Экономика стран Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 13:59, контрольная работа

Краткое описание

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества — распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Особенности социально-экономического строя стран
Древнего Востока..........................................................................................4
3. Экономика Древнего Шумера……………………………………………...7
4. Экономика Древнего Вавилона…………………………………………...12
5. Хозяйственное развитие Древнего Египта……………………………….14
6. Заключение…………………………………………………………………16
7. Список литературы………………………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа №1.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

    Современные ученые вполне справедливо полагают, что в этой легенде нагляднейшим образом отразился механизм захвата шумерскими правителями рычагов влияния в регионе — сперва экономических, а как следствие — и политических. Видимо, реальной основой для этой истории послужила какая-то сделка городских купцов, оказавшаяся под угрозой. Правитель города, то ли стремясь защитить своих подданных, то ли просто воспользовавшись удобным предлогом, основательно припугнул соседа угрозой полного разрыва торговых отношений. Данная история, кстати, показывает и то, сколь значительную роль играл Шумер в экономике региона — соседний правитель предпочел смириться и всячески выказать свою покорность, только бы не потерять давнего и надежного торгового партнера. 
 

Внутренняя  торговля     

      Постепенно, по мере того, как  шумерское общество расслаивалось  на классы, появлялись различные формы собственности, помимо храмовой. Земля, животные могли принадлежать кому-то из горожан, кто-то занимался собственным ремеслом, возникла и частная собственность. Это был важнейший переломный момент в формировании цивилизации шумеров, и почти сразу вслед за этим начала развиваться и внутригородская торговля.

    Разумеется, этот вид торговли тоже оказался под  полным контролем храмов и царей.  Особенно строго чиновники из городской администрации следили за торговлей продуктами. Учитывалась и записывалась самая ничтожная сделка.

    Ближе к концу III тысячелетия до н.э. наряду с продовольствием, сырьем и готовыми изделиями ремесленников в Шумере возник новый объект купли-продажи  — земля. Документально зафиксированы  случаи продажи земельных участков одними горожанами другим. Главная собственность богов перешла, хотя бы частично, в руки человека. Впрочем, надо заметить, что это не повлияло на отношение шумеров к своим богам — люди никогда не переставали считать себя безвольными слугами по отношению к многочисленным богам.

    Изучая  торговые документы шумерских купцов, ученые обнаружили, что в какой-то момент торговля делает важный шаг  вперед. Если на ранних этапах развития Шумера всеобщим товарным эквивалентом, своеобразной “валютой” было зерно, то при возникновении внутреннего рынка его место довольно быстро занимают медь и серебро. Золото при торговых расчетах использовалось реже — видимо, за счет того, что имело меньшую практическую значимость для большинства горожан. Товары не имели какой-то фиксированной цены. На цену влияли спрос и предложение, урожаи, войны. В военное время цены на все товары резко взлетали вверх. Шумерские купцы (как и все купцы всех последующих стран и эпох) использовали любую возможность продать свой товар втридорога. Ловкость была главным условием удачливости торговца.

    “Ловкость”  и “жульничество” в торговом деле у шумеров явно были синонимами. Купец мог продать ничего не подозревающему покупателю мешок зерна, смешанного с песком, негодные тряпки вместо хорошей  одежды. Впрочем, таких мошенников осуждали не только люди, складывавшие обидные пословицы про “позорящих звание торговца”, но и боги. В шумерских мифах содержится немало гневных высказываний, с которыми боги обращаются к нечестным купцам.

    Возникновение и бурное развитие внутренней торговли историки относят ко второй половине III тысячелетия до н.э. В этот период в городах начинают строить базары — места, где совершались все внутригородские сделки. На базаре продавали и покупали продукты, утварь для дома, одежду, ткани. При заключении сколько-нибудь серьезной сделки стороны приглашали писца. Он составлял соответствующую запись на глиняной табличке, продавец и покупатель ставили под глиняным документом свои “подписи” — оттиски личных печатей, потом такой же печатью украшал документ и писец — свидетель сделки. Табличку он затем относил храмовому или царскому чиновнику.

    Горожане  могли приобрести все товары на базаре, городские торговцы же для заключения сделок  отправлялись на городскую  пристань, куда привозили свой товар заезжие купцы. Оптовая торговля велась прямо на пристани, а то и на палубе купеческого корабля, при этом все сделки строго учитывались местными чиновниками и писцами. Помимо купцов, на пристань заходили и ремесленники — приобрести подешевле сырье для своих мастерских.

