Экономика производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Экономика – как наука это исследование закономерностей поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.
Производство – блага, которые необходимо распределить и потребить произведенной продукции. Производство основано на том, что у людей есть потребности, а для этого нужны ресурсы. Деятельность людей в процессе производства в рамках определенного организационного механизма называется экономической системой. Экономика исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Содержание

Введение. Экономика производства 3
Тема 1. Основной капитал предприятия 3
Вопрос 1. Структура капитала предприятия 3
Вопрос 2. Состав и структура основных фондов 4
Вопрос 3. Износ основных фондов, срок службы и амортизация 5
Вопрос 4. Методы начисления амортизации 5
Вопрос 5. Учет и оценка основных фондов 6
Вопрос 6. Показатели использования основных фондов 7
Вопрос 7. Источники финансирования основного капитала предприятия. 8
Тема 2. Оборотный капитал предприятия 9
Вопрос 1. Понятие оборотного капитала. 9
Вопрос 2. Состав и структура оборотного капитала 10
Вопрос 3. Оборачиваемость оборотных средств 10
Вопрос 4. Источники финансирования потребности в оборотном капитале. 11
Вопрос 5. Нормирование оборотных средств 12
Вопрос 6. Стратегии планирования запасов готовой продукции 13
Вопрос 7. Оперативное управление запасами 14
Вопрос 8. Оптимизационные модели управления запасами 15
Тема 3. Издержки производства 15
Вопрос 1. Издержки производства как экономическая категория 15
Вопрос 2. Себестоимость продукции. Группировка затрат по элементам. 17
Вопрос 3. Группировка затрат по статьям калькуляции 18
Вопрос 4. Особенности учета затрат, включаемых в себестоимость продукции 19
Вопрос 5. Классификация затрат, включаемых в себестоимость 19
Вопрос 6. Основные направления снижения себестоимости продукции 19
Тема 4. Формирование и использование времени на предприятии 19
Вопрос 1. Понятие прибыли. Прибыль как экономическая категория. 19
Вопрос 2. Виды прибыли 20
Вопрос 3. Рентабельность 21
Вопрос 4. Распределение прибыли 21
Вопрос 5. Планирование прибыли 22
Тема 5. Методика расчета тарифов на транспортировку нефти 23
Алгоритм расчетов тарифов на услуги по перекачке, перевалки и наливу нефти 23
Обоснование отдельных элементов тарифа 24
Тема 6. Оценка экономической эффективности инвестиций 24
Вопрос 1. Понятие об инвестиционной деятельности. Инвестиционный проект. 24
Вопрос 2. Показатель экономической эффективности. Виды эффективности. 25
Вопрос 3. Простые методы оценки экономической эффективности 25
Вопрос 4. Учет фактора времени при оценке экономической эффективности. 25
Вопрос 5. Ставка дисконта 26
Вопрос 6. Показатель экономической эффективности учитывающий фактор времени. 27
Вопрос 7. Учет риска и неопределенности при оценке инвестиционных проектов 29
Тема 7. Формирование цен на продукцию предприятия 30
Вопрос 1. Понятие цены 30
Вопрос 2. Методы ценообразования 30
Вопрос 3. Методы расчета цены 31

Вложенные файлы: 1 файл

Тоже лекции.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

1) β=1 – риск инвестиций  в оцениваемый бизнес равен  среднерыночному риску;

2) β>1 – риски инвестиций  в оцениваемый бизнес повышены  относительно средних по рынку;

3) β<1 – риски инвестиций  в оцениваемый бизнес ниже  относительно средних в экономике;

β основывается на основе статистических данных о доходности акций компании.

Вопрос 6. Показатель экономической эффективности учитывающий фактор времени.

Для оценки экономической  эффективности инвестиционного  проекта могут использоваться:

  1. чистый дисконтированный доход - характеризует превышение стоимостной оценки результатов (денежных поступлений по проекту) над суммарными затратами по проекту с учетом их неравноценности с точки зрения факторов времени;

где Рt – стоимостная оценка результата в t году; - затраты без учета инвестиции в t году; Кt - инвестиции в году t; - множитель дисконтирования (наращения) в году t; n1 – продолжительность периода инвестиций; n2 – жизненный цикл проекта в годах; n2-n1 – продолжительность периода результатов от инвестиций. В качестве момента приведения часто выбирают базовый момент (т.е. начало отсчета времени). При сравнении нескольких проектов момент приведения должен быть одинаковым для всех проектов.

