Экономика размещения отраслей промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Размещение промышленного производства по территории страны - одна из важнейших проблем экономического развития народного хозяйства, так как от этого фактора во многом зависит эффективность затрат общественного труда.
До революции промышленность в нашей стране была размещена крайне неравномерно. Капиталистическая Россия выделялась резким несоответствием в степени индустриальной освоенности европейской части и восточных районов. Так, Северо-Западный, Центральный и Южный районы давали около 77% всей продукции, тогда, как на долю Сибири с ее богатыми сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами приходилось только 2% промышленного производства страны. Восточные районы вместе с Уралом не давали и 10% валовой продукции.

Содержание

Введение……………………….………………………………………………….3
1. Принципы и факторы размещения отраслей промышленности……………5
1.1. Принципы размещения отраслей промышленности……………………….5
1.2. Факторы, влияющие на размещения отраслей промышленности…..……6
2. Модели размещения отраслей промышленности…………………………...14
2.1. Модель Тинбергена…………………………………………………………14
2.2. Гравитационная модель Шеффера…………………………………………15
2.3. Модель Вебера………………………………………………………………16
3. Обоснование экономической эффективности размещения производства...17
4. Размещение производства в переходной экономике России………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 83.76 Кб (Скачать файл)

Значительное влияние  на размещение промышленности оказывает  географическая среда, т.е. климатические условия, гидрологический режим рек, рельеф территории. Климатические условия оказывают влияние на размещение промышленных предприятий в связи с неодинаковыми условиями труда и жизни человека в разных районах.

В районах с неблагоприятными климатическими условиями будут выше затраты на воспроизводство рабочей силы, капитальные вложения при строительстве предприятий и издержки по их эксплуатации.

На размещение промышленности огромное влияние оказывает распределение  по стране трудовых ресурсов и плотность  потребления. Фактор рабочей силы имеет  значение буквально для всех отраслей промышленности, но его влияние сокращается  по мере снижения трудоемкости производства. Чем больше трудоемкость производства и доля заработной платы в себестоимости продукции, тем сильнее зависимость размещения производства от географии трудовых ресурсов и наоборот. При этом следует учитывать структуру и квалификационный состав трудовых ресурсов в отдельных регионах страны.

Технико-экономические факторы  размещения промышленности представлены научно-техническим прогрессом и рациональными формами организации производства.

На размещение промышленного  производства большое влияние оказывает  научно-технический прогресс, особенно такие его направления, как электрификация, комплексная механизация и автоматизация, химизация и совершенствование технологических процессов. Научно-технический прогресс дает возможность размещения производительных сил по всей территории страны вне зависимости от природных и климатических особенностей районов. Широкое развитие электрификации, создание единой энергетической системы России и передача электроэнергии на дальние расстояния позволили вовлечь в народнохозяйственный оборот ресурсы районов, которые лишены запасов топлива и гидроэнергии. Развиваясь в районах, располагающих источниками дешевого топлива и гидроэнергетических ресурсов, электроэнергетика оказывает влияние на размещение в этих районах электроемких производств, работающих, главным образом, на привозном сырье.

Комплексная механизация  и автоматизация оказывают большое влияние на размещение трудоемких отраслей промышленности. Они позволяют организовать производство в районах, не располагающих достаточным количеством населения, но имеющих природные ресурсы и условия, позволяющие получить дешевую продукцию.

В тесной связи с научно-техническим  прогрессом находится общественная организация производства, которая выступает в таких формах, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация производства оказывает влияние на размещение прежде всего с необходимостью иметь для крупных предприятий мощные сырьевые и топливно-энергетические базы. Вместе с укрупнением размеров предприятий расширяется круг поставщиков, необходимых для них средств производства и потребителей выпускаемой ими продукции. Для крупных предприятий значительно усложняется выбор пунктов их размещения и промышленных площадок, мероприятий по созданию инфраструктуры и т.п. Повышается значение транспортного фактора при обосновании размещения промышленного строительства, потому что экономические преимущества крупного предприятия могут исчезнуть в результате роста издержек по перевозкам сырья, топлива и готовой продукции.

Специализация производства, в зависимости от ее видов, оказывает  различное влияние на размещение промышленности. Так, предметная специализация определенным образом локализирует промышленные предприятия.

         Большую роль в размещении промышленности играет  комбинирование. Комбинирование представляет собой производственно-технологические и технологические связи, направленные на выпуск нескольких продуктов из одного вида сырья. При комбинировании многие виды отходов становятся ценным исходным сырьем для разнообразных отраслей промышленности, что позволяет размещать различные производства в районах, где для последних отсутствуют природные сырьевые ресурсы.

