Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа
Экологические проблемы, выдвинувшись в разряд важнейших общечеловеческих проблем, являются комплексными и в силу интегральности научного знания касаются многих дисциплин, в том числе и экономических. В основе решения многих экологических проблем лежит слаженный экономический механизм рационального природопользования. Отдельные рычаги, направленные на рационализацию природопользования. Несмотря на определённые позитивные результаты, необходимо отметить, что коренного перелома в улучшении экологической ситуации не произошло. Причин здесь много, в том числе и неразработанность экономической теорией фундаментальных основ взаимодействия общества и природы.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Экологическая проблема как глобальная проблема современности..5
1.1 Экологический кризис, его основные направления…………………………..5
1.2 Экономика экологического кризиса, обеспечение экологической безопасности……………………………………………………………………………7
Глава 2. Рациональное природопользование как основа экологической безопасности государства……………………………………………………………12
2.1 Понятие об экологической безопасности………………………………………12
2.2 Основные принципы природопользования……………………………………13
2.3 Природные ресурсы и их классификация………………………………………16
2.4 Основы рационального природопользования…………………………………..18
2.5 Кадастры природных ресурсов в РФ……………………………………………20
2.6 Экосистемный метод неистощительного природопользования…………….21
Глава 3. Система управления качеством окружающей природной среды в России………………………………………………………………………………….24
3.1 Системный подход к природоохранной политике государства……………..24
3.2 Органы экологического управления в РФ…………………………………….25
3.3 Мониторинг окружающей природной среды…………………………………….27
Глава 4. Международное сотрудничество в области экологии…………………29
4.1 Основные принципы международного экологического сотрудничества…29
4.2 Участие России в международном экологическом сотрудничестве………31
Заключение…………………………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………………………………………..36
Согласно закону РФ "о гидрометеорологической службе" (1998 г.), мониторинг ОПС - долгосрочное наблюдение за состоянием ОПС, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, оценка и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения.
Виды мониторинга:
Локальный мониторинг обычно
ведут применительно к
Региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в пределах значительного по площади района, который обычно отличается по природным условиям от соседнего;
Импактный мониторинг - разновидность локального мониторинга, осуществляется, как правило, в особо опасных зонах и местах;
Глобальный мониторинг проводится с целью получения информации о биосфере в целом или об отдельных биосферных процессах, изменении климата, состоянии озонового экрана;
Наземный мониторинг проводится для уточнения данных, полученных с космических или авиационных аппаратов, для наблюдений, которые не могут быть осуществлены другими методами;
Авиационный мониторинг ориентирован на региональные или локальные явления;
Космический мониторинг позволяет составить представление об отдельных изменениях в биосфере, которые при других методах не выявляются.
Единая государственная система экологического мониторинга РФ создана с целью наблюдения за происходящими в ОПС физическими, химическими, биологическими процессами и т.д. Руководит проведением государственного мониторинга МПР РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны природных ресурсов.
Мониторинг загрязнения ОПС ведет Росгидромет. Система наблюдений включает следующие подсистемы:
Слежения за загрязнением
воздуха в городах и
Слежения за загрязнением почв;
Слежения за загрязнением пресных и морских вод;
Слежения за межгосударственным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;
Слежения за химическим и радионуклидным составом и кислотностью атмосферных осадков и загрязнением снежного покрова;
Слежения за фоновым загрязнением атмосферы;
Комплексных наблюдений за загрязнением природной среды и состоянием растительности.
При этом выполняются три вида работ:
Режимные наблюдения;
Оперативные работы;
Специальные работы.
В результате сбора, обработки, учета, хранения и распространения информации о состоянии ОПС и ее загрязнении формируется единый государственный фонд данных, которым пользуются соответствующие органы в процессе принятия решений.
Международное сотрудничество
в области экологии регулируется
международным экологическим
Важнейший вклад в становление этих принципов внесли стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), всемирная хартия природы (ВХП), одобренная генеральной ассамблеей (1982 г.) И международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития основных экологических принципов международного сотрудничества выделяют три этапа (периода):
Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.) Ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической политике государств и международных сообществ. По итогам конференции была принята декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действия мирового сообщества в области охраны окружающей среды. Эта конференция провозгласила 5 июня всемирным днем окружающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения). Программа ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трех функциональных направлений:
Оценка окружающей среды - глобальная система наблюдений;
Управление окружающей средой;
Вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров).