,

где - ликвидационная стоимость имущества; - себестоимость; - налоги; - чистая прибыль; - затраты, включая инвестиции

Если рассчитанный ЧДД положителен, то прибыльность инвестиций выше нормы дисконта и, следовательно, проект является эффективным. Если ЧДД<0, то этот проект убыточен. Чем выше ставка дисконта, тем в большей степени в расчетах больше отражается фактор времени.

  1. индекс доходности характеризует отдачу проекта на вложенные в него средства и определяется как отношение суммы дисконтированных денежных поступлений к сумме дисконтированных капитальных вложений;

Если ИД>1, то ЧДД>0. Если ИД<1, то ЧДД<0.

.

  1. внутренняя норма доходности - Значение ставки дисконта при котором ЧДД обращается в ноль, т.е. эта та ставка дисконта которая уравнивает сумму дисконтированных результатов с суммой дисконтированных затрат. Это определение справедливо для случая когда денежный поток меняют свой знак ( с «-» на «+») один раз за срок жизни проекта.

Более точное определение  из нормативных документов:

Внутренняя норма доходности называется такое положительное  значение ЕВН что при норме дисконта Е= ЕВН ЧДД обращается в 0, при всех больших значениях Е, ЧДД отрицателен при всех меньших значениях Е ЧДД положителен. Если хотя бы одно условие отсутствует, то считается, что ЕВН тоже отсутствует. срок окупаемости с учетом фактора времени.

Определить ЕВН можно методом последовательных приближений. При положительном значении ПДД ставка увеличивается последовательно.

Недостаток ВНД как  критерия – этот показатель не позволяет  судить об объемах вкладываемых средств.

ВНД показывает максимально-допустимый относительный уровень расходов связанных с реализацией проекта. Если проект полностью финансируется за счет кредита банка, то ВНД показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, решение которой делает проект убыточной.

  1. Период возврата инвестиций или срок окупаемости с учетом дисконтирования.

Период возврата инвестиций показывает момент времени, начиная  с которого результаты реализации проекта  превышают первоначальные затраты. Срок окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости, а моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени, после которого текущий ЧДД становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Текущий ЧДД – это ЧДД за первые k шагов расчетного периода. 

Любой инвестиционный проект должен оцениваться не изолированно, а с учетом его связей с текущей  деятельностью предприятия. Если реализуется только один проект необходимо рассмотреть по меньшей мере две альтернативные возможности:

  1. реализация проекта;
  2. отказ от реализации проекта.

При использовании приростного  метода в качестве параметров проекта, таких как выручка, прибыль, себестоимость  принимается изменение соответствующих показателей по предприятию в целом, обусловленное реализацией проекта.

Экономический смысл  показателей ЧДД.

Например, один проект предусматривает  инвестиционные затраты в размере 800 единиц и получение дохода 1500 единиц через 7 лет.

Второй проект в размере 1000 единиц, и получение дохода 1800 единиц тоже через 7 лет. Примем ставку дисконта 9%.

Первый вариант постановки задачи: 1) определить вид превышает  ли эффективность предлагаемых проектов минимально приемлемую и если да, то насколько.

Инвестор в первом случае получает 36 единиц сверх минимально допустимой для него эффективности, в случае же реализации второго проекта инвестор наоборот недополучит 30 единиц.

Возможен второй вариант  постановки задачи: определим насколько меньшей суммой можно обойтись для получения обещаемого в проекте результата по сравнению с инвестициями в проект с минимально приемлемой эффективностью.

По первому проекту  реальная экономия получится уже в момент инвестиций составляет 20 единиц, а по второму проекту реальные потери составят 16 единиц.

Вопрос 7. Учет риска и неопределенности при оценке инвестиционных проектов

Под риском понимается вероятность  потерь части ресурсов, недополучение  доходов, а также появления дополнительных расходов по сравнению с вариантом, предусмотренным проектом. Существует несколько способов снижения рисков при управлении инвестиционными проектами:

  1. Диверсификация – распределение усилий предприятий между различными видами деятельности, результаты которых не связаны между собой.
  2. Распределение риска между участниками проекта.
  3. Страхование риска;
  4. Приобретение дополнительной информации, позволяющие уточнить некоторые параметры проекта.
  5. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Методы количественной оценки риска:

  1. Проверка проекта на устойчивость – чувствительность к изменениям исходных параметров проекта.
  2. Для оценки влияния отдельных параметров на критерии эффективности проекта можно использовать коэффициенты эластичности, которые показывают процентное изменение одного из критериев эффективности в результате однопроцентного изменения одного из параметров проекта.

