Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:32, реферат
Экономика является частью повседневной жизни практически каждого человека. Люди живут в экономической среде, ежедневно принимают участие в экономической деятельности, используют экономические термины (цены, деньги, заработная плата, расходы, доходы и др.). В наше время невозможно быть вне такого понятия, как «экономика». Хотя мало кто задумывается, зачем нужна экономика.
Если рассматривать термин «экономика» в обозначении народного хозяйства, то она нужна для анализа, учета и оценки потенциальных возможностей определенного региона.
Экономика в повседневной жизни человека
Экономика является частью
повседневной жизни практически
каждого человека. Люди живут в
экономической среде, ежедневно принимают участие
в экономической деятельности, используют
экономические термины (цены, деньги, заработная
плата, расходы, доходы и др.). В наше время
невозможно быть вне такого понятия, как
«экономика». Хотя мало кто задумывается,
зачем нужна экономика.
Если рассматривать термин «экономика»
в обозначении народного хозяйства, то
она нужна для анализа, учета и оценки
потенциальных возможностей определенного
региона.
Экономика как исторически сложившаяся
совокупность экономических отношений
между людьми отражает определенную экономическую
систему (например, капиталистическую).
Она изучает деятельность людей, ее законы
и закономерности, а также условия и элементы
производства.
Если на вопрос «Зачем нужна экономика?»
ответить одной фразой, то можно сказать,
что она обеспечивает удовлетворение
потребностей общества и человека путем
создания и использования определенных
жизненных благ.
Экономические законы и экономические категории.
Экономическими законами, принято называть наиболее существенными, устойчивыми регулярно повторяющимися объективные причинно-следственные связи и взаимосвязи в экономических процессах и явлениях.
Закон спроса.
чем цены выше, тем спрос ниже и наоборот,
чем цены ниже, тем спрос выше. Таким образом,
главным фактором который оказывает влияние
на спрос, является цена. Закон денежного обращения.
Закон денежного обращения выражает объективную
связь между количеством бумажных денег,
находящихся в обращении, и уровнем цен.
Закон гласит, что покупательная способность
денег прочна, если их количество соответствует
потребностям рынка в определенной массе
денег. Экономические категории - это логические понятия, отражающие
в обобщенном виде условия экономической
жизни общества, например - товар, деньги,
труд, заработная плата, собственность.
Собственность - это отношение лица к принадлежащей
ему вещи как к своей, которое выражается
во владении, пользовании и распоряжении
ею, а также в устранении вмешательства
всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного
господства, на которую простирается власть
собственника.
Альтернативные издержки и проблема экономического выбора. Полезность и ее измерение.
Ограниченность экономич. ресурсов вызывает
необходимость решать вопрос об их макс.
эффект. ипользовании, т.е. ставит проблему
выбора. Отражением этой проблемы явл.
постановка 3-х основных вопросов экономики.
А именно, что производить, как производить,
для кого производить. Суть проблемы выбора
можно понять с помощью простейшей графической
модели, так называемой кривой производственных
возможностей (КВП).
КВП - это график, показывающий всё множество
вариантов использ. имеющ. ресурсов для
производства альтернативных видов продуктов.
КПВ - граница произв. возможностей общества,
каждая точка КПВ показывает макс. объём
произв. товаров при полном использовании
всех имеющихся ресурсов. Т.к. ресурсы
ограничены, то доп. произв. одного товара
возможно только за счёт сокращения произв.
другого, кол-во одного товара которым
пришлось пожертвовать для увелич. произв.
другого назыв. альтернативными издержками.
Альтернативные издержки это то, от чего
мы отказались при эконом. выборе. С точки
зрения эконом. теории оптимальным явл.
такой эконом. выбор, при котором альтернативные
издержки будут наименьшими. Выпуклая
форма графика объясняется действием
одного из важнейших экономических законов
- закона возраст. альтенативных издержек,
который гласит : В усл. полного использ.
ресурсов для получ. каждой доп. ед. одного
товара приходится отказываться от всё
большего кол-ва других товаров.
Закон объясняется тем, что по мере увелич.
производства приходиться привлекать
всё большее кол-во иначе специализированных,
а значит менее эффект. ресурсов.
Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны.
Однако в том или
ином обществе возможно выявление средних
для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений:
какое благо для них более полезно, а какое — менее.
Оценка полезности зависит от
субъективных и объективных обстоятельств.
На уровне индивидуума она часто весьма
субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того
же блага для разных индивидуумов может
отличаться, как, например, в случае с охотничьим
ружьем и спиннингом.
Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будет снижена.
Понятие «спрос» и факторы, влияющие на него. Кривая спроса.
спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
В условиях рынка действует закон спроса: При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Понятие «спрос» отражает желайие и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:
при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен; для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);при переключении спроса на более новые и качественные величины спроса.Под влиянием изменения цены происходит изменение величины спроса (рис. 2).]Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар.
Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса.К неценовым факторам относятся: изменение в доходах населения, изменения в структуре населения.изменение цен на другие товары. изменение вкусов потребителей, моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.На графику (рис. 3) влияние неценовых факторов на спрос может быть изображено как сдвиг кривой спроса вправо (рост спроса) или влево (снижение спроса).
Понятие «предложение» и факторы, влияющие на него. Кривая предложения.
Предложение - это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.
Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.
Помимо цены на предложение
оказывают воздействие и
изменение издержек фирмы;
изменение количества фирм в отрасли;
> природные катастрофы, войны.
Эластичность спроса и эластичность предложения. Понятие и значение.