Всемирная хартия природы (ВХП) принята генеральной ассамблеей ООН 28 октября 1982 г. Как и стокгольмская декларация, всемирная хартия природы определила приоритеты направления экологической деятельности международного сообщества на тот период, что в значительной мере предопределило дальнейшее формирование экологической политики государств. В хартии провозглашались следующие основные принципы:
Человечество осознает, что является составной частью природы, поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов;
Генетическая основа жизни на земле не должна подвергаться опасности, популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, необходимую для этого среду обитания следует сохранять;
Все регионы земли, как на суше, так и на морях, должны быть подчинены охране в соответствии и этими требованиями, особая защита должна обеспечиваться уникальным районам - типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких и исчезающих видов;
Природные ресурсы должны
не расточаться, а использоваться умеренно,
как того требуют принципы, изложенные
в настоящей хартии, биологические
ресурсы используются лишь в пределах
их природной способности к
Согласно хартии, деградация
природных систем в результате чрезмерного
и нерационального
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились главы 114 государств, представители 1600 неправительственных организаций. На конференции были одобрены пять основных документов: декларация РИО об окружающей среде и развитии; заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; рамочная конвенция по проблеме изменений климата; конвенция по биологическому разнообразию. Важнейшими достижениями конференции ООН было признание следующих фактов: "проблема окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться отдельно" (принцип 4), "государства должны сотрудничать в духе всемирного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы земли" (принцип 7), "мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы" (принцип 25). В основу разработки экологической стратегии государствам мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития (одновременное решение проблем экономического развития и экологии). Для человеческой популяции среда обитания - вся биосфера, которая представляет единую и целостную систему, поэтому успешное продвижение всего мирового сообщества к устойчивому развитию возможно лишь на основе согласованных усилий всех государств.
В 2002 г. В Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся крупнейший всемирный саммит по устойчивому развитию "РИО + 10", на котором были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути устойчивого развития.
Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды:
Государственные инициативы;
Международные организации;
Международные конвенции и соглашения;
Двустороннее сотрудничество.
Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Нашей страной был выдвинут целый ряд предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой оон (43 сессия генеральной ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.).
РФ продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. Важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.) Содержались в послании президента России. Решения конференции были одобрены в России и нашли отражение в концепции перехода рф на модель устойчивого развития. Россия уделяет большое внимание и организации международного партнерства по решению проблем такого перехода.
Россия активно сотрудничает в области охраны окружающей среды с ЮНЕП и с другими организациями по вопросам выработки стратегии защиты от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др. Много внимания Россия уделяет работе и в других специализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер: ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МАГАТЭ. Россия также активно содействует реализации основных программ всемирной метеорологической организации ООН (ВМО), в частности всемирной климатической программы.
Продолжается сотрудничество в рамках конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) И по другим соглашениям и договорам об охране мирового океана. Большая работа ведется по выполнению конвенций: о сохранении живых ресурсов в балтийском море (1973 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.), о защите черного моря, ратифицированной в 1993 г., о сохранении водно-болотных угодий (1971 г.) И другие. В июле 1992 г. Россия стала членом конвенции о биологическом разнообразии.
Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны ОПС было подписано в Москве в феврале 1992 г. Представителями 10 стран бывшего СНГ.
На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, с США, Великобританией, Францией, Китаем и др. Наиболее плодотворно развивается российско-американское сотрудничество, российско-германские связи, сотрудничество со скандинавскими странами. В последние годы решению природоохранных проблем способствовала реализация нескольких экологических проектов при финансовой поддержке всемирного банка, европейского банка реконструкции и развития, глобального экологического фонда и др.
Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН. Россия непременно должна играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества.
Заключение.
Подводя итог, становится ясно, что глобальные проблемы явились результатом огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей, а также неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой. Мы видим, что существует большое количество проблем, угрожающее всему живому на Земле. Главное, однако, не в полноте списка этих проблем, а в осмыслении причин их возникновения, характера и, что самое важное, в выявлении эффективных путей и способов их разрешения.
В скором времени на первом плане во всем мире окажутся не идеологические, а экологические проблемы, доминировать будут не отношения между нациями, а отношения между нациями и природой. Человеку настоятельно необходимо изменить его отношение к окружающей среде и его представления о безопасности. Мировые военные расходы составляют около одного триллиона в год. В то же время нет средств, для наблюдения за глобальными климатическими изменениями, обследование экосистем исчезающих влажных тропических лесов и расширяющихся пустынь. Правительства продолжают рассматривать безопасность только с военной точки зрения. И хотя до сих пор существует возможность развязывания ядерной войны, все же понятие безопасность должно включать и заботу о среде обитания.
Естественный путь выживания – максимализация стратегии бережливости в отношении с окружающим миром. В этом процессе должны участвовать все члены мирового сообщества.
Экологическая революция победит, когда люди смогут произвести переоценку ценностей, взглянуть на самих себя как не неотъемлемую часть природы, от которых зависит их будущее и будущее потомков.
Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что-либо на земле, так как воздух - загрязнен, вода - отравлена, почва - заражена радиацией или др. химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Такие люди - владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только о себе, о своем кошельке. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования экологической полиции, GREANPEACE-а, порой им бывает неохота или лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу. А какой может быть вывод? ¾ Еще один Чернобыль, если не хуже. Так что, может, нам следует задуматься над этим?
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.
Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.
Информация о работе Экологическая проблема, как глобальная проблема человечества