         Последовательное проведение в жизнь концепций размещения производительных сил позволило коренным образом изменить размещение промышленности по республикам и районам страны. Это способствовало планомерному преодолению экономической и культурной отсталости национальных республик и районов и подтягиванию их в экономическом отношении к уровню наиболее развитых районов.

Определенное влияние  на размещение различных отраслей промышленности оказывает транспорт. Например, в отраслях черной металлургии, цементной, кирпичной и других, где доля транспортных издержек составляет 35-50% стоимости их продукции у потребителя, транспорт имеет решающее значение. Возможность сокращения затрат на транспортировку играет большую роль в повышении экономической эффективности территориальной организации этих отраслей.

   В суперфосфатной, мясной, целлюлозно-бумажной и некоторых других отраслях промышленности доля транспортных затрат составляет 10-25%. Здесь этот фактор имеет значительную, но не решающую роль в машиностроительной, текстильной, кожевено-обувной и т.п. отраслях промышленности доля транспортных издержек составляет 3-5%, и здесь этот фактор не играет существенной роли. Однако даже для этих отраслей сокращение транспортных затрат, достигающих значительных размеров, имеет немалое значение.

Определяя интенсивность  влияния производства, необходимо учитывать, прежде всего, расходы сырья, материалов, топлива на единицу выпускаемой продукции. Если они превышают вес готовых изделий, то промышленные предприятия выгодно размещать вблизи сырьевых и топливно-энергетических баз, поскольку это приводит к сокращению объема транспортной работы. В тех случаях, когда расходы сырья и топлива меньше, чем вес готовой продукции, сокращение перевозок достигается путем потребительской ориентации предприятий. При равном весовом соотношении сырья (а также топлива) и готовой продукции производство обладает наибольшей свободой размещения, тяготея в меру экономической целесообразности то к сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам, то к районам потребления или местам концентрации рабочей силы.

2. МОДЕЛИ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

2.1МОДЕЛЬ ТИНБЕРГЕНА

Каково  будет оптимальное (т.е. с минимальными производственными и транспортными  издержками) размещение промышленных центров в стране с замкнутой  экономикой, где сельскохозяйственное производство и население распределены равномерно. Сравнение транспортных издержек показало, что снабжение продовольствием одного центра, где сосредоточены все промышленные предприятия, обходится намного дороже, чем нескольких разбросанных центров с тем же объемом спроса. Таким образом, при высоких издержках на транспортировку, наиболее оптимальным будет децентрализация промышленного производства по многим мелким центрам. Сосредоточение промышленности в небольшом числе крупных центров будет оптимальным вариантом размещения лишь при высоких транспортных издержках на перевозку продукции специализированных отраслей.      

2.2 ГРАВИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ШЕФФЛЕ

Шеффле утверждал, что промышленность развивается преимущественно в  больших городах или поблизости от них. Большие города притягивают  к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна  квадрату расстояния между ними:

где Мij - притяжение двух городских  центров i,j

Pi, Pj - население городов i,j

Dij - расстояние между городами

Локализация промышленности тем сильнее, чем больше городское население, чем меньше расстояние до рынков сбыта  и чем теснее расположены крупные  города. Существующие отклонения от модельного размещения приписывались сосредоточению промышленных предприятий около  источников сырья и топлива.

 

2.3 МОДЕЛЬ ВЕБЕРА

Как и во всех идеальных географических моделях, Вебер размещает отрасли  промышленности в идеальных условиях изолированного государства, где природные  ресурсы, необходимые для производства располагаются по концентрическим  зонам вокруг известных рыночных центров. Отрасли промышленности в  модели Вебера различаются в зависимости  от используемых природных ресурсов; которые подразделяются на локализованные (ископаемые топливо, руды) и повсеместно  распространенные (вода, песок). Очевидно, что при выборе местоположения наибольшее значение (а для добывающих отраслей - решающее) имеют локализованные ресурсы. Экономическая выгодность расположения отдельных предприятий зависит  от соотношения спроса и предложения  на производимую продукцию. Где же будет располагаться завод - ближе к источникам сырья или к рынку сбыта? Конкретный пункт его размещения рассчитывается при помощи нахождения точки минимальных перемещений ( иначе - минимальных транспортных издержек), которая обеспечивает оптимальное перемещение сырья на завод и готовой продукции на рынок. Ее расположение относительно источника сырья и рынка сбыта Вебер предложил определять при помощи материального индекса (К)

Если К>1, то точка минимальных  перемещений находится ближе  к источнику материалов, если К<1, то - ближе к рынку сбыта.

