Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:55, курсовая работа
Текущий экономический кризис, скорее всего, войдет в историю не просто как первый глобальный кризис, но и как кризис, наиболее острая фаза которого закончилась благодаря согласованной политике ведущих мировых держав. Пока еще не до конца понятно, будет ли этих действий достаточно для того, чтобы полностью выйти из кризиса, или мир ожидает так называемая «вторая волна» (для США, кстати, она будет как минимум третьей), т.е. еще один период экономического спада. Не до конца очевидны и все последствия принятых решений: реальная опасность суверенных дефолтов, инфляционные последствия количественного монетарного ослабления, противоречия между краткосрочными целями поддержания экономического роста и долгосрочными задачами структурной перестройки экономики в направлении снижения глобальных дисбалансов
Что касается России, то наша страна смогла избежать кризиса ликвидности, поскольку государство предусмотрело своевременную «подушку безопасности» за счет нефтедолларов, полученных на международной товарной бирже.
В нашей стране удалось стабилизировать положение с краткосрочной банковской ликвидностью. Так, государственное Агентство по ипотечному жилищному кредитованию помогло сотням тысяч семей преодолеть сложности с погашением кредита из-за увольнения с работы или резкого падения заработной платы.
Примечательно изменение отношения населения к банковским вкладам. Если в октябре 2008 г. население забрало из банков свои деньги на 360 млрд руб., то в ноябре депозитные вклады остались неизменными, а в декабре их прирост составил 400 млрд руб.
Но мировой финансовый кризис развивался весьма противоречиво. Получив деньги государства, многие банки не заботились о преодолении долгосрочной ликвидности (о предоставлении в кредит «длинных денег»). Они значительно повысили проценты по ссудам, сделав практически недоступным получение заемных средств предприятия реальной экономики. Более выгодными для банков во время кризиса стали сделки на финансовых рынках и спекуляция на перепродаже иностранных валют. Более того, банки в ряде случаев использовали полученные от государства наличные деньги для выдачи ведущим менеджерам миллионных бонусов (премий), хотя своей деятельностью они допустили кризис.
Важным источником информации о причинах мирового экономического кризиса являются свидетельства тех людей, которые были очевидцами и участниками надвигавшейся глобальной катастрофы. К числу таких источников относится следующая необычная книга.
Джон Перкинс работал главным экономистом крупной американской консалтинговой фирмы. Он оказывал консультационные услуги Всемирному банку, ООН, Международному Всемирному Фонду, правительствам стран Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. Д. Перкинс выполнял секретные задания спецслужб по подрыву экономики ряда государств, о чем он откровенно написал в книге «Исповедь экономического убийцы». Это произведение было включено в списки обязательной литературы университетов и бизнес-школ во многих странах мира.
Д. Перкинс раньше многих людей знал о приближавшемся экономическом кризисе. В книге «Экономический убийца объясняет, почему рухнули финансовые рынки и как их возродить» он дал развернутую характеристику причин гигантских потрясений международного финансового капитала.
Д. Перкинс признает, что с появлением капитализма творческий потенциал граждан приносит пользу. Прибыль, полученную бизнесом, нужно увеличивать, но не допускать опасных рисков. По его мнению, революционные открытия в новых технологичеких и информационных отраслях без финансовой поддержки не могут добиться успеха.
Однако в последние десятилетия экономическая власть в мире, по мнению Д. Перкинса, сосредоточилась у корпоракратии (верхушки собственников гигантских корпораций). Она стремится получать максимальную прибыль любой ценой, игнорируя глобальные экологические, экономические и социальные риски.
Корпоракратии ведущих стран создали такую экономическую конструкцию мировой экономики, которая, на взгляд Д. Перкинса, послужила причиной глобального финансового и экономического кризиса. Эта кризисная конструкция включает следующие элементы [5]:
- недопущение государственного регулирования экономически опасной деятельности корпоракратии на международных биржах;
- препятствие введению ограничений величины процентной ставки банков за кредит;
- вовлечение целых стран и физических лиц, приобретающих кабальные государственные и корпоративные облигации, в их долговое рабство;
- замена производства товаров финансовыми механизмами, т.е. бумажными сделками;
- применение неадекватного ценообразования на товары, которое не учитывает «внешние факторы» (экономические угрозы, риски для здоровья работников);
- списание долгов корпораций на фиктивные офшорные компании;
- проведение в странах «третьего мира» такой приватизации, которая дает транснациональным корпорациям сырьевые базы и приводит к дерегулированию экономики (отстранению государства от экономического управления) и т.п.
