Экономика в повседневной жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:32, реферат

Краткое описание

Экономика является частью повседневной жизни практически каждого человека. Люди живут в экономической среде, ежедневно принимают участие в экономической деятельности, используют экономические термины (цены, деньги, заработная плата, расходы, доходы и др.). В наше время невозможно быть вне такого понятия, как «экономика». Хотя мало кто задумывается, зачем нужна экономика.
Если рассматривать термин «экономика» в обозначении народного хозяйства, то она нужна для анализа, учета и оценки потенциальных возможностей определенного региона.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика1.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

 Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные  последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

            Важным для антимонопольной политики  является также запрет на недобросовестную конкуренцию.

       Под  недобросовестной конкуренцией  понимаются действия, направленные  на приобретение преимуществ,  которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

         В антимонопольной политике используются  ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

 

Несовершенства  рыночной экономики. Отрицательная селекция. Внутренние и внешние эффекты.

 

При всей своей огромной позитивной роли рынок не в состоянии  обеспечить эффективное решение  ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи  анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.

 

Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии.

Рыночная конкуренция  приводит к высвобождению работников из производства и безработице, обострению социального положения малообеспеченных слоев населения

Рынок не восприимчив  к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, сориентированные на перспективу.

При рассмотрении конкурентного  рынка мы предполагаем, что информация на таком рынке распределена симметрично, т.е. все участники рынка обладают равным доступом к ней. Однако в реальной жизни модель совершенной конкуренции нарушается и возникает асимметричность информации, явление неопределенности - недостатка информации о вероятных будущих событиях. В результате асимметричной информации возникают внутренние эффекты (интерналии) и внешние эффекты (экстерналии). Они могут быть как положительными (выгода работодателя в результате самообучения работника), так и отрицательными (покупка некачественного товара, загрязнение окружающей среды). Под воздействием этих эффектов нарушается принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. (пример: «Рынок лимонов» Д. Акерлофа, 1970 г.). Ситуация, когда некачественный товар вытесняет качественный товар с рынка, называется отрицательной селекцией (неблагоприятным отбором).

 

Рынок предполагает использование  механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

 

Несовершенства ("провалы") рынка смягчаются созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

 

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

 

Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды  и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты.

 

Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребительское поведение: сущность и характерные  черты

потребительское поведение - процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов. Так же это совокупность признаков и показателей, которые характеризуют действия потребителей, включая их спрос на товары и услуги, потребительские предпочтения и структуру потребления. Потребительское поведение определяют различные факторы - культурные, личностные, социальные и психологические. Так же потребительское поведение существенно изменяется в зависимости от того, какой товар покупает потребитель. Чем ему сложнее принять решение о покупке, тем более осторожно он себя ведет. Соответственно степеням сложности принятия решения покупательское поведение разделяют на четыре типа: неуверенное потребительское поведение, сложное потребительское поведение, поисковое потребительское поведение и привычное потребительское поведение.Каждая модель потребительского поведения показывает степень отношения потребителя к товару. В зависимости от этого, компания строит свою маркетинговую политику. Например, в случае, когда потребитель уже знаком с конкретным товаром, главное - удержать его. Если покупатель верен уже знакомой компании-производителю, но продолжает искать что-то еще, более новое, аналогичное лучшего качества, то главное - убедить его в том, что “мы - лучшие”. Эта цель актуальна и для ситуации, когда потребитель уже имеет необходимую информацию об интересующих его товарах. В маркетинге присутствует такое понятие, как теория потребительского поведения, которая рассматривает поведение потребителей на рынке и раскрывает механизмы взаимодействия спроса и потребностей, поскольку основой формирования рыночного спроса являются решения отдельного потребителя, продиктованные стремлением получить наибольшую выгоду, или отдачу, или полезный эффект при имеющихся у него возможностях или ограниченных затратах. Научная и прикладная литература представляет для изучения различные факторы потребительского поведения, которые влияют на принятие решения гражданина о покупке, что должно быть учтено при разработке рекламы и планировании продаж. Наиболее распространённая классификация принадлежит Ж.Ф.Кролару, который предлагает исследователям опираться на ряд потребностей: безопасность, комфорт, привязанность, новизну, экономию и гордость. Анализ потребительского поведения, сделанный с учетом упомянутых потребностей, позволяет определить - что движет конкретным покупателем при планировании и совершении покупки: Безопасность — спокойствие, прочность, надежность товара или услуги. Эту потребность обеспечивают гарантии времени эксплуатации продукта. Привязанность — это верность торговой марке, которая часто является результатом привычки, или уверенность в качестве продукта именно этой компании. Комфорт — это приобретаемое с покупкой товара удобство. Здесь имеются в виду преимущества именно от этого товара: простой в обращении, легко чистить и т.д. Гордость - стремление как-то выделиться, чем-то отличаться. Игра производителей на уникальности, эксклюзиве товара - так называемая “политика высокой цены”. Новизна - привлекательна сама по себе и связана с потребностью в обновлении, в переменах. Это своего рода поиск новых ощущений. Экономия - распространённая, но не преобладающая. Часто низкую цену игнорируют, если видят дополнительные качества и гарантию долговечности более дорогого товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы производства. Спрос и предложение на производственные факторы, особенности ценообразования.