    Городской базар со временем стал своего рода культурным центром города — сюда приходили поговорить с друзьями, узнать последние новости, послушать рассказы купцов о диковинных далеких странах. Здесь же можно было занять денег или продуктов у ростовщика под залог имущества. Ростовщичество, как и практически всякий вид деятельности в шумерском городе, подлежало строгой учетности. Таблички из древних архивов свидетельствуют, что шумерские ростовщики выдавали ссуды на сравнительно короткий срок. Рассчитывались заемщики обычно в одно и то же время — после сбора урожая. Разные товары давались под разные проценты. За меру ячменя, например, требовалось отдать ростовщику треть меры, очень редко можно было получить ячмень под пятую часто (20%). Зато финики можно  было взять не выше, чем под те же 20%. За ссуду серебра ростовщик требовал от 20 до 30%.

    Некоторые документы шумерской эпохи свидетельствуют  о существовании даже в те далекие времена купеческих товариществ. Для совершения какой-нибудь особо крупной сделки сразу несколько купцов занимали у ростовщика серебро “на всех”. После завершения сделки каждый получал прибыль пропорционально тому, как много своего капитала он вложил в дело. Если такие солидарные займы проходили через ростовщиков, легко предположить, что купцы могли и сами по себе объединять капиталы для сделки, с которой не справились бы поодиночке. Иными словами, торговля и предпринимательская деятельность в Шумере достигли весьма высокого уровня развития.

    И все-таки, какие бы удачные сделки ни заключали купцы в родном городе, как бы ловко ни обвешивали своих сограждан, главным занятием шумерских торговцев оставались все же “внешнеэкономические” сделки. Экономическое процветание Шумера, высокий уровень материальной культуры, развитие искусства — как прикладного, так и декоративного — зависели от ввозимого в страну сырья. И тем более заслуживают уважения шумерские мастера. Не имея собственного материала, не владея методами обработки или частично утратив их после переселения в Месопотамию, они за довольно короткий срок научились создавать из привозного сырья — металлов, камня, драгоценных камней подлинные шедевры. Как по техническому исполнению, так и по художественному оформлению изделия шумеров намного опередили сопредельные страны и культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономика древнего Вавилона. 

    В ходе своей двухтысячелетней истории  древний город Вавилон дважды становился столицей великой империи, сказочной в своем великолепии. А ещё вавилонянам удалось достичь значительного научного и интеллектуального прогресса.По сравнению с первыми месопотамскими городами в Шумере и Аккаде, Вавилон был молод: начальные упоминания о нем относятся к ХХIII веку до н. э. Политическое значение он приобрел лишь после 1900 года до н. э., когда амориты, союз семитских племен захватили Шумер. За несколько лет, Вавилон превратился в столицу небольшого, но постоянно растущего Аморитского царства, которое при правлении царя Хаммурапи (1792-50 до н. э.) стало империей, вобравшей в себя всю Южную Месопотамию, а также часть Ассирии на севере.

    О сложном общественном устройстве и  богатстве материальной культуры Вавилона свидетельствуют записи на глиняных табличках, найденных во дворце Хаммурапи в Мари. Об этом говорят и самые древние из сохранившихся в мире своды законов, изданные царем Хаммурапи и начертанные на стелах, расставленных по всей империи. Хотя империя Хаммурапи распалась вскоре после его смерти, Вавилон остался великим городом. Экономика древнего Вавилона. Своим богатством он был обязан стратегическому расположению на реке Евфрат, что позволило контролировать южные торговые пути через Месопотамию. Но уже тогда Вавилон приобрел и особый статус религиозного и образовательного центра всего региона. Завоевав Месопотамию, вавилоняне и их северные соседи в Ассирии унаследовали культуру Шумера и Аккада, приняли аккадский язык, сохранив мифы шумеров и поклонения их богам.

    Однако  Хаммурапи изменил религиозное  устройство, провозгласив покровителя  Вавилона бога Мардука главой шумерского пантеона, поскольку, как он утверждал, такова воля богов.Этот статус Вавилона укреплялся вплоть до XII века до н. э., когда при правлении касситов, варварских племен, его политическая власть резко ослабла.