В своей книге Д. Перкинс сделал краткие выводы о необходимости создания новой, здоровой экономики, о введении новых правил государственной структуры и бизнеса, о формировании экологической и социальной ответственности корпораций за будущее нашей планеты.
2009 и 2010 гг. состоялись саммиты (встречи глав государств на высшем уровне) известной «группы 8» ведущих держав и новой «группы 20» государств (в которых проживает около 90% жителей планеты). В этих группах обсуждались пути выхода из мирового кризиса. Были предложены общие рекомендации об эффективных действиях всех стран и высказаны предложения, касающиеся экономической политики отдельных государств.
Так, на саммите «группы 20» (июнь 2010 г.) была дана рекомендация всем странам к 2013 г. сократить бюджетный дефицит в 2 раза. К 2016 г. стабилизировать или понизить соотношение государственного долга и ВВП страны. Предложено ужесточить контроль за деятельностью банков.
Исходя из особенностей финансов отдельных государств высказаны различные проекты государственной политики:
- в Англии ввели налог на бонусы банкиров в размере 50%. Признано необходимым сократить государственные расходы на поддержку крупного банковского капитала;
- в Германии решили ввести запрет на некоторые ценные бумаги, используемые для спекуляции;
- в США решили создать комсиссию по контролю финансовых продуктов и услуг, предлагаемых банками, ипотечными агентствами и паевыми фондами. Виновные руководители банков, получившие в период кризиса огромные бонусы, нелестно названы «жирные коты». Банкам рекомендовано ограничить покупку ценных бумаг;
- по инициативе России внесено предложение о создании новой системы контроля кредитно-денежной и бюджетной политики стран, чтобы избежать повторения глобального экономического кризиса.
В связи с тем, что мировой кризис глубоко затронул финансовые системы всех стран.
Настоящие причины кризиса в России не сводятся только к проблемам западной экономики. Нынешний кризис носит системный характер. Теоретически системным кризисом называется ситуация, когда система теряет внутренние потенции развития, адаптации, выбора решений и способности к адекватной реакции на окружающие явления. При этом выход из кризиса, основанный на соблюдении выработанных правил игры невозможен, а их нарушение дает позитивный эффект только, если система разрушается ради истинных инноваций. Когда наступает системный кризис в управлении, любые привычные оценки эффективности управления теряют смысл. Контроль над пассивным населением, мощная пропаганда, вертикаль власти, мощные репрессивные органы, поддержка олигархов не в состоянии обеспечить выход из кризиса.
Чтобы убедиться в этом положении, рассмотрим, что происходило в экономике России в последние десятилетия.
Специфика экономики России в 1990-е годы заключалась в том, что отечественные либерал-реформаторы целенаправленно создавали препятствия для кредитования отечественных предприятий отечественной банковской системой. Денежная политика была направлена на сдерживание инфляции. Как следствие, эти годы были отмечены тотальным дефицитом кредитной ликвидности, кризисом неплатежей, высокой инфляцией издержек, экономическим спадом. В такой ситуации, при наличии переоцененной валюты (реальный курс рубля к доллару был очень высок) наблюдалась сильная спекулятивная атака на валюту. То есть главной проблемой тогдашней экономики был недостаточный уровень монетизации..
Уровень монетизации – отношение «широких денег» к ВВП. Под «широкими деньгами» понимается реальный денежный агрегат М2 плюс валютные депозиты центральных (национальных) банков, номинированные в конвертируемой валюте. Этот показатель характеризует объем реальной денежной массы в стране на определенный год.
В итоге, снижающиеся валютные резервы заставили правительство девальвировать валюту. После дефолта ситуация исправилась, но ненадолго – с конца 2002 года политика сдерживания кредитования продолжилась. Российским предприятиям становилось все труднее и труднее получать рублевые кредиты на приличных условиях. А для привлечения иностранных инвестиций (и облегчения импорта) денежные власти России стали поднимать рубль.
Казалось бы, такая политика должна была снова привести к проблемам 1990-х годов. Но их в полном масштабе не было, потому как проявились три новых эффекта.
