентов в схемах заимствования на иностранных рынках с использованием данных инструментов.

Планируется дальнейшее расширение разновидностей производных финансовых инструментов (форвардных, контрактных, фьючерсов, опционов, варрантов, конвертируемых ценных бумаг, операций СВОП, РЕПО).

Посредством развития лизинга предусматривается решение следующих задач: модернизация и техническое развитие производственного сектора экономики, создание условий для ускоренного развития стратегически важных отраслей, приобретение высокотехнологичного оборудования, стимулирование притока капитала в производственную сферу, продвижение продукции отечественных производителей на зарубежные рынки.

Развитие инвестиционных фондов будет направлено на создание эффективного механизма инвестирования средств в национальную экономику. Это потребует:

- внедрения принципа единства  стандартов инвестирования применительно  ко всем формам институциональных  инвесторов;

- разработки нормативной  правовой базы, регламентирующей деятельность инвестиционных компаний, управляющих компаний;

- определения основных  принципов взаимодействия национальных  и зарубежных инвестиционных  фондов и компаний;

- создания институтов  коллективных инвесторов в форме  инвестиционных фондов различных видов (открытых, закрытых, инвестиционных, паевых, пенсионных, венчурных, инновационных).

Внедрение на финансовом рынке механизмов в виде компенсационных (гарантийных) фондов будет важным элементом системы защиты законных прав и интересов инвесторов.

Создание и развитие указанных фондов направлено на снижение инвестиционных рисков (прежде всего риска банкротства финансовых организаций и риска недобросовестного исполнения обязанностей при оказании услуг инвесторам), выравнивание условий совершения инвесторами операций с финансовыми активами. Особенно благоприятную роль они должны сыграть в части финансовой поддержки предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе были рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк.

Можно сделать вывод о том, что денежно-кредитная политика в настоящее время – это одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа. Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Она является важнейшей частью современной модели регулирования национальной экономики.

Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем эта глобальная задача. Как раз эти конкретные цели включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более того) временных интервалах.

В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная «Макроэкономика» выделяет:

- поддержание долговременного  и устойчивого экономического  роста цивилизованными средствами;

- достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;

-сохранение доверия населения  к национальной банковской системе;

- поддержание на высоком  уровне надежности национальной  банковской системы;

- обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.

Выделение главной цели и перечня стратегических задач связано с тем непосредственным воздействием, которое денежно-кредитная сфера оказывает на основные макроэкономические показатели.

Тактические задачи  денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из состояния торгового и платежного баланса страны.

Высшие задачи, промежуточные и тактические цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения задачи более высокого уровня. 

На основании проведенного анализа в данной работе можно сделать следующие выводы:

1. Денежно-кредитная политика – это мероприятия центрального банка, направленные на достижение экономических показателей, основными из которых являются: обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение полной занятости, поддержание стабильного уровня цен, равновесие платежного баланса. Но достижение всех целей одновременно не представляется возможным, так как некоторые из них не согласуются друг с другом. Следовательно, перед центральным банком стоит задача выбора промежуточных целей, воздействуя на которые, он будет достигать конечные цели. К основным промежуточным целям относятся: денежная масса, ставка процента и обменный курс национальной валюты. Для достижения промежуточных целей центральный банк использует набор тактических целей, к которым относятся: денежная база, денежный агрегат, межбанковская ставка процента.

2. Центральный банк влияет  на промежуточные цели денежно-кредитной  политики при помощи инструментов денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на общие и селективные, прямые и косвенные. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов. Операции на открытом рынке имеют определенные преимущества перед другими инструментами. Они заключаются в покупке-продаже центральным банком ценных бумаг, посредством чего центральный банк регулирует денежную базу. Регулируя учетную ставку, центральный банк изменяет возможность создания коммерческими банками новых денег.

3. Среди видов денежно-кредитной  политики принято выделять политику  «дорогих денег» и политику  «дешевых денег». Политика «дорогих  денег» проводится центральным банком для предотвращения инфляции. Ее целью является сокращение предложения денег. Политика «дешевых денег» проводится в период спада производства и ее целью является сокращение безработицы. В зависимости от выбора промежуточных целей выделяют жесткую, гибкую и эластичную денежно-кредитную политику. Гибкая денежно-кредитная политика предполагает поддержание процентной ставки на постоянном уровне. Жесткая денежно-кредитная политика предполагает фиксацию на определенном уровне денежной массы. Эластичная денежно-кредитная политика является промежуточным вариантом между жесткой и гибкой. Этот вариант денежно-кредитной политики наиболее часто используется на практике.

Рассмотрена денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. В работе представлена деятельность Национального банка в области национальной денежно-кредитной политики, которая сводится к двум основным направлениям. Первое - разработка денежно-кредитной политики в виде формулирования целей политики и набора инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей. Второе - реализация политики в условиях поступательного экономического развития Республики Беларусь к устойчивому развитию.

При рассмотрении денежно-кредитной политики Республики Беларусь установлено, что все утвержденные ориентиры на прошедшие года выполнены, по всем параметрам наблюдается улучшение показателей. Это характеризует денежно-кредитную политику с положительной стороны. Направления дальнейшего развития денежно-кредитной сферы имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту благосостояния населения.

Проведение согласованной и взвешенной денежно-кредитной политики - важнейший аспект управления экономикой, от которого во многом зависит успех проводимых в Беларуси рыночных реформ и дальнейших структурных преобразований. Тенденции, характерные для белорусской экономики в последнее время носят, в основном, положительную направленность. Сохранение позитивной динамики внутреннего валового продукта, укрепление платежного баланса и рост золотовалютных резервов возможны только в условиях стабильной макроэкономической ситуации и соответствующих показателей денежной сферы. Тем не менее, до сих пор, как в финансовом, так и в реальном секторе экономики ощутимы последствия кризисов, происходивших в стране. В этой связи объективно возрастает значение и роль грамотной денежно-кредитной политики в сохранении положительных тенденций и создания предпосылок для дальнейшего экономического роста.

Информация о работе Эволюция денежно-кредитной политики и особенности её осуществления в Республике Беларусь