Экономическая Психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:57, реферат

Краткое описание

ЭП – комплексная прикладная отрасль психологической науки. Она изучает закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических факторов и психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регуляцией экономического поведения. (ПЭП)
Предмет ЭП — психологические закономерности экономического поведения человека, связанного с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. (ПЭП)
Объект ЭП — экономико-психологические феномены во всей их совокупности: процессы, свойства и состояния различных субъектов. Главные из них – экономическое сознание и экономическое поведение. В последнее время чаще стали пользоваться более общими понятиями «экономическая активность» или «экономическая жизнедеятельность». (ПЭП)

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по теме Экономическая психология.docx

— 92.51 Кб (Скачать файл)

Исследование, проведенное И.Ю Дьяконовым. и М.Л. Бутовской показывает, что по большей мере бедные (особенно люди находящие в состоянии крайней бедноты - нищенства) склонны защищать собственную самооценку путем отказа от идентификации со стигматизированной группой бедных, особенно в начале процесса переживания своего бедного состояния. По мере усугубления своего материального состояния и длительности пребывания в состоянии бедноты, люди, находящиеся на нижней социальной ступени начинают считать себя менее счастливыми, менее удачливыми, менее оптимистичными, более замкнутыми, более одинокими и более грязными (физически), менее тревожными и более плохими людьми. Стоит отметить, что бедные имеют более низкую аутосимпатию. Симпатия человека к Я позволяет ему сохранять высокий уровень самоуважения. По-видимому, у бедных людей, по той или иной причине ослабевает чувство аутосимпатии, в связи с чем актуальная тяжелая ситуация бедных сказывается на ух самоуважении (Дьяконов И.Ю., 2003).

Следовательно, бедные имеют низкий уровень самоуважения, ощущают себя более замкнутыми и  одинокими и менее счастливыми.

Чаще  всего богатые люди не считают себя таковыми. Об этом говорит проведенной преддипломное исследование А.В Барановой: подавляющее число довольно обеспеченных людей относит себя к категории людей со средним достатком. Известно, что по мере роста благосостояния человека изменяются субъективные стандарты оценки его имущественного статуса. При этом их рост значительно опережает объективные изменения: чем выше объективное экономическое положение индивида, тем выше стандарт имущественных требований (так называемая "точка отсчета"), на основе которого он оценивает свой экономический статус. (Хащенко В.А, 2004)

Что касается самоощущение богатых, то, если взглянуть  на данные таблицы №3 (см. приложение), то можно убедиться в том, что  для богатых характерна более  высокая самооценка и более полная самореализация.(Тихонова Н.Е., 2003)

Следовательно, довольно часто богатые люди не ощущают  себя таковыми, одновременно с этим, богатые имеют более высокую  самооценку.

 

3. Благополучие  богатых и бедных

3.1. Психическое благополучие

Действительно ли обеспеченность приводит к улучшению  душевного здоровья, а бедность сводит с ума, и если да, то, как это  связано с образом жизни или  условиями жизни богатых и  бедных людей? Проводившееся в Абердине (США) исследование показало, что 20,5% страдающих психозами пациентов принадлежали к беднейшему классу, хотя в составе  всего населения этот класс составлял  только 9%. Другой способ исследования этой проблемы состоит в том, чтобы  проводить выборочные обследования состояния психического здоровья населения. В своей работе, посвященной исследованию связи здоровья с образом жизни, Блэкстер оценивала душевное здоровье взрослых жителей Великобритании и обнаружила, что оно связано с доходом. Можно заметить, что у более бедных людей состояние душевного здоровья было намного хуже, чем у более богатых, но для категории очень богатых эта закономерность менялась на противоположную, что, по мнению исследователей, было обусловлено чрезмерным потреблением алкоголя представителями этой группы. (Угланова Е.А., 2003).

Эту же гипотезу так же подтверждают проведенные  в США исследования, которые показали, что у более бедных состояние  психического здоровья хуже. Кесслер повторно проанализировал данные 8 национальных опросов, проводившихся между 1967 и 1976 годами и охвативших в целом 16.000 респондентов, и смог оценить раздельное влияние различных аспектов социального статуса. Он обнаружил, что для многих людей доход, особенно заработанный доход, был самым мощным предиктором хорошего душевного здоровья. (Фернам А., 2005).

Следовательно, состояние психического здоровья бедных хуже, чем у богатых.

Каково  возможное объяснение обнаруженных эффектов дохода? Наблюдаемый эффект могут давать несколько процессов:

1. Возможно, происходит нисходящее перемещение  людей с психическими нарушениями  или имеет место неспособность  к восходящему перемещению, и  это наиболее важно в случае  шизофрении; другими словами, социальный  статус и уровень дохода являются  последствиями психического нарушения.

2. Представители  рабочего класса, то есть более  бедные люди, сообщают о большем  количестве стрессов, обусловленных  безработицей, неприятностями с  законом, плохими условиями жизни,  нехваткой денег, пьянством мужей  или наличием в семье нескольких  маленьких детей. Было установлено,  что стрессы играют важную  роль в депрессии, и в данном  случае нехватка денег может  частично служить объяснением.

З. Представители  низшего социального класса более  уязвимы к стрессам, отчасти из-за пассивных и неэффективных стилей совладающего поведения, которые, в свою очередь, обусловлены приобретенным опытом неспособности контролировать события.

4. Более  богатые люди могут позволить  себе воспользоваться услугами  частного психотерапевта.

Как и  общее здоровье, душевное здоровье у богатых людей явно лучше, чем  у бедных. В большинстве случаев  это объясняется обилием сильных  стрессов в жизни бедных, в отличие  от богатых. (Фернам, А., 2005)

Особо стоит  отметить проблему алкоголизма: бедные в меньшей степени опасаются  превращения в алкоголика кого-либо из близких. Однако это не значит, что в их семьях алкоголизм был распространен менее широко - просто остальные проблемы их жизни были настолько остры, что перекрывали по значимости даже эту тяжелую проблему, которая для многих стала каждодневной реальностью. Во всяком случае, именно так, по мнению Н.Е. Тихоновой (Тихонова Н.Е.,2003), можно интерпретировать тот факт, что хотя конфликты в своих семьях по причине пьянства и наркомании отметили 14% бедных и 10% высокообеспеченных, но среди причин собственной неустроенности эту позицию выбрали соответственно 5% бедных и 