Первым стал мировой рост цен на нефть и другие ресурсы, который позволил существенно увеличить доходы экспортеров и бюджета. Фактически только высокие цены на нефть поддерживали положительное сальдо внешней торговли России. Однако, в экономику они шли не путем ее развития и мультиплицирования финансовых потоков через инвестиции, а путем надувания финансовых пузырей: недвижимости, фондового рынка, затем – потребительского, ипотечного кредитования, бюджетных расходов.
Во-вторых, появились иностранные инвестиции и кредиты. Привлечение российскими банками средств на мировом рынке капитала позволило им проводить экспансию на кредитном рынке, что привело к повышению доступности денежных ресурсов и снижению ставок на внутреннем рынке заимствований. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал «перегрев» экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой – быстрому наращиванию внешних заимствований. За 2005–2007 гг. внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2005 г. он составлял 108 млрд. долларов, а на конец 2007 г. уже 417,2 млрд. Суммарный долг российских банков и корпораций превысил золотовалютные резервы Центробанка [2]. Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта.
Однако, основные иностранные инвестиции были направлены на то, чтобы вывезти из России те деньги, которые она получала от экспорта сырья и энергоресурсов. Фактически мы бессмысленно растрачивали нефтяные деньги, поскольку на развитие инфраструктуры и инвестиции в производство средств производства они не шли. Другими словами финансовые пузыри оставались инородным телом в российской экономике, они так и не дали развиться реальному инвестиционному процессу.
Третьим эффектом стало получение денег российскими компаниями через кредиты, которые они получали под свои акции, стоимость которых в то время неимоверно росла в связи с ростом цен на нефть.
Это всё закладывало колоссальную мину под все здание российской экономики. Дело в том, что рост нефтяных и прочих сырьевых цен был искусственным, связанным с эмиссионным стимулированием спроса в США. И рано или поздно он должен был закончиться, что и случилось: акции российских компаний, которые выросли в стоимости из-за роста нефтяных цен и под которые российские компании брали американские кредиты, когда начался кризис на Западе и упали нефтяные цены (май 2007 г.), резко обесценились. Это привело к той же ситуации, что и в США: банки потребовали досрочно погасить задолженность, должники, не имея возможности увеличить доходы, начали сокращать свои расходы, а банки – сокращать выдачу кредитов, т.е. в конечном итоге для России уменьшились заимствования на внешнем рынке.
Снижение мировых цен на нефть и ограничение заимствований на внешнем рынке вызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2008 г. Чистый приток частного капитала в размере 83 млрд. долл. в 2007 г. превратился в его чистый отток в размере 130 млрд. долл. в 2008 г. Валютные резервы сократились на 45 млрд. долл. (а золотовалютные – на 51,7 млрд.) и фактически перестали выполнять функцию источника денежного предложения [6].
Кризис ликвидности в российских банках, резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырьё и металл) начали в октябре – ноябре 2008 года сказываться на реальном секторе экономики: начался резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест. 12 декабря 2008 заместитель главы МЭРТ Андрей Клепач признал, что в IV квартале 2008 экономика России вошла в рецессию.
Российская экономика, занимавшая в 2006 -2008гг. 7-е место среди 36 крупнейших стран мира с темпами роста ВВП 7% в год, в ходе кризиса оказалась на третьем месте с конца, сократив ВВП почти на 8%.
Итак, можно сделать вывод о том, что для России главным последствием мирового финансового кризиса стало падение мировых цен на нефть и сокращение возможностей использования иностранных финансовых ресурсов. Это влияние характерно для стран с преимущественно экспортоориентированной экономикой, слабой банковской и финансовой системой – то есть слаборазвитых стран. К тому же импортируемый кризис «наложился» на собственный кризис «перегретости» экономики, а также системный кризис.
«Перегретость» наиболее ярко была видна в огромном росте заработной платы (на 30%) и цен (наиболее точных оптовых – на 27%) в 2008 г., что было связано с завершением восстановительного периода и почти полным прекращением экономического роста. Неослабевающая инфляция в РФ, рост загруженности производственных мощностей и коэффициента использования трудовых ресурсов, опережающий рост реальной зарплаты по сравнению с ростом производительности труда говорят о перегреве экономики России, считает Всемирный банк.