          

3. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

    Планомерные изменения в размещении промышленности осуществляются на основе перспективных планов развития народного хозяйства в процессе капитального строительства. Планирование размещения основано на Генеральной схеме размещения производительных сил страны, которая представляет собой научное обоснование рационального размещения производительных сил на перспективу с вариантными технико-экономическими расчетами.

Генеральная схема включает:

- основные синтетические проблемы регионального развития страны;

- схемы развитии, а также размещения отраслей народного хозяйства {промышленности, сельского хозяйства, транспорта);

- схемы развития и размещения производительных сил субъектов и экономических районов России;

- специальные схемы и программы по крупнейшим народнохозяйственным и территориально-производственным комплексам;

 Схемы размещения производительных  сил являются основополагающими  документами не только для  территориального планирования  на всех уровнях (от Министерства  экономики Российской Федерации  до соответствующих организаций республик, краёв и областей), но и для проектирования и строительства. Это обеспечивает научный подход к выбору районов размещения. Новых крупных объектов, а следовательно, и к рациональной территориальной  организации промышленности, устранение элементов ведомственности и местничества.

Выбор направления промышленного  развития в соответствии с природными и экономическими условиями позволяет правильно наметить специализацию района и его место в территориальном разделении общественного труда.

Экономическое обоснование  размещения промышленных предприятий  сводится к выбору района и места  строительства и определению эффективности осуществления принимаемого варианта.

При решении вопроса о  строительстве нового промышленного предприятия должны быть разработаны:

  1. балансовые расчеты производства и потребления тех видов продукции, которые будут выпускаться проектируемыми производствами с расчетом по использованию мощностей всех действующих и намечаемых к строительству предприятий;
  2. зона сбыта продукции проектируемых производств;
  3. потребность в различных сырьевых, энергетических  и других ресурсах и их запасах в районах строительства;
  4. проектные мощности и специализация предприятий;
  5. возможности кооперирования и комбинирования с другими предприятиями;
  6. потребность в рабочей силе и пути ее удовлетворения;
  7. развитие транспортной сети в районе строительства предприятия;
  8. примерная стоимость строительства с учетом кап-вложений в смежные отрасли народного хозяйства;
  9. ориентировочные расчеты себестоимости продукции в месте производства и в районах потребления.

Выбор места (площадки) для  строительства крупного предприятия, а тем более промышленного  комбината или комплекса относится  к весьма сложным проектным вопросам, требующим специальных изысканий и многовариантных расчетов. При выборе, например, мест для размещения Волжского и Камского автомобильных заводов рассматривал ось и сравнивалось свыше 70 площадок в различных районах страны.

В качестве района размещения промышленного предприятия, в зависимости от характера продукции и перера6атываемого сырья, принимается крупный экономический район или административно-экономический район(край, область, республика). Размещение отдельных предприятий внутри экономического района или даже в пределах более малых территориально-производственных комплексов может быть рациональным только при условии их взаимной увязки друг с другом.

Оптимальное размещения комплекса  предприятий на общей территории обеспечивает рациональную территориальную организацию общественного производства в целом и приводит к созданию территориально-производственных комплексов разных типов и размеров, обеспечивающих крупный экономический эффект, поскольку они способствуют уменьшению капитальных затрат и се6еетоимости продукции.

Развитие существующих и  формирование новых территориально- производственных комплексов требует строгой координации органов управления народным хозяйством различных уровней, а также детальной разработки генеральных схем, в которых должны научно обосновываться структура комплекса, сроки их формирования в увязке с общегосударственным планом развития и размещения промышленности.

Учеными разработаны принципиальные положения методики определения экономической эффективности размещения предприятий. В качестве основного критерия экономической эффективности размещения новых промышленных предприятий принимается максимальное повышение эффективности общественного труда за счет рационального использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в процессе производства и доставки продукции потребителю. В методическом отношении этот критерий наиболее полно выражается в показателе сравнительной экономической эффективности – минимуме приведенных затрат.

Экономическая эффективность  размещения новых предприятий определяется на основе народнохозяйственной оценки взаимодействующих факторов, при которой учитываются затраты и экономия труда по всем отраслям, непосредственно сопряженным со строительством и эксплуатацией размещаемого промышленного объекта.

Для оценки сырьевого фактора  и регионального потребления  продукции новых промышленных объектов используется метод зонирования. Для построения рациональной зоны потребления данного вида продукции соизмеряются себестоимость производства единицы продукции и удельные капиталовложения в сравниваемых районах или пунктах производства, а также издержки на транспортировку продукции к местам потребления. Пункты одинаковых суммарных издержек образуют границы зоны рационального распространения одноименной продукции, производимой в каждом из сравниваемых районов.

Информация о работе Экономика размещения отраслей промышленности