    При Навуходоносоре I (ок. 1124-03 до н. э.) и  его наследниках Вавилон вновь стал столицей независимого государства, но к X веку до н. э. над Месопотамией утвердили свое господство ассирийцы. В течение трех веков Вавилоном правили ассирийские цари и их наместники. Им постоянно бросали вызов кочевые племена арамеев и халдеев.

    Ассирийцы хорошо относились к Вавилону благодаря  его положению священного города, и город обычно поддерживал их в борьбе против племен. Однако в 689 году до н. э. ассирийский царь Синахериб, не желавший мириться с постоянной нестабильностью в регионе, разрушил древний Вавилон. И хотя его преемник постарался исправить этот акт святотатства, с того времени вавилоняне склонялись к объединению с врагами Ассирии. В конце концов, под предводительством халдейского царя Набопаласара они вступили в союз с мидянами, иранским народом, и в конце VII века до н. э. разрушили Ассирию. 

    Нововавилонское царство 

    Сын Набопаласара, Навуходоносор II (605-562 до н.э.), был одним из величайших завоевателей в истории. Основанное им царство простиралось от Суэца до Ирана. Он отобрал у Египта Сирию и Палестину, ликвидировал древнееврейское царство Иудею и разрушил Иерусалим. Подобно своим предшественникам-ассирийцам, Навуходоносор II сломил дух враждебного ему населения, силой переселяя целые племена. Наиболее известен нам из Библии "вавилонский плен" евреев.

    При Навуходоносоре Вавилон находился  в зените своей славы. Археологами найдены следы таких сооружений, как террасы Висячих садов и Великой храмовой башни, давшей начало библейской легенде о Вавилонской башне. В то время  Вавилон  был  почти наверняка самым большим городом в мире, и им продолжали восхищаться еще несколько столетий. Помимо того, что они сберегли шумерскую культуру, вавилоняне совершили ряд важных открытий в области математики и астрономии, которые были переданы грекам, а через них - современному миру. Экономика древнего Вавилона.

    Нововавилонское царство внезапно прекратило свое существование  в 539 г. до н. э., когда город был завоеван персами под предводительством Кира Великого. Согласно легенде, Киру удалось отвести в сторону воды Евфрата, который тогда протекал через город, и армия персов вошла в город по руслу реки!

    После падения Вавилона Месопотамия перестала  быть основой великих царств Ближнего Востока. В качестве столицы провинции Персидской империи Вавилон оставался одним из семи чудес света, и Александр Македонский намеревался сделать его своей столицей, однако умер, так и не добившись спокойствия в своей империи. Его преемники на Ближнем Востоке, династия Селевкидов, возвели свою столицу на реке Тигр, и со временем Вавилон пришел в полный упадок.

    Древний Вавилон превратился в столицу  небольшого, но постоянно растущего  Аморитского царства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хозяйственное развитие Древнего Египта. 

    Особенности экономики стран Древнего Востока мы рассмотрим на примере Древнего Египта. Первое, что бросается в глаза при анализе этого хозяйства, — то, что это было государственное централизованное хозяйство. Очевидно, эта особенность, а следствием государственной собственности на землю. Правда, здесь были частные хозяйства отдельных знатных людей, но лишь постольку, поскольку эти люди занимали определенное положение в государстве. Богатство не определяло положения человека в египетском обществе, а наоборот, определялось положением: человек мог быть лишь постольку богатым, поскольку он занимал определенную должность.

    Главным занятием населения было земледелие. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Земледелие всецело зависело от орошения. Ирригационная система делила все поля на верхние и нижние. Нижними назывались те, которые затоплялись во время разлива Нила. Для орошения этих полей создавались водохранилища, которые заполнялись водой во время разлива, а сухое время года вода самотеком поступала на поля. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи журавлей-шадуфов и водяных колес. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом.

    Государственным характером хозяйства определялось и положение крестьянина. Он жил  своим домом со своей семьей и вел свое хозяйство, но даже быков для обработки земли он получал от государства на время. От государства он получал и зерно для посева. Зато и урожай фактически находился в распоряжении государства: крестьянину оставляли столько, сколько было необходимо для жизни его семьи, а остальное шло на государственные склады.

    В Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства — в  основном для раскладки трудовой повинности. Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах — на полях фараона и храмов, на строительстве различных сооружений.

Информация о работе Экономика стран Древнего Востока