Экономические ресурсы (Факторы  производства) включают четыре группы:Природные ресурсы- (земля) земля полезные ископаемые водные ресурсы

Природная среда  как фактор производства воплощает возможность вовлечения в производство определенных видов и объемов природных богатств, превращаемых в сырьевой материал, из которого изготовляется все многообразие материально-вещественных продуктов производства.Инвестиционные ресурсы (капитал)-здания-сооружения-оборудованиеФинансовый капитал, а именно акции, облигации, деньги к экономическим ресурсам не относится, т.к. не связаны с реальным производством.

Трудовые ресурсы Труд — совокупность всех физических и умственных способностей людей используемых при процессе производства, за исключением предпринимательской способности, которая включается в отдельную категорию.Трудовой фактор представлен в процессе производства трудом занятых в нем работников. Соединение труда с остальными факторами производства инициирует производственный процесс как таковой. Предпринимательский талантПредпринимательская способность — умение организовать производство, принимать решения по управлению бизнесом; быть новатором.Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продукции и услуг, необходимых для конечного потребления.Производство - это процесс изготовления материальных или духовных благ. Для того, чтобы начать производство, необходимо наличие по крайне мере того, кто будет производить и того, из чего будут производить.Особенности спроса на факторы производства определяются характером самого производства. Критерий отбора здесь один - наименьшие издержки производства при высоком качестве производимой продукции. Сравнивая рыночную цену каждого фактора производства с предельным продуктом, который производится с помощью этого фактора предприниматель устанавливает свой выбор. Исходным для спроса на факторы производства является спрос на конечный продукт предприятия, т.е. спрос зависит от объемов производства и цен на факторы производства. Равновесие на рынке факторов производства предполагает получение равного дохода на прирост любого из них.В предложении труда, как и любого другого фактора есть свои особенности. Они связаны:с численностью населения и прежде всего его трудоспособной частью;качественным составом населения, уровнем его общей и профессиональной подготовки; продолжительностью рабочего дня и рабочей недели; с соответствием профессиональной и квалификационной структуры трудоспособного населения потребности народно-хозяйственного комплекса в работниках разных специальностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитал как экономический ресурс. Понятие и виды капитала.

Капитал — это определенная сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве. В наиболее общем выражении капитал представляет собой стоимость, приносящую прибавочную стоимость, т.е. капитал есть самовозрастающая стоимость.

Капитал разделяется  на реальный (физический, производственный), т.е. в форме средств производства, и денежный, т.е. в финансовой форме, а иногда выделяют еще и товарный капитал, т.е. капитал в форме товаров.

Особенность капитала в  том, что он является искусственно созданным  фактором производства.

Капитал постоянно находится  в движении, меняет свои функциональные формы, выполняет различные функции, переходит из сферы обращения в сферу производства и обратно. ^

Различается огромное множество  видов капитала, которые характеризуют  те или иные специфические особенности  его функционирования. Так. в частности, выделяется потребительский капитал -совокупность определенных товаров, которые способствуют удовлетворению индивидуальных потребностей. Вспомогательный (опосредствующий) - способствующий осуществлению производственного процесса. Основной - участвующий в процессе производства в течение множества производственных циклов. Оборотный - участвующий только в одном цикле процесса производства.

Основной капитал - это та часть производительного капитала, которая переносит свою стоимость на вновь создаваемый продукт по частям, целиком участвует в производстве, потребляется длительный период времени, возмещается только после ряда производственных циклов. Основной капитал (основные фонды) является главной составной частью капитала фирм в большинстве отраслей, прежде всего в реальном секторе.

Основные фонды представлены прежде всего зданиями и сооружениями, передаточными устройствами, машинами, оборудованием и приборами, транспортными средствами, инструментом, скотом, товарами длительного пользования домашних хозяйств (домашним имуществом), а также нематериальными активами (патентами, товарными знаками, авторскими и другими правами).

Основные фонды во многом определяют производственный потенциал фирмы (отрасли, всей страны), т.е. способность произвести (выпустить) за какой-то временной период определенное количество продукции нужного ассортимента и качества. По отношению к предприятиям (фирмам) сферы материального производства часто говорят об их производственной мощности (производственных мощностях).

Информация о работе Экономика в повседневной жизни человека