Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:07, курсовая работа
Экономическая наука как и медицина, технические науки или любая другая область исследования жизни, не дает все же полного понимания всех тех явлений, с которыми она имеет дело. В экономической науке ограниченность понимания обусловлена, в частности, необходимостью опираться в основном на не экспериментальные данные, а также разнообразием и подчас непредсказуемостью человеческого поведения.
Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ... 4
1.1.Экономика и экономическая наука………………………………….. 4
1.2.Предмет экономической теории…………………………………….....7
1.3.Функции экономической теории и ее место в системе экономических наук………………………………………………………………9
1.4.Методология экономической теории…………………………………11
1.5.Экономические категории и законы…………………………………..14
Глава 2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.………………………………………………………………………...16
2.1.Зарождение экономической мысли. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья…………………………………………………………...16
2.2.Первые школы экономической теории. Меркантилизм. Физиократы………………………………………………………………………20
2.3.Классическая школа политической экономии……………………….22
2.4.Экономические теории, альтернативные классической политэкономии…………………………………………………………………...30
2.5.Современные школы экономической мысли………………………...36
Заключение………………………………………………………………..51
Список литературы……………………………………
Благодаря мыслителям Древней Греции достаточно отрывочные и наивные экономические мировоззрения систематизируются и приобретают научный облик. Первыми учеными-экономистами по праву могут считаться выдающиеся греческие философы — Ксенофонт (ок. 430—355 до н. э.), Платон (427—348 до н. э.), Аристотель (384—322 до н. э.). Именно Ксенофонт ввел в научный оборот понятие «экономика». Он впервые выделил различные отрасли экономической деятельности (сельское хозяйство, ремесло, торговлю), первым попытался обосновать выгодность разделения труда в общественном производстве. При этом предпочтение он отдавал натуральному хозяйству на земле, полагая, что оно делает человека сытым, здоровым и справедливым, к ремесленному труду относился снисходительно.
Ксенофонт полагал естественным разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов.
Величайшим ученым древности был Платон, который проповедовал ограничение частной собственности, создал учение о разделении труда и занятости отдельными профессиями, выступал против использования денег для накопления богатства и ростовщичества. Платон внес свой вклад в развитие экономической науки созданием теории идеального государства. Основа существования такого государства — справедливость. Справедливым считается общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. Идеальное государство состоит из правителей, воинов, свободных крестьян и ремесленников, а также рабов. Правители (обладающие мудростью) и воины (обладающие мужеством) не должны иметь частной собственности, чтобы не отвлекаться от забот об общественном благе. Крестьяне и ремесленники являются частными собственниками, так как это побуждает их эффективнее трудиться. Люди, не обладающие никакими добродетелями, являются рабами. Государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве, в нем нет частной собственности и деньги имеют ограниченное хождение.
Аристотель являлся одним из виднейших умов науки, его работы охватывали все существовавшие в то время области знания. Он полагал, что рабство — явление естественное и закономерное и всегда должно быть основой производства; рабы ни что иное, как говорящие орудия труда. Аристотель считал человека общественным животным, которое не может жить вне общества и государства. Все виды хозяйства и все виды деятельности Аристотель относит либо к естественной сфере — экономике (земледелие, ремесло, мелкая торговля), либо к неестественной — хроматистике (крупные торговые сделки, ростовщичество).
В эпоху Средневековья (феодального хозяйства) экономическая мысль приобрела ярко выраженный богословский характер. Мыслители этого времени посредством религиозно-этических норм оправдывали сословный характер структуры общества, экономическое могущество светских и церковных феодалов.Ибн Хальдун (1332—1406) — арабский историк, философ, государственный деятель. Он автор одной из самых значительных концепций экономической мысли Средневековья в восточных странах — «социальной физики». В своих работах Ибн Хальдун настаивал на борьбе с расточительностью и жадностью, отмечал богоугодность торговли, порицал крупные ростовщические операции. В отличие от мыслителей Древнего мира полагал, что деньги являются важнейшим элементом хозяйственной жизни и их роль должны играть монеты из созданных богом металлов — золота и серебра. Ибн Хальдун защищал незыблемость сословной дифференциации; подчеркивал, что имущественное и социальное равенство невозможно, так как Аллах дал преимущества одним людям перед другими; успешное развитие всех отраслей способствует росту благосостояния как государства, так и каждого гражданина.