где ЧДД и Ф - базовое значение ЧДД и исходного параметра, ΔЧДД и Ф - расчетное значение ЧДД.

Для проведения анализа  чувствительности необходимо иметь  результаты расчета критериев эффективности, предпринятых в проекте значениях исходных параметров. Затем значение какого-либо параметра изменяются в большую или меньшую сторону, и рассчитывается новое значение критерия. Может быть построена диаграмма чувствительности.

Коэффициент чувствительности может быть как отрицательным, так  и положительным.

Один из методов оценки риска проекта – это определение  точки безубыточности  (критического объема продаж) и коэффициента маржинальной прочности.

Тема 7. Формирование цен на продукцию предприятия

Вопрос 1. Понятие цены

В экономической теории существуют 2 точки зрения на понятие  цены.

1) Марксистская концепция,  определяющая цену как денежное выражение стоимости товара. А в свою очередь стоимость товара – это затраты труда на его производство.

,

где С – стоимость  капитала (прошлый труд), V – заработная плата, m – прибавочная стоимость.

Согласно этой концепции  стоимость есть основа цены, но цена не всегда равна стоимости товара, а зависит от колебания спроса и предложения на товар. И только в одном случае цена равна стоимости, а именно когда спрос и предложение уравновешивают друг друга.

2) Неоклассическая концепция  (теория неоклассиков). Цена –  это рыночный механизм уравновешивания  спроса и предложения. Не только спрос и предложения влияют на цену (как в 1), но и оказывает влияние на спрос и предложение. В основе цены, согласно этой концепции, лежит «нормальная цена» - состояние наиболее эффективного использования всех основных факторов производства., т.е. труда, капитала, земли.

Вопрос 2. Методы ценообразования

Есть 2 концепции ценообразования:

  1. Затратная концепция. Затратный объем к ценообразованию – это метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты предприятия на производство и реализацию продукции (себестоимость).

ПродуктàТехнологияàЗатраты на единицу продукцииàЦена ( с учетом нормативной прибыли)àЦенностьàПокупатели

Недостаток в томи, что величину затрат нельзя определить до того как будет установлена цена. Только зная цену можно определить объемы продаж, а затем и удельные затрат.

  1. Ценностный подход – это установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало предприятию получение большей прибыли за счет выгодного для него (предприятия) соотношения «Ценность-Затраты». Такой подход требует от руководителей предприятий определения их позиции по вопросу о цене даже до начала инвестирования в производство новой продукции.

Реальная зависимость  между ценой и затратами:

ЦенаàВозможный объем продажи àВозможный объем производстваàзатраты на единицу.

Экономическая ценность товара для потребителя – это  есть та оценка полезности товара и  услуги, которая в денежном выражении превышает цену этого блага.

Если продавец установит  цену на уровне ценности , то у покупателя не будет никакого выигрыша. Таким образом при установлении цены производитель решает 2 задачи:

  1. Заинтересовать покупателя более низкой ценой по сравнению с ценностью товара;
  2. Обеспечить получение прибыли.

Вопрос 3. Методы расчета цены

  1. «Издержки + прибыль».

  1. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Предприятие стремится  установить цену, которая обеспечит  ему желаемый объем прибыли.

Подбирается такая комбинация двух показателей Q и P которое обеспечит желаемый объем прибыли. При этом Q выбирается исходя из 2 факторов:

  1. Производственная мощность предприятия;
  2. Q не должно быть близко к значению к Qкр. (точка безубыточности).
  3. Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. В основе цены лежат покупательские восприятия.
  4. Установление цены на уровне текущих цен. Предприятие отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания уделяют уровню собственных издержек и состоянию спроса.
  5. Установление цены на основе закрытых торгов. Торги (тендер) – конкурсный отбор на продукцию производственного обращения с помощью формализованной процедуры аукционного типа. (процедура «закрытого пакета»).



Информация о работе Экономика производства