Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:32, реферат
Экономика является частью повседневной жизни практически каждого человека. Люди живут в экономической среде, ежедневно принимают участие в экономической деятельности, используют экономические термины (цены, деньги, заработная плата, расходы, доходы и др.). В наше время невозможно быть вне такого понятия, как «экономика». Хотя мало кто задумывается, зачем нужна экономика.
Если рассматривать термин «экономика» в обозначении народного хозяйства, то она нужна для анализа, учета и оценки потенциальных возможностей определенного региона.
Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
Важным для антимонопольной
Под
недобросовестной конкуренцией
понимаются действия, направленные
на приобретение преимуществ,
которые противоречат
В антимонопольной политике
Несовершенства рыночной экономики. Отрицательная селекция. Внутренние и внешние эффекты.
При всей своей огромной позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.
Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии.
Рыночная конкуренция приводит к высвобождению работников из производства и безработице, обострению социального положения малообеспеченных слоев населения
Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, сориентированные на перспективу.
При рассмотрении конкурентного рынка мы предполагаем, что информация на таком рынке распределена симметрично, т.е. все участники рынка обладают равным доступом к ней. Однако в реальной жизни модель совершенной конкуренции нарушается и возникает асимметричность информации, явление неопределенности - недостатка информации о вероятных будущих событиях. В результате асимметричной информации возникают внутренние эффекты (интерналии) и внешние эффекты (экстерналии). Они могут быть как положительными (выгода работодателя в результате самообучения работника), так и отрицательными (покупка некачественного товара, загрязнение окружающей среды). Под воздействием этих эффектов нарушается принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. (пример: «Рынок лимонов» Д. Акерлофа, 1970 г.). Ситуация, когда некачественный товар вытесняет качественный товар с рынка, называется отрицательной селекцией (неблагоприятным отбором).
Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.
Несовершенства ("провалы") рынка смягчаются созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
Государство обеспечивает
защиту прав производителей и потребителей;
оказывает противодействие
Государство осуществляет
контроль за состоянием окружающей среды
и утилизацией отходов
Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.
Потребительское поведение: сущность и характерные черты
потребительское поведение - процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов. Так же это совокупность признаков и показателей, которые характеризуют действия потребителей, включая их спрос на товары и услуги, потребительские предпочтения и структуру потребления. Потребительское поведение определяют различные факторы - культурные, личностные, социальные и психологические. Так же потребительское поведение существенно изменяется в зависимости от того, какой товар покупает потребитель. Чем ему сложнее принять решение о покупке, тем более осторожно он себя ведет. Соответственно степеням сложности принятия решения покупательское поведение разделяют на четыре типа: неуверенное потребительское поведение, сложное потребительское поведение, поисковое потребительское поведение и привычное потребительское поведение.Каждая модель потребительского поведения показывает степень отношения потребителя к товару. В зависимости от этого, компания строит свою маркетинговую политику. Например, в случае, когда потребитель уже знаком с конкретным товаром, главное - удержать его. Если покупатель верен уже знакомой компании-производителю, но продолжает искать что-то еще, более новое, аналогичное лучшего качества, то главное - убедить его в том, что “мы - лучшие”. Эта цель актуальна и для ситуации, когда потребитель уже имеет необходимую информацию об интересующих его товарах. В маркетинге присутствует такое понятие, как теория потребительского поведения, которая рассматривает поведение потребителей на рынке и раскрывает механизмы взаимодействия спроса и потребностей, поскольку основой формирования рыночного спроса являются решения отдельного потребителя, продиктованные стремлением получить наибольшую выгоду, или отдачу, или полезный эффект при имеющихся у него возможностях или ограниченных затратах. Научная и прикладная литература представляет для изучения различные факторы потребительского поведения, которые влияют на принятие решения гражданина о покупке, что должно быть учтено при разработке рекламы и планировании продаж. Наиболее распространённая классификация принадлежит Ж.Ф.Кролару, который предлагает исследователям опираться на ряд потребностей: безопасность, комфорт, привязанность, новизну, экономию и гордость. Анализ потребительского поведения, сделанный с учетом упомянутых потребностей, позволяет определить - что движет конкретным покупателем при планировании и совершении покупки: Безопасность — спокойствие, прочность, надежность товара или услуги. Эту потребность обеспечивают гарантии времени эксплуатации продукта. Привязанность — это верность торговой марке, которая часто является результатом привычки, или уверенность в качестве продукта именно этой компании. Комфорт — это приобретаемое с покупкой товара удобство. Здесь имеются в виду преимущества именно от этого товара: простой в обращении, легко чистить и т.д. Гордость - стремление как-то выделиться, чем-то отличаться. Игра производителей на уникальности, эксклюзиве товара - так называемая “политика высокой цены”. Новизна - привлекательна сама по себе и связана с потребностью в обновлении, в переменах. Это своего рода поиск новых ощущений. Экономия - распространённая, но не преобладающая. Часто низкую цену игнорируют, если видят дополнительные качества и гарантию долговечности более дорогого товара.