Религиозная окраска общественной
мысли Средневековья
2.2.Первые школы экономической теории. Меркантилизм. Физиократы
Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории (меркантилизм) сложилась в эпоху Возрождения. Понятие «меркантилизм» происходит от слова латинского происхождения «mercari» (торговать). Богатство нации меркантилисты отождествляли с золотом и серебром, а его источник видели в сфере обращения. Большая часть представителей этой школы были купцами-мореплавателями, а не теоретиками. Следует различать ранний и поздний меркантилизм.
Ранний меркантилизм (система
денежного баланса)сформировалс
Поздний меркантилизм (система
активного торгового баланса) д
К сведению. Дворянин А. Монкретьен широко известен и как виднейший представитель меркантилизма во Франции, и как человек, давший имя экономической науке. Он прожил очень бурную жизнь. А. Монкретьен — поэт и дуэлянт, приближенный короля и мятежник — закончил жизнь в одной из баталий, посмертно был осужден как государственный преступник. Его тело по приговору суда сожжено, а пепел развеян по ветру.
Т. Ман происходил из семьи ремесленников. Работая в конторе отчима, он получил солидную репутацию, а став купцом, обрел столь же солидное состояние. Ман вовсе не был заурядным купцом, его можно было назвать стратегом торгового дела. Под конец жизни он был очень богат.
Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории было учение физиократов. Физиократы (от греч. «physis» — природа и «kratos» — сила, власть) — школа французских экономистов второй половины XVIII в. Источник богатства нации физиократы видели в сфере материального производства, а не в сфере обращения, так как обмен ничего не производит. Однако сферу материального производства физиократы сужают только до земледелия и производительным считают только земледельческий труд. В связи с этим все общество физиократы делят на три класса: класс земледельцев; класс земельных собственников и класс граждан, занятых во всех других отраслях («бесплодный класс»). Земледельцы кормят себя и создают чистый продукт. Землевладельцы (помещики, двор, церковь) сами не создают богатства, но их собственность участвует в этом процессе. Бесплодный класс (ремесленники, торговцы) создают своим трудом столько же продукта, сколько потребляют. Физиократы ввели понятие «чистый продукт», под которым понимали разницу между суммой всех благ и затратами на их производство.
Чистый продукт создастся, по их мнению, только в сельском хозяйстве. Ведущими представителями физиократов были Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781).
К сведению. Ф. Кене, восьмой из тринадцати детей мелкого торговца, был врачом и естествоиспытателем, пользовался широкой популярностью среди аристократов. Он не был профессиональным экономистом, политической экономией занялся, когда ему было под 60 лет. Природный талант и трудолюбие помогли ему получить профессию врача, а затем благодаря своей популярности он занял должность лейб-медика короля Людовика XV. Кене сумел заслужить расположение короля, который даровал ему дворянский титул. Следуя советам своего доктора, Людовик XV, выполняя полезные здоровью упражнения, собственноручно на печатном станке сделал первые оттиски основного произведения Ф. Кене — «Экономической таблицы» (1758).
Ж. Тюрго происходил из старинной дворянской семьи, имевшей вековые традиции государственной службы. Как третий сын в семье он должен был получить духовное образование. Поэтому Ж. Тюрго окончил теологический факультет Сорбонны и получил блестящее образование. Он знал шесть языков, изучал множество наук, обладал феноменальной памятью. Однако, окончив семинарию, Ж. Тюрго увлекается экономикой, отказывается от своего предназначения и переходит на государственную службу, которой и посвящает всю свою жизнь.
