Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:57, реферат
ЭП – комплексная прикладная отрасль психологической науки. Она изучает закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических факторов и психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регуляцией экономического поведения. (ПЭП)
Предмет ЭП — психологические закономерности экономического поведения человека, связанного с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. (ПЭП)
Объект ЭП — экономико-психологические феномены во всей их совокупности: процессы, свойства и состояния различных субъектов. Главные из них – экономическое сознание и экономическое поведение. В последнее время чаще стали пользоваться более общими понятиями «экономическая активность» или «экономическая жизнедеятельность». (ПЭП)
Ценность блага (ресурса) = |
Удовольствие |
(1) |
Затраты |
Обобщенная удовлетворенность = |
Объем реально полученного блага |
(2) |
Сила потребности х Затраты |
В реальной
жизни человек соотносит
Альфред Маршалл (1842-1923) предлагал изучать реального человека, предложил использовать оптимизационные модели.
Д. Кейнс (1883-1946) рассматривал макроэкономические проблемы, надиндивидуальную рациональность. Оперировал психологическими факторами: склонность к сбережению, предпочтение ликвидности и пр.). Рассматривал экстремальные экономические ситуации и на их фоне – поведение при неполной экономической информации. При этом проявлялось влияние ожиданий, иллюзий, настроения и пр. психологических факторов.
Т.Веблен (1857-1929) указывал, что поведение человека определяется, в том числе, и культурным контекстом. Важным являются социальные институты и стремление человека к повышению социального статуса. О важности правил игры и ограничений писал Р. Коуз (1916-).
3) Экономические функции и роли личности
Чтобы лучше понять особенности мотивации и поведения человека в экономических структурах, важно иметь представление о тех функциях, которые люди выполняют в обществе. Ведь от того, чем человек занимается, что он делает, к чему стремится, зависят не только его психологические характеристики, его взгляды и убеждения в экономической и политической сфере, но и подбор возможных способов влияния на него. В связи с этим попытаемся типологизировать экономические функции человека на основе понятия «социальная роль».
Термин социальная роль может интерпретироваться по крайней мере в двух вариантах: а) роль как существующая в обществе система предписаний и ожиданий относительно поведения человека, занимающего определенное положение в социальных структурах, а также его взаимодействий с другими людьми, б) роль как совокупность представлений человека о характере собственных действий и поступков в социальной системе, намечаемая и реализуемая модель поведения во взаимосвязи с другими людьми.
В первом случае речь идет о социальной роли, как сугубо внешнем шаблоне действий, во втором об определенной степени интериоризации (внутреннего освоения) роли, когда человек становится способным к ее реализации. Хотя оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, реальное воплощение роли далеко не всегда соответствует шаблону и предписаниям.
Если выделять важнейшие «обобщенные»
экономические функции, роли, которые
человек так или иначе
Потребители — отдельные люди, их группы, а также организации различного масштаба и профиля, использующие различные вещи, продукты, товары, услуги, идеи в целях их потребления, удовлетворения каких-то интересов и потребностей, независимо от того, приобретают ли они объекты потребления, изготавливают сами или находят готовыми в природе.
Положение об индивидуальных потребителях все больше сегодня становится основой экономики и политики. В середине XX в. Э. Фромм говорил, что современному обществу нужны люди, которые объединяются в группы независимо от различия взглядов, которые хотят иметь все больше и вкус которых стандартизирован. «Суть установки, присущей потребительству, состоит в стремлении поглотить весь мир. Потребитель — это вечный младенец, требующий соски» [15, с. 56].
Несмотря на подчеркивание негативных моральных последствий подобной устремленности потребительского поведения, экономика не может не следовать по пути его стимулирования, оставляя нравственную ответственность за его результаты на совести самого индивида — потребителя. Возникшее в последнее время в России научно-практическое направление «Поведение потребителей» нацелено работать на интересы потребителей.
Покупатель — любой индивид или организация, приобретающие товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, ради удовольствия (своего и близких людей), для организации производства других товаров и т.п. Каждый покупатель — так или иначе потребитель, но не всякий потребитель становится покупателем: если он, к примеру, обеспечивается большинством товаров через свое натуральное хозяйство или «дары» природы (охота, рыболовство и т.п.). Кроме того, человек может не покупать одежду, пищу, другие товары, приобретая их другими способами: мошенничеством, воровством, поборами, грабежом и т.п.
Производители — отдельные лица или группы людей, непосредственно через свой труд участвующие в производстве (создании, изготовлении, выработке, собирании и т.п.) предметов, продуктов, услуг, предназначенных удовлетворять разнообразные потребности людей, в том числе собственные. Производимые предметы могут также являться компонентами (ингредиентами) изготовления (выпуска) других товаров и (или) услуг. Производители создают материальные ценности и осуществляют свою сознательную цель. Цель эта может быть сугубо индивидуальной или наполняться общественным содержанием.
Предприниматель — человек, использующий определенное сочетание средств (материальных, технических, информационных), являющихся личной и (или) коллективной собственностью для производства товаров или (и) услуг и получающий определенный доход от их реализации. А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради осуществления коммерческой идеи и получения прибыли. Предприниматель и производитель не всегда одно и то же лицо: во-первых, можно производить только для себя, не получая от этого выгоды, во-вторых, можно вкладывать в производство свои средства (деньги), но не изготовлять предметы и продукты.
