Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:00, доклад
Ни для кого не секрет, что вопросы установления границ муниципальных образований на протяжении нескольких последних лет становятся особенно острыми, что в первую очередь связано с проводимой административной реформой РФ, ведением реестров объектов недвижимости и прав на них, вопросами территориального планирования и т.д.
Установление границ муниципальных образований является одним из условий существования современных мегаполисов, и это требование отражено, как в федеральном, так региональном законодательстве.
Часть 3 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит требования обязательного описания границ муниципальных образований в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
При утверждении границ муниципальных образований допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2009 года.
При этом нужно уточнить, что эта задача возложена непосредственно на субъект РФ. Следует также принять во внимание часть 6 статьи 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ГКН), обязывающую орган, принимающий решение об утверждении границ или внесении изменений, направлять соответствующие материалы в орган, ответственный за ведение ГКН. Опять же это функция субъекта.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости.
Градостроительным кодексом РФ №190-ФЗ от 29 декабря 2004 года предусмотрено согласно статье 14 отображение на картах (схемах) в схеме территориального планирования субъекта РФ границ муниципальных образований (районов, городских округов и поселений), утвержденных законом субъекта РФ. Схема территориального планирования утверждается высшим исполнительным органом субъекта РФ (статья 15 Градостроительного кодекса). Схема территориального планирования готова и в данный момент проходит утверждение, но схемы с границами муниципальных образований в ней нет (она была, но по непонятным причинам перед утверждением ее убрали). Конкретных требований к описанию, то есть к тому, как должна выглядеть эта схема, Градостроительное законодательство не предъявляет.
Единственным документом является «Временная инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов городской, поселковой черты и черты сельского поселения Российской Федерации», утвержденная постановлением Госстроя РФ от 21 мая 1993 года №26. Данный документ определяет широкий перечень масштабов 1:2000 – 1:25000 в зависимости от размеров поселений, но характера зависимости не определяет. В составе проекта, согласно инструкции, должны отображаться сведения обо всех землях в пределах черты (категории земель, угодья, вид права). Отображение этой информации потребует инвентаризации ранее учтенных сведений архивов РОСНЕДВИЖИМОСТи, проведения дополнительной инвентаризации земель.
Территории субъекта РФ, муниципальных образований (и их границ) являются объектом землеустройства согласно статье 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", то есть к ним применимы требования и состав работ территориального землеустройства, составной частью которого являются работы по восстановлению границ (статья 16 ФЗ «О землеустройстве»). Согласно «Методическим рекомендациям по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства», утвержденных руководителем РОСКОМЗЕМа С.И.Сай 17 февраля 2003 года, проект территориального землеустройства в виде проекта границ земельного участка (упорядочиваемого земельного участка) составляется в случае отсутствия сведений о границах существующего земельного участка в государственном земельном кадастре и невозможности уточнения их местоположения путем согласования границ на местности (п.9.1 рекомендаций). В п.9.4 данного документа указано, что в качестве основы производства работ берется удобный картографический материал, на который наносятся сведения ГЗК и проектируемые границы. Данные границы согласуются с правообладателем (орган местного самоуправления) и смежными землепользованиями (соседние муниципальные образования). По материалам проекта определяется площадь с точностью не ниже графической точности используемого материала. Требования к точности описания границ представлены в «Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства», утвержденных руководителем РОСКОМЗЕМа С.И.Сай 17 февраля 2003 года в п.15.2 указанного документа. Границы муниципальных образований проходят преимущественно по межселенной территории, для которых точность описания границ составляет 2,5 м. Данный документ предъявляет требования к обязательному закреплению границ на местности только на период проведения работ, то есть фактически закреплять границы на местности не обязательно, к тому же это дополнительные расходы и траты (500 рублей за 1 точку).
Таким образом, необходима картографическая основа, позволяющая описать границы с точностью 2,5 м.
Согласно «Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500» точности 2,5 м соответствует М 1:5000. Методика и требования создания материала М 1:5000 аэрофототопографическим методом описаны в вышеуказанной инструкции, а также «Инструкцией по фотограмметрическим работам при создании топографических карт и планов».
В соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Московской области на 1 января 2007 года составляет 4579,9 т. га (Рис.1)
Рис.1
Структура земельного фонда Московской области по категориям земель по состоянию на 01.01.2007 г.
Значительную часть земельных ресурсов Московской области занимают земли лесного фонда (40,1 %) и земли сельскохозяйственного назначения (38,7 %), на земли поселений приходится 11 %, земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения – 5,9 %, земли запаса - 2,3 %, Земли особо охраняемых территорий и объектов – 1,4 %, земли водного фонда – 0,6 %
Распределение земельного фонда Московской области по категориям и изменение по годам представлено в таблице 3.
Таблица 3
Распределение земельного фонда Московской области по категориям
(тыс. га)
№№ П/П |
Наименование категорий земель |
на 1 января 2006 г. |
на 1 января 2007 г. |
2007 г. к 2006 г. (+ \ -) |
1 |
Земли сельскохозяйственного назначения |
1772,9 |
1771,4 |
- 1,5 |
2 |
Земли поселений, в том числе: |
502,9 |
504,2 |
+ 1,3 |
2.1 |
городских поселений |
199,1 |
198,5 |
- 0,6 |
2.2 |
сельских поселений |
303,8 |
305,7 |
+ 1,9 |
| ||||
3
|
Земли промышленности и иного специального назначения |
271,2 |
271,8 |
+0,6 |
4 |
Земли особо охраняемых территорий и объектов |
65,1 |
65,1 |
0 |
5 |
Земли лесного фонда |
1838,3 |
1838 |
- 0,3 |
6 |
Земли водного фонда |
25,3 |
25,3 |
0 |
7 |
Земли запаса |
104,2 |
104,1 |
-0,1 |
Итого земель в административных границах: |
4579,9 |
4579,9 |
0 |
Из таблицы видно, что увеличивается доля земель поселений и земель промышленности за счет снижения площадей земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда.
Земельные угодья являются основным элементом государственного учета земель и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. К сельскохозяйственным угодьям относятся пашня, залежь, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения. Несельскохозяйственные угодья - это земли под поверхностными водными объектами, включая болота, лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т. п.).
Распределение земель Московской области по категориям и угодьям представлена в Таблице 4.
Таблица 4
Распределение земель Московской области по категориям и угодьям
по состоянию на 1 января 2007 (тыс. га)
Земельные угодья |
Категории земель | |||||||
Земли с/х назначения |
Земли поселений |
Земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения |
Земли особо охраняемых территорий и объектов |
Земли лесного фонда |
Земли водного фонда |
Земли запаса |
Итого | |
Всего с/х угодий |
1460,4 |
264,4 |
15,5 |
1,3 |
25,5 |
0,2 |
14,0 |
1781,3 |
Из них пашни |
1077,4 |
130,0 |
6,1 |
0,4 |
2,5 |
- |
6,5 |
1222,9 |
Лесные земли |
153,5 |
41,7 |
88,1 |
48,5 |
1697,7 |
1,0 |
29,7 |
2060,2 |
Под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд |
27,3 |
5,4 |
1,9 |
0,2 |
- |
- |
5,5 |
40,3 |
Под водой |
31,8 |
9,6 |
11,7 |
0,3 |
7,4 |
22,0 |
8,4 |
91,2 |
Земли застройки |
40,4 |
128,8 |
74,2 |
9,5 |
13,2 |
1,6 |
0,8 |
268,5 |
Под дорогами |
33,9 |
36,8 |
57,2 |
2,2 |
31,2 |
0,5 |
1,4 |
163,2 |
Болота |
10,8 |
2,9 |
3,7 |
0,9 |
26,6 |
- |
5,5 |
50,4 |
Нарушенные земли |
3,9 |
1,0 |
6,5 |
1,2 |
14,3 |
- |
8,7 |
35,6 |
Прочие земли |
8,7 |
13,6 |
13,0 |
1,0 |
22,0 |
- |
29,5 |
87,8 |
Итого: |
1771,4 |
504,2 |
271,8 |
65,1 |
1838,0 |
25,3 |
104,1 |
4579,9 |
На 1 января 2007 года площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель составила 1781,3 тыс. га или 38,9 % всего земельного фонда Московской области. На долю несельскохозяйственных угодий приходилось 2798,6 тыс. га, или 61,1 %, из них: лесные земли – 2060,2 тыс. га (45%), под древесно-кустарниковой растительностью не входящей в лесной фонд – 40,3 тыс. га (0,9%), под водой – 91,2 тыс. га (2%), земли застройки – 268,5 тыс. га (5,8%), под дорогами – 163,2 тыс. га (3,6%), болота – 50,4 тыс. га (1,1%), нарушенные земли – 35,6 тыс. га (0,8%), прочие земли – 87,8 тыс. га (1,9%).
Функционально территории по использованию земель могут быть представлены в следующей градации:
К природно-рекреационным
территориям относятся лесные территории
разных ведомств, учреждения отдыха, земли
водного фонда и особо охраняем
Одна из крупных проблем
Москвы и Подмосковья –