Факторы производства. Спрос и предложение на производственные факторы, особенности ценообразования.
Экономические ресурсы (Факторы производства) включают четыре группы:Природные ресурсы- (земля) земля полезные ископаемые водные ресурсы
Природная среда
как фактор производства воплощает возможность вовлечения в производство
определенных видов и объемов природных
богатств, превращаемых в сырьевой
материал, из которого изготовляется все
многообразие материально-вещественных
продуктов производства.Инвестиционные
ресурсы (капитал)-здания-сооружения-
Трудовые ресурсы Труд — совокупность всех физических и умственных способностей людей используемых при процессе производства, за исключением предпринимательской способности, которая включается в отдельную категорию.Трудовой фактор представлен в процессе производства трудом занятых в нем работников. Соединение труда с остальными факторами производства инициирует производственный процесс как таковой. Предпринимательский талантПредпринимательская способность — умение организовать производство, принимать решения по управлению бизнесом; быть новатором.Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продукции и услуг, необходимых для конечного потребления.Производство - это процесс изготовления материальных или духовных благ. Для того, чтобы начать производство, необходимо наличие по крайне мере того, кто будет производить и того, из чего будут производить.Особенности спроса на факторы производства определяются характером самого производства. Критерий отбора здесь один - наименьшие издержки производства при высоком качестве производимой продукции. Сравнивая рыночную цену каждого фактора производства с предельным продуктом, который производится с помощью этого фактора предприниматель устанавливает свой выбор. Исходным для спроса на факторы производства является спрос на конечный продукт предприятия, т.е. спрос зависит от объемов производства и цен на факторы производства. Равновесие на рынке факторов производства предполагает получение равного дохода на прирост любого из них.В предложении труда, как и любого другого фактора есть свои особенности. Они связаны:с численностью населения и прежде всего его трудоспособной частью;качественным составом населения, уровнем его общей и профессиональной подготовки; продолжительностью рабочего дня и рабочей недели; с соответствием профессиональной и квалификационной структуры трудоспособного населения потребности народно-хозяйственного комплекса в работниках разных специальностей.
Капитал как экономический ресурс. Понятие и виды капитала.
Капитал — это определенная сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве. В наиболее общем выражении капитал представляет собой стоимость, приносящую прибавочную стоимость, т.е. капитал есть самовозрастающая стоимость.
Капитал разделяется на реальный (физический, производственный), т.е. в форме средств производства, и денежный, т.е. в финансовой форме, а иногда выделяют еще и товарный капитал, т.е. капитал в форме товаров.
Особенность капитала в том, что он является искусственно созданным фактором производства.
Капитал постоянно находится в движении, меняет свои функциональные формы, выполняет различные функции, переходит из сферы обращения в сферу производства и обратно. ^
Различается огромное множество видов капитала, которые характеризуют те или иные специфические особенности его функционирования. Так. в частности, выделяется потребительский капитал -совокупность определенных товаров, которые способствуют удовлетворению индивидуальных потребностей. Вспомогательный (опосредствующий) - способствующий осуществлению производственного процесса. Основной - участвующий в процессе производства в течение множества производственных циклов. Оборотный - участвующий только в одном цикле процесса производства.
Основной капитал - это та часть производительного капитала, которая переносит свою стоимость на вновь создаваемый продукт по частям, целиком участвует в производстве, потребляется длительный период времени, возмещается только после ряда производственных циклов. Основной капитал (основные фонды) является главной составной частью капитала фирм в большинстве отраслей, прежде всего в реальном секторе.
Основные фонды представлены прежде всего зданиями и сооружениями, передаточными устройствами, машинами, оборудованием и приборами, транспортными средствами, инструментом, скотом, товарами длительного пользования домашних хозяйств (домашним имуществом), а также нематериальными активами (патентами, товарными знаками, авторскими и другими правами).
Основные фонды во многом определяют производственный потенциал фирмы (отрасли, всей страны), т.е. способность произвести (выпустить) за какой-то временной период определенное количество продукции нужного ассортимента и качества. По отношению к предприятиям (фирмам) сферы материального производства часто говорят об их производственной мощности (производственных мощностях).