Экономика Аргентины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:40, реферат

Краткое описание

В последние годы все больший интерес во многих странах вызывает экономическая политика, проводимая правительством Аргентины, ее опыт по проведению обширной программы приватизации, обузданию инфляции, достижению стабильности в валютно-фииансовой сфере, постепенному уменьшению протекционистских барьеров, поддержанию постоянного паритета аргентинского песо. В результате осуществления начатых реформ экономика Аргентины – впервые с 70-х годов – восстановила свой динамизм и развивается весьма стабильно.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика Аргентины.docx

— 45.85 Кб (Скачать файл)

Перед правительством, по мнению президента, стоит задача полностью отказаться от государственного регулирования  экономики. За ним сохранится лишь оборона, юстиция, образование и здравоохранение. Президент Мемем сузил сферу  деятельности государства в экономических  процессах: снижены таможенные пошлины, отменены ограничения на обмен валюты, контроль над ценами и процентными  ставками. Значительная часть акций  национализированных предприятий  продана в частные руки, в том  числе, в обмен на долговые обязательства, прекращено вмешательство в установление заработной платы в частном секторе, осуществляется приватизация госсектора и сокращение бюрократического аппарата.

В ноябре 1991 г. Менем ликвидировал 10 федеральных  учреждений, регулировавших производство и реализацию говядины, зерна, сахара, табака, вин, отменил запрет на коллективные переговоры в отраслях, когда компаниям  нельзя было самим заключать соглашения с рабочими и служащими по вопросам заработной платы. Реформы продолжались, несмотря на забастовки врачей, учителей, банковских служащих, рабочих-нефтяников. Социальная защита обеспечивалась через стабилизацию расстроенной финансовой системы и формирование предпосылок экономического роста. Реальная зарплата за последние два года выросла на 40%, а уровень безработицы снизился, хотя душевой доход все еще ниже, чем в 1970 г.

Аргентина относится к числу стран, в  которых государственное предпринимательство  получило значительное развитие. В 1980-е  годы на долю госсектора приходилось  около 15% ВВП, свыше трети валовых  инвестиций и четвертая часть  работающих по найму. Государственные  инвестиции традиционно направлялись на развитие сырьевой базы и капиталоемкой  инфраструктуры, а также некоторых  отраслей тяжелой промышленности, характеризующихся  длительными сроками окупаемости. Госсектор контролировал 2/3 добычи нефти, всю добычу угля, природного газа и урановой руды, почти 90% –серы, свыше 1/2 – железной руды, обеспечивал 90% производства и распределения  электроэнергии. В госсекторе сосредоточен весь железнодорожный и подавляющая  часть морского и воздушного транспорта, строительство шоссейных дорог, мостов и туннелей, значительная часть  средств связи. Индустриальная база госсектора представлена главным образом  отраслями металлургической, нефтехимической  и химической промышленности. Он располагает  значительными финансовыми ресурсами (сосредоточивая более 1/2 банковских депозитов  и кредитов). Основные позиции среди  крупнейших компаний по объему продаж постоянно занимали госпредприятия.

В ноябре 1991 года президент Аргентины  Карлос Менем издал декрет, по которому в 1992 г. будут переданы в частные  руки или сданы в концессию  практически все госпредприятия. Аргентина может стать одной из стран, где проводится самая широкая приватизация государственной собственности.

Попытки приватизации госсектора в Аргентине  были и раньше. В частности, во время  военного правления 1976-1983 г.г. приватизация была объявлена стержнем экономической  программы, К началу 1981 г. было распродано 1407 объектов государственной недвижимости, приватизирован ряд крупных предприятий  в металлургической, нефтехимической, мясохладобойной, текстильной, пищевой и некоторых других отраслях. В результате количество компаний в этот период в составе госсектора сократилось с 750 до 400.

Приватизация  осуществляется в различных формах и различными методами: создание консорциумов, смешанных предприятий, использование широкого акционирования, поэтапная продажа акций с учетом насыщения рынка, капитализация внешнего долга. Приватизация может быть полной, частичной и "периферийной" (в последнем случае государство остается владельцем центрального, производственного звена предприятия, а частные фирмы получают возможность распоряжаться подразделениями сбыта, распределения и инфраструктуры).