Продавец (поставщик) конкретных товаров и услуг — человек, совершающий через различные рыночные механизмы удовлетворение потребностей и запросов потребителей и поэтому заинтересованный в изучении и создании спроса (маркетинге) и рекламе.
Плательщик налогов, сборов, акцизов, т.е. установленных государством выплат из доходов, заработной платы, за покупки определенного рода. Осуществляя любую из названных выплат, каждый человек (какую бы из названных выше ролей он ни занимал) с раннего детства подключается не только к экономической деятельности государства и общества, но и к политическим проблемам. Это неизбежно, поскольку его средства должны использоваться на благо людей, на благо его самого; их расходование по линии государства и его структур должно проходить под контролем, в том числе и самого плательщика.
Деньги как символ богатства и бедности
Не всегда
деньги являлись символом богатства/бедности.
Часто богатство
Кроме того, деньги обладают и другой символической нагрузкой: воплощают в себе любовь, безопасность, власть.
Символ - элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.)
Символ, греч. 1) у древних греков первоначально под словом С. разумелся всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для определенной группы лиц, например, для поклонников Кибелы, Митры. С. назыв. знаки отличия корпораций государственных, общественных или религиозных. В первые века христианства, в эпоху возникновения многих ересей, тайных религиозных сообществ, С. назыв. знаки, по которым единомышленники узнавали друг друга (знак рыбы у первых христианских общин), а позже краткое изложение основ тайного учения.
2) Вещественный
знак, предмет, словесный или
Следовательно, деньги как символ богатства/бедности являются предметом символом или образом, заменяющий общее понятие «богатства/бедности».
Следовательно, богатство/бедность продуцируют сильные эмоции, а, с другой стороны, эти понятия имеют яркую эмоциональную окраску и соответствующее эмоционально насыщенное поведение.
Людям, которых тревожит собственное финансовое положение, могут быть знакомы и такие чувства, как страх зависимости или зависть. Психотерапевты (Фенихель, Мэттьюз, Ференци), полагают, что монетарные представления/убеждения и монетарное поведение не являются обособленными психическими явлениями, а является интегральной характеристикой человека как целого. Следовательно, богатство/бедность и символизирующие их деньги также являются интегральной характеристикой человека, взаимосвязаны с его ценностями, интересами, кругом общения, образом жизни.
2.
Восприятие богатства и
2.1.
Богатство и бедность в
Чаще всего богатство и бедность воспринимается в общественном сознании как проявление высокой/низкой низкой покупательной способности. В нашем представлении богатый – это человек в дорогом костюме, на очень престижном автомобиле, у которого шикарный дом и так далее.
Роскошная
жизнь слишком активно
Если спросить человека о том, как он представляет себе бедного человека, то он ответит примерно следующее: неопрятный, грязный, с опущенными глазами и так далее. Возможен и другой вариант представления бедного – часто в обществе доминирует негативный стереотип бедного как профессионала, который реально не нуждается в деньгах и тесно связан с криминальной сферой. Так же распространенно мнение, что бедные сами виновным в своем плохом материальном положении. (Дьяконов И.Ю.,2003)
Такое мнение о бедных было так же, как в случае с богатыми, часто связано со средствами массовой информации.
Следовательно, в общественном сознании бытует мнение, что богатство и бедность имеют выраженные внешние признаки (дорогая одежда/старая, неопрятная одежда); богатство связано с удачей (выигрыш в лотерее), а бедность - это результат каких-либо пороков человека.
2.2. Экономическая идентичность богатых и бедных
Под личностной идентичностью понимают набор индивидуальных характеристик, которые делают человека одновременно подобным самому себе и отличным от других.
Социальная идентичность охватывает ту часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе, а также ценностного и эмоционального значения, придаваемого такому членству. (Хащенко В.А., 2004)
Ведущая роль в процессе формирования экономический идентичности принадлежит факторам материального характера. Очевидно, что материальные блага играют важную роль в повседневной жизни, в способах восприятия и оценки человеком самого себя и других людей. В материальных благах заключены не только их очевидные функциональные или коммерческие назначения, они формируют сложную систему социальных символов, несущих информацию об их владельцах. Например, собственность символизирует не только личностные качества индивида, но и группы, к которой он принадлежит, его общее социально-экономическое положение. Люди не только выражают свои личностные и социальные качества посредством материальных благ, но также делают выводы об идентичности других людей на основе их собственности (Хащенко В.А, 2004).
Экономическая
идентичность так же связана с
культурными и нравственными
традициями. Она основывается на сложившихся
в менталитете данного народа
представлениях о богатстве и
бедности, закрепленных в обыденном
сознании, пословицах, поговорках и
анекдотах. Эти представления чаще
всего нравственно окрашены ("с
трудов праведных не построишь палат
каменных"). Поэтому экономическая
идентичность всегда предполагает и
нравственный аспект переживания своей
принадлежности группе собственников
(необязательно осознаваемый личностью),
который тесно связан с проявлениями
чувства социальной справедливости.
Аффективный компонент