Мера реакции одной экономической величины на изменение другой называется эластичностью. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, как изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то спрос относительно эластичный. Изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
Если абсолютная величина
показателя ценовой эластичности спроса
меньше 1 - спрос относительно неэластичен.
В этом случае изменение цены повлечет
за собой меньшее изменение
При коэффициенте эластичности равном 1 - единичная эластичность. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
Теория эластичности имеет практическое значение и для фирм и государства. Фирма при формировании ценовой политики должна учитывать, что эластичность спроса на ее товар всегда выше эластичности рыночного спроса на данный период.
Теория эластичности должна учитываться в государственной налоговой политике. Косвенные налоги увеличивают равновесные цены, т.к. они включаются в итоговую цену товара. Реакция потребителей будет разной в зависимости от эластичности спроса на товар. Если эластичность высока, то повышать цену на этот товар бессмысленно, от покупки товара откажутся и государство вообще ничего не получит.
Эластичность предложения по цене показывает, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Что представляет собой рыночное равновесие? Понятия избытка и дефицита.
Равновесная (рыночная) цена
устанавливается под
Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене If, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене /?, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.
На рынке действует
закон рыночного
Цена на рынке
стремится к такому уровню, при
котором спрос равен
Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.
Когда величина рыночного спроса, т.е. количество денежного товара, превышает величину предложения товара, который может быть куплен на эти деньги, создается ситуация, которая называется величиной избыточного спроса, или дефицитом. На практике первым признаком создающегося дефицита является заметное уменьшение товарных запасов, которые продавцы всегда имеют, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса.
В случаях, когда величина предложения товара на рынке превышает спрос на него, т.е. то количество денег, на которые он может быть обменен, возникает товарный излишек, или избыток.
Экономическая система: понятие, виды.
Экономическая система - это совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного'механизма
Под экономическими системами понимают совокупность различных приемов, способов: ->
Присвоения ресурсов и продуктов.
Организации и координации производства, распределения, обмена, потребления.
В экономическую систему включают
Социально-экономические отношения, в основе которых лежат те или иные формы собственности.
Организационные формы хозяйственной деятельности.
Хозяйственный механизм, регулирующий экономику на макроуровне.
-Систему стимулов и мотивов побуждающих людей к деятельности.
-Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.
Теоретически различают две противоположные экономические системы.
-Рыночная.
-Плановая или командная
При плановой экономике государство решает большинство экономических вопросов, используя свое право собственности на ресурсы и свою власть, дающие ему приоритет при принятии решений. В рыночной экономике, основанной на многообразии форм собственности, решение принимает каждый экономический субъект самостоятельно.
В мире эти две теоретически мыслимые системы сочетаются в разной пропорции, образуя смешанную систему.
Соотношение плановой и рыночной систем в странах неодинаково - этим объясняется существование различных экономических моделей.
Функции и виды цен.
Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
Функции и виды цен. В любой экономической системе цена является регулятором отношений экономических субъектов, и она выполняет ряд функций, таких как:Измерительная функция. Регулирующая функция. стиимулирующая функция. Ориентирующая функция. 1. Измерительная функция, т.е. с помощью цен измеряются относительные ценности ресурсов и товаров, результаты коммерческой деятельности фирмы.2. Регулирующая функция – проявляется в движении, распрделении ресурсов и товаров и услуг между экономическими субъектами. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.3. Стимулирующая функция – проявляется в увеличении объема производства и увеличении объема потребления. При увеличении объема потребления цена растет, а при уменьшении объема потреблении цена падает.4. Ориентирующая функция – выражается в том, что отражает изменения спроса на те или иные товары в связи с изменением потребности и сигнализирует об этом производителям, чтобы они оперативно изменяли объем и структуру производства.В коммерческой практике существует множество видов цен. Это обусловлено особенностями отношений продавца и покупателя. Для стоимостной оценки результатов сделок и затрат используют различные виды цен. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, все они связаны между собой. И если вносится изменение в уровень одной цены, то это изменение влияет на уровень других цен. В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен подразделяются на различные группы:I. По характеру обслуживания оборота цены делятся на оптовые цены и розничные цены. 1. Оптовые цены распространяются на покупки и продажи. Оптовой ценой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям и обычно реализуется оптом или крупными партиями. К числу оптовых цен относятся, прежде всего, закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию. Отличие закупочной цены отличается от других видов цен тем, что в ее состав не включается НДС и акцизы. К оптовым ценам относятся отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления. В международной практике торговые сделки представляют собой оптовые операции. К оптовым ценам относятся биржевые цены.2. Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю и населению включая НДС.А) Отпускные цены на предприятиях общественного питания.Б) Цены на услуги населению.В) Тарифно-грузовые и пассажирские перевозки.II. Цены подразделяются в зависимости от государственного воздействия и регулирования и степени конкуренции на рынке.Различаются цены свободные, т.е. рыночные, и регулируемые.1. Свободные цены – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения и цена производства.А) Цена спроса – это цена, которая складывается на рынке покупателя.Б) Цена предложения – это цена, которая указывается в официальном предложении продавца (без скидок) (оферта).В) цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансируемый капитал.2. Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответственными органами управления РФ или органами местного самоуправления.Регулируемые цены делятся на рекомендуемые, лимитные, залоговые и пороговые(т.е. защитные).А)Рекомендуемые цены делятся на предельные и фиксированные. Предельные цены – это цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на свою продукцию или услуги.Фиксированная цена – это цена, которая устанавливается на определенном уровне, но может меняться только по решению того органа или субъекта, который их утвердил