Экономика города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:55, реферат

Краткое описание

Выбранная мною тема курсовой работы является актуальной в наше современное время.
Жилье является одной из основных потребностей человека и одновременно представляет собой инструмент социального, экономического и личностного развития. То положение, которое мы имеем сегодня в стране, и которое вытекает из вышеизложенных характеристик, таким инструментом для большинства населения и экономики не является. И это очень плохо.

Вложенные файлы: 1 файл

экон.города.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Выбранная мною тема курсовой работы является актуальной в наше современное  время.

Жилье является одной из основных потребностей человека и одновременно представляет собой инструмент социального, экономического и личностного развития. То положение, которое мы имеем сегодня  в стране, и которое вытекает из вышеизложенных характеристик, таким  инструментом для большинства населения  и экономики не является. И это  очень плохо.

Если по-прежнему проводить нынешнюю административную жилищную политику, то будет и дальше ухудшаться состояние  жилого фонда, комфортность проживания, что повлечет серьезное ухудшение  жизни, прежде всего, для населения  с низким уровнем дохода. А его  численность в республике составляет абсолютное большинство. Особенно негативные следствия коснутся людей пожилого возраста, пенсионеров, больных, инвалидов. Все это приведет к еще большей  социальной напряженности и растущему  недовольству значительной части населения.

Значимость данных проблем и  острота стоящих перед обществом  задач обусловливают высокую  актуальность исследования жилищно-коммунального  сферы, поиск новых форм и методов  государственного управления им.

 Вместе с тем, остаются малоисследованными особенности территориального управления жилищно-коммунального хозяйства. Недостаточная разработанность указанных проблем, теоретическая и практическая значимость их решения определили выбор темы, цели и задачи исследования.

Цель исследования состоит в  том, чтобы на основе анализа работ  отечественных авторов и современного практического опыта выявить  тенденции становления форм и  методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.

Достижение указанной цели потребовало  постановки и решения следующих  задач:

- раскрыть сущность понятия  жилищно-коммунальной сферы;

- определить роль и возможности  концепции новой структуры жилищно-коммунального  хозяйства;

- проанализировать специфику современной  ситуации в реформе жилищно-коммунального  комплекса;

- раскрыть сущность формирования  системы управления до минимума;

- выявить социальные последствия  и перспективы жилищно-коммунальной  реформы.

Предметом исследования выступает  процесс становления и развития форм управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Объектом исследования является экономические  отношения в связи с реформой жилищно-коммунального хозяйства.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды  отечественных авторов, законодательные  и нормативные акты Российской Федерации. Информационной базой исследования явились данные опубликованные в экономической литературе и периодических изданиях.

Новые научные результаты, полученные в ходе исследования, состоит в  следующем:

- исследованы тенденции и логика  процесса становления форм и  методов управления жилищно-коммунальной  сферой, соответствующие стратегическим  и тактическим целям реформирования  российской экономики.

Практическая значимость работы заключается  в том, что основные научные положения  и выводы могут использоваться:

- в качестве теоретической основы  для разработки органами государственного  власти федерального и регионального  уровней экономической политики  в жилищно-коммунальной сфере;

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам анализа территориального управления жилищно-коммунальной сферы. Во второй главе рассматриваются современные тенденции развития экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере.

 

ГЛАВА 1. Теоретические  вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ

1.1 Сущность понятия  жилищно-коммунальной сферы как  составной части экономики России

Жилищная сфера - одна из важнейших  составных частей экономики России. Это область народного хозяйства  включает в себя строительство и  реконструкцию жилищ, сооружений и  элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригороды для жилья.

Различаются виды жилищного фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный.

В Государственной целевой программе  «Жилище»1, отмечается, что жилищный фонд составляет более 20% воспроизводимого недвижимого имущества страны, а с учетом жилых строений на садовых и дачных участках и иных объектов - около 30%. Объем инвестиций в жилищное строительство составляет около четверти их общего объема.

Жилищная реформа имеет ключевое значение для общего успеха экономической  реформы, снижения инфляции, сокращения дефицита государственного бюджета, стабилизации денежного обращения за счет аккумуляции  частных средств на специальных  счетах и увеличения собственного жилья, улучшения территориального распределения  трудовых ресурсов.

Главными задачами нового этапа  решения жилищной проблемы являются:

обеспечение возможности улучшения  жилищных условий для семей со скромным и средним достатком  путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставление субсидий на строительство  и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального жилищного  строительства и других мер государственной  поддержки граждан, нуждающихся  в жилье;

увеличение объемов и повышение  качества жилищного строительства, перестройка производственной базы жилищного строительства на современном  техническом уровне; совершенствование  системы эксплуатации, ремонта и  финансирования жилищно-коммунального  хозяйства;

расширение прав органов исполнительной власти субъектов Федерации, и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и проведении жилищной реформы.

Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия  по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (троллейбусы, трамваи); объекты  внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение  и др.).

Федеральным органом государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством является Государственный комитет  Российской Федерации по строительству  и жилищно-коммунальному комплексу.

Низовыми звеньями управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: тресты, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), жилищно-коммунальные отделы (ЖКО), дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ), ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), домоуправления.

В сферу управления Госкомитета  входят: жилищный фонд, тепло- и электроснабжение, водообеспечение и водоотведение, инженерная задача, внешнее благоустройство и дорожно-мостовое хозяйство городов и других населенных пунктов, сбор и переработка твердых бытовых

 

 

 

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 г. (с  изм. от 14.10.2005) // Российская газета. - 1993. - №237; СЗ РФ. - 2005. - №42. - 421 с

 

отходов, банно-прачечное и гостиничное  хозяйство, ритуальное обслуживание населения, научно-проектное и промышленно-производственное обеспечение

Характерной чертой для жилищно-коммунальной сферы является то, что многие вопросы  решаются местными органами власти. К  вопросам местного значения относятся:

содержание и использование  муниципальных жилищного фонда  и нежилых помещений;

регулирование планировки и застройки  территорий муниципальных образований;

создание условий для жилищного  и социально-культурного строительства;

организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения канализации;

организация снабжения населения  и муниципальных учреждений топливом;

благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

организация ритуальных услуг и  содержание мест захоронения и другие вопросы.

ГЛАВА 2. Российская реформа системы жилищного хозяйства

2.1 Специфика современной  ситуации в реформе жилищно-коммунального  комплекса

Кризисное состояние  жилищно-коммунального комплекса  было обусловлено неэффективной  системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительными финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкретной среды и высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

В то же время сегодня очевидно, что главная цель жилищно-коммунальной реформы - повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг осталась не достигнутой. Для большинства населения реформа ассоциируется только с повышением размеров платежей за жилищно-коммунальные услуги. В сегодняшних условиях жилищно-коммунальный комплекс является, по сути, продолжением административного аппарата, а не сферой бизнеса. Причем, изменения возможны только при принятии политического решения о признании и реструктуризации бюджетных долгов и при обеспечении дисциплины текущих платежей, в том числе, со стороны бюджета. На начало 2003 года кредиторская задолженность предприятий ЖКХ превысила 270 млрд. руб. В свою очередь, накопленная задолженность бюджета перед предприятиями сектора оценивается в 100 млрд. руб. Образовался порочный круг: бюджет недополучает денег, потому что не оплачивает предоставленные услуги. Субсидии населению на оплату жилищно-коммунальных в 2002 году были возмещены на 75%, а льготы были профинансированы на 60%.

Действующий сегодня механизм предоставления субсидий привел к такой ситуации, когда самые бедные семьи несут  бремя платежей по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 22% от совокупного  дохода (если иное не установлено на местном уровне), а у всех остальных  получателей субсидий бремя жилищных платежей тем ниже, чем больше их доход. Тем самым, нарушается принцип социальной справедливости, и резко увеличиваются расходы бюджета на предоставление субсидий.

В связи с этим совершенно очевидно, что существующее федеральное законодательство в сфере предоставления гражданам  субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, тормозит осуществление преобразований в жилищно-коммунальном комплексе  и нуждается в совершенствовании.

Вопросы совершенствования  оплаты жилья и коммунальных услуг  в новой редакции закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики"

9 апреля 2003 года Государственная  Дума РФ приняла в третьем  чтении проект Федерального закона "О внесении изменений и  дополнений в Закон РФ "Об  основах федеральной жилищной  политики" и другие законодательные  акты Российской Федерации в  части совершенствования системы  оплаты жилья и коммунальных  услуг", внесенный Правительством  РФ в мае 2002 г. Несмотря на то, что данный закон касается лишь небольшой, но крайне необходимой части жилищно-коммунальной реформы, связанной с политикой оплаты жилья и коммунальных услуг, депутаты называли его законом о реформе ЖКХ.

В принятом законе определяется четкий порядок установления оплаты жилья  и коммунальных услуг, предусматривающий, что:

· Правительство Российской Федерации  устанавливает основы ценообразования  в сфере жилищно-коммунального  хозяйства и ежегодно федеральные  стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг для расчета необходимой  финансовой помощи регионам из федерального бюджета;

· Субъекты федерации в соответствии с федеральными стандартами вправе устанавливать региональные стандарты, предусматривая при этом необходимый  объем финансовой помощи местным  бюджетам из регионального бюджета;

· Органы местного самоуправления устанавливают  ставки и тарифы по оплате жилья  и коммунальных услуг и нормативы  потребления коммунальных услуг. В законе установлено, что пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении бюджета на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг. Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о бюджете на текущий финансовый год.

Информация о работе Экономика города