2.3.Классическая школа политической экономии
Классическая школа
Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Для этого периода характерно расширение сферы рыночных отношений. Экономическая мысль этого времени сосредотачивается уже не на сфере обращения, а на сфере производства. Это эпоха зарождения классической политической экономии. Ведущие ее представители Уильям Петти (I623—1687) — основоположник классической полиэкономии в Англии и Пьер Буагилъбер (1646—1714) — родоначальник школы во Франции.
В отличие от меркантилистов У. Пегги утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Образование богатства происходит не в торговле, а в сфере производства благодаря труду. Петти - первый автор трудовой теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. Экономист выступал против притока драгоценных металлов в страну, так как видел в нем источник роста внутренних цен. Петти отмечал, что избыток денег ведет к росту цен, а недостаток — к сокращению объемов производимых работ. Иными словами, он являлся сторонником количественной теории денег.
К сведению. У. Петти родился в семье мелкого ремесленника. Отказавшись заниматься семейным ремеслом, нанялся юнгой на корабль. Через год он сломал ногу и был высажен на ближайший берег с незначительной суммой денег. В чужой стране Петти смог выжить и даже поступил в колледж. Па жизнь зарабатывал самыми разнообразными способами: чертил морские карты, служил в военном флоте. Дальнейшую жизнь посвятил изучению медицины. В 27 лет получил степень доктора физики и стал профессором анатомии в одном из английских колледжей. У. Петти изучат математику, хотел стать изобретателем (изобрел копировальную машину и получил патент на нее). Затем внезапно оставил свою должность и нанялся врачом при главнокомандующем английской армии в Ирландии. Петти обогатился, взявшись за правительственный подряд по составлению карты покоренной Ирландии, и здесь ему очень пригодились полученные в свое время знания по картографии. Приехав в Ирландию простым медиком, через несколько лет он стал одни из самых богатых людей в стране. В 38 лет он был возведен в рыцарское звание и стал именоваться сэром У. Петти.
П. Буагильбер, как и У. Петти, не был профессиональным ученым-экономистом. Источником богатства он также считал сферу производства, а торговле отводил роль условия, необходимого для развития экономики. Буагильбер безотносительно своего английского единомышленника выдвинул трудовую теорию стоимости. Он абсолютизировал роль сельского хозяйства в экономическом росте страны, отстаивал политику, направленную на поощрение развития сельского хозяйства. Буагильбер недооценивал роль денег как товаров. Он был единственным представителем классической школы, требовавшим упразднения денег.
К сведению. П. Буагильбер родился в семье дворянина. Следуя отцу, получил юридическое образование. Некоторое время занимался литературой, затем обратился к традиционный для семьи профессии юриста. В результате ссоры с отцом был лишен наследства. Долгое время работал судьей, затем получил доходную и влиятельную должность генерального начальника судебного округа. На этой должности он находился в течение 25 лет и незадолго до смерти передал ее старшему сыну. Высокое общественное положение стимулировало его интерес к экономическим проблемам страны. Работы Буагильбера являются одним из важнейших источников сведений о состоянии экономики Франции той эпохи.
Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. Это время расцвета классической политэкономии, формирования ее основных категорий и законов. Данный этап развития науки связан с именем и трудами шотландского экономиста и философа Адама Смита (1723—1790). Его несомненная заслуга состоит в том, что он впервые изложил экономическую теорию как целостную науку, во взаимосвязи всех ее элементов. По мнению А. Смита, основным мотивом хозяйственной деятельности человека является личный интерес. Человека он считал существом экономическим, т. е. лицом, наделенным эгоизмом и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества. В этой связи экономист сформулировал принцип «невидимой руки», который утверждал, что индивид, преследуя собственные интересы, направляется механизмом свободной конкуренции в интересах всего общества. Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Поскольку рыночные законы лучшим образом регулируют экономику, то принцип полного невмешательства государства в экономику («laissez faire») является условием ее эффективности. Вмешательство государства в экономику должно быть минимальным (обеспечение военной безопасности, правосудие, содержание некоторых общественных учреждений). Смит высоко оценивал значение разделения и специализации труда, которые ведут к росту его производительности.
Информация о работе Эволюция предмета экономической теории, и ее значение для развития общества