Экономика в повседневной жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:32, реферат

Краткое описание

Экономика является частью повседневной жизни практически каждого человека. Люди живут в экономической среде, ежедневно принимают участие в экономической деятельности, используют экономические термины (цены, деньги, заработная плата, расходы, доходы и др.). В наше время невозможно быть вне такого понятия, как «экономика». Хотя мало кто задумывается, зачем нужна экономика.
Если рассматривать термин «экономика» в обозначении народного хозяйства, то она нужна для анализа, учета и оценки потенциальных возможностей определенного региона.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика1.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок, его  механизм и условия формирования. Функции рынка.

Термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок - это тот канал, « через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок - это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Условия возникновения рынка:

разделение труда, которое ведет кспециализации и обмену; самостоятельность экономических агентов; свобода предпринимательства.

Функциирынка:Ценообразующая.Информационная.Регулирующая.Посредническая.Санирующая.Рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий

 

Влияние государства  на механизм рыночного ценообразования.Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы;государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд.Фиксирование цен государством проводится для обеспечения:1доступа большей части населения к потреблению определенного товара. В этом случае законодательно устанавливается максимальная цена ("потолок "цены), которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Выше этой величины производители не имеют право поднимать цену. Однако при этом необходимо учитывать, что если "потолок" цены окажется ниже цены равновесия, то может возникнуть устойчивый дефицит этого товара, который будет препятствовать доступу к нему большинства потребителей;2определенного уровня доходов некоторым группам поставщиков ресурсов или помощи производителям для покрытия издержек. В этом случае законодательно устанавливается минимальная цена. Она, как правило, превышает цену равновесия. Однако в результате этого может возникнуть довольно устойчивый излишек продуктов или ресурсов, и поставленная цель не будет достигнута, так как для производителей это будет означать, что продукция не реализуется и издержки все равно не покрываются, а для поставщиков ресурсов - что ресурсы все равно не продаются и, следовательно, не обеспечивается желаемый уровень дохода.Отсутствие государственного регулирования цен негативно сказывается на состоянии отдельных производителей и экономики в целом. Налоговая и внешнеэкономическая политика государства может как стимулировать, так и сдерживать производство и предложение товаров на рынке, понижать или повышать цены товаров и услуг.В первую очередь государство регулирует цены продукции и услуг предприятий с государственной формой собственности. К ним относятся тарифы железнодорожных перевозок, коммунально-бытовых и жилищных услуг, услуг связи и др.Государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами:-назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;-определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров);-устанавливать рыночные "правила игры", т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг).В кризисных ситуациях государственные органы могут устанавливать предельные цены товаров, произведенных в сфере негосударственного сектора (хлеба и хлебобулочных изделий, масломолочной продукции, детского питания и др.).Налоговое регулирование является одним из достаточно эффективных принципов государственной ценовой политики. К методам налогового регулирования цен относится установление налога на добавленную стоимость (НДС) и размера акцизного сбора. Освобождение отдельных товаров от НДС, а также изменение ставки этого налога на те или иные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения и развитие производства в важнейших отраслях народного хозяйства.

 

Признаки свободного рынка (совершенная конкуренция).Признаки свободного рынка 1.Неограниченное число участников конкуренции,свободный вход на рынок и выход из него.,.абсолютная мобильность трудовых финансовых и прочих ресурсов.,.наличие у каждого участника полного объема информации(о спросе предложении и т.д., невозможность оказания влияния на участников рынка.Конкуренция - это соперничество между участниками рынка.Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных иппродающихся по равновесной цене благ.Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует.Различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур.Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, .у какой фирмы он приобретает эту продукцию;доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной.

Монополистическая конкуренция.Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который часто встречается в практике и является как бы синтезом двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя взаимозаменяемыми. Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете «Известия», по физиологическим пьете «Нескафе». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Спикере» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Спикерс» или «Колгейт», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья».

 

 

 

 

 

 

 

Олигополия. Почему рынок олигополий склонен к картельным соглашениям?Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.Олигополии присущи следующие характерные черты:- немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве свинца, меди, стекла, и др. Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на 3 компании ("Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер") приходилось в конце ХХ века свыше 95 % национального производства автомобилей.- высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства (эффект масштаба).

Пожалуй, самая главная  особенность олигополии, как специального типа строения рынка, заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий-продавцов. Предприятие-олигополист не может не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены и количеством продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения (именно это обстоятельство и подталкивает иногда олигополистов вступить друг с другом в сговор, что иногда и приводит к образованию картеля, потому очень важно рассмотреть эту особенность олигополистического рынка). картельные соглашения во многих странах считаются незаконными. 
Покупатели могут страдать от единых цен, устанавливаемых олигополистами. В то же время продавцы могут назначать разные цены для той или иной группы покупателей, тем самым осуществляя ценовую дискриминацию. Различают личную, групповую и продуктовую дискриминацию. 
Личная дискриминация - цены назначаются в зависимости от уровня доходов покупателей. Более богатые могут заплатить более высокую цену, так как их спрос неэластичен.Продавец тайно делает скидку для покупателя, который может уйти от него к конкуренту.Групповая дискриминация - цены систематически снижаются только на рынке, который обслуживается конкурентом («убей конкурента»); цена включает одинаковые транспортные издержки, независимо от местоположения покупателя.Продуктовая дискриминация - различия в цене превышают различия в издержках под предлогом различия качества товара (книги в твердой и мягкой обложках). Фирмы распространяют физически однородные продукты под различными торговыми марками, назначая более высокие цены за хорошо известные торговые марки («заставь платить за этикетку»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монополия (от греч. μονο — один и πωλéω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.Монополия — это единоличное право на владение кем (чем)-либо, будь то предприятие или какой-либо вид деятельности; присутствие только одного «хозяина» в данной сфере; установление своих правил на какой-то определенной территории, в каком-либо вопросе. Монополия подразумевает под собой полное отсутствие конкуренции.Виды монополийРазграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.-Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).-Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. -Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. -Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).-Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.-Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антимонопольная политика государства: цели и направления.Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Во всех странах с  рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.

Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной  политики для России оказались ограничительные  меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются  антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции

 Так же закон  запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

  Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:

-соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;

-отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;

-соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;

-ценовые соглашения.

 Согласно закону "О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного  порога по объему операций, оно  обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Информация о работе Экономика в повседневной жизни человека