Основная  часть программы "реформирования государства" – приватизация госкомпаний, повышение эффективности экономики  за счет отказа от громоздких государственных  структур. В программу приватизации входят и меры по реорганизации госпредприятий, ликвидации их дефицита и снижению уровня госинвестирования.

Первой  была приватизирована в 1989 г, крупная  государственная телефонная компания "ЭНТЕЛ". Ее преобразовали в  консорциум, где государство сохранило 30% акций, а затем эта доля была продана крупным и мелким вкладчикам. Первым "рядовым покупателем" стал президент Карлос Менем. Оценка рентабельности компании позволяет  правительству рассчитывать на получение 585 млн. долл., установленных в качестве стартовой цены для своего пакета акций.

В результате приватизации госкомпаний "Аэролинеас Архентинас" группой  иностранных инвесторов во главе  с испанской авиакомпанией "Иберия" аргентинское правительство получило 260 млн. долл. и смогла выкупить облигации  своих внешних займов на сумму 1610 млн. долларов,

В целом продажа акций "Энтел" и "Аэролинеас Архентинас" позволила  правительству приобрести 14% всех внешних  обязательств страны международным  коммерческим банкам.

Подготовлен проект приватизации государственной  нефтяной компании "ЯПФ", занимающей 1-е место среди 100 крупнейших предприятий  по объему продаж – более 5 млрд. долл. Продажа половины ее акций должна принести чистую прибыль около 4 млрд. долл. Она будет происходить поэтапно, в 4 года, начиная с 1993 г.: в первый

год – 20% акций, во второй, третий и четвертый  – по 10% на биржах Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Лондона. Другую половину акций приобретут национальные и провинциальные власти, а 10% из них будет выделено для  продажи служащим "ЯПФ". Последняя  превращается в акционерную компанию, контролируемую государством и частным  капиталом. Компания реорганизуется: персонал сокращен с 37 до 29 тыс.чел., планируется уменьшение расходов на 1 млрд. долл. (за счет продажи флота компании – 26 судов – и трех заводов по переработке нефти).

В ближайшее время процесс приватизации затронет и мощную металлургическую госкомпанию – "Сосъедад микета сидерурхика Архентина" ("СОМИСА"). По заявлению ее руководителя Х. Триакки, 40% акций компании будут проданы  с торгов, 50% – на бирже Буэнос-Айреса, 10% – переданы в руки работников компании. План приватизации предусматривает  сокращение 4700 рабочих мест, создание на базе компании сети мини-предприятий. Приватизация госкомпании такого уровня невозможна без одобрения парламента. Если аргентинские законодатели сочтут этот план неприемлемым, то правительство  вынуждено будет сократить расходы "СОМИСА" путем приватизации сферы  обслуживания и ряда объектов недвижимости, принадлежащих компании.

В конце 1991 г. одобрен проект приватизации 30 предприятий военно-промышленного  комплекса. В проекте указано, что  средства, полученные в результате продаж, будут направлены на реорганизацию  армии, повышение эффективности  ее административного аппарата и  вспомогательных служб.

Весной 1991 г. был принят закон о продаже  частным компаниям госпредприятий, обеспечивающих население водой, газом, электроэнергией и другими коммунальными услугами. Это – ведущие предприятия среди 100 крупнейших по объему продаж компаний страны: электрическая компания "СЭГБА" (объем продаж в 1990 г. – более 1,3 млрд. долл.), газовая "Гас дель Эстадо" (объем продаж 1,3 млрд. долл.), угольная "Ясимьентос Карбониферос Фискалес", водоочистка "Обрас санитарис де ла насьон".

Программа приватизации включает продажу четырех  крупнейших нефтегазовых месторождений  Аргентины, основных государственных  железнодорожных веток (5 тыс. км.), управление крупными портами страны, 5 линий  метрополитена столицы, двух телевизионных  каналов, 16 радиостанций, 10 тыс. км. шоссейных  дорог.

Ряд проблем тормозит эффективную реализацию намеченных мер: подбор надежных инвесторов, которыми, как правило, являются европейские  госкомпании и громоздкие аргентинские конгломераты; низкая культура менеджмента и недостаточная квалификация госперсонала, неэффективное регулирование деятельности новых компаний.

Помочь  в решении этих и других проблем, в частности, создать регулирующие механизмы для наблюдения за компаниями после приватизации, призваны приглашенные в Аргентину эксперты Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Они будут работать в комиссиях по приватизации, созданных под эгидой министерства финансов.

Ситуация  в экономике страны начала меняться к лучшему лишь в конце 1991 года. Впервые за долгие годы кризиса аргентинцы встречали новый, 1992 год в обстановке спокойствия и экономической  стабильности. Улучшением финансово-экономического положения Аргентина обязана энергичным мерам правительства.

Согласно  заявлению президента, страна находится  на подъеме. "Наша цель – рыночная экономика, борьба за сбалансированный государственный бюджет и фронтальное  наступление на нашего внутреннего  врага – дефицит".

Первый  раз за много лет преодолен  хронический дефицит государственного бюджета, побеждена гиперинфляция; в ноябре 1991 г. ее месячный уровень составил 0,4% (самый низкий показатель за последние 20 лет). Уровень безработицы в стране снизился за последний год с 12 до 5% экономически активного населения.

Снижение  инфляции и приостановление экономического спада обеспечили необходимую стабильность, осуществляется восстановление расстроенной финансовой системы, и формируются предпосылки экономического роста. В течение 1992 г. ожидается рост инфляции не более чем на 10% и полная стабилизация розничных цен, увеличение валового продукта на 5-8%.

По  результатам опросов общественного  мнения более половины аргентинцев  поддерживают деятельность правительства  Менема. Вместе с тем они считают, что правительство уделяет недостаточное  внимание вопросам повышения заработной платы, пенсионного обеспечения, общественной безопасности, не принимает эффективных  мер против коррупции. Острыми остаются проблемы улучшения системы здравоохранения, снижения безработицы.

Именно  надежда на стабилизацию политической и экономической ситуации и первые признаки такой стабилизации являются основным фактором, побуждающим практически  все политические партии и профсоюзы, большинство аргентинцев поддерживать меры правительства, даже с учетом негативных социальных последствий приватизации.

В интервью газете "Комсомольская  правда" (18.12.1991 г.) К. Менем отметил, что за два года, что у власти находится его правительство, средняя  заработная плата аргентинцев выросла  с 30 до 300-350 долл. "...Мы дали людям  свободу – экономическую свободу, разрубив все бюрократические рогатки  на пути смелых и предприимчивых".

СТАТИСТИКА

Страна

ВВП (номинальный)

ВВП по ППС

Место по ВВП по ППС

Рост ВВП

ВВП на душу населения

ВВП по секторам

Инфляция (ИПЦ

Население за чертой бедности

Аргентина

324,8 млрд (2008)

575,2 млрд

24-е место

6,8 %

14 200

сельское хозяйство:9,9 % 
промышленность:32,7 % 
сфера услуг: 57,4 %

9,7 % [1] (2011)

13.9 % (2007)


 

Страна

Экономически активное население

Уровень безработицы

Занятое население по секторам

Основные отрасли

Аргентина

16,27 млн

7,3 % (2010)

секторам сельское хозяйство: 4 % 
промышленность: 1 % 
сфера услуг: 23 %

пищевая промышленность; 
электроэнергетика; 
машиностроение; 
текстильная промышленность; 
металлургия


 

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Страна

Экспорт

Статьи экспорта

Партнеры по экспорту

Импорт

Статьи импорта

Партнеры по импорту

Аргентина

70,02 млрд

зерно, мясо, нефть

Бразилия — 18.9% 
Китай — 9.1% 
США — 7.9% 
Чили — 6.7% 
Нидерланды — 4.2

54,56 млрд

машины и оборудование 
топливо 
химические вещества (2003)

Бразилия — 31.3% 
Китай — 12.4% 
США — 12.2% 
Германия — 4.4%


 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Государственные доходы

Государственные расходы

86,65 млрд

82,85 млрд



Информация о работе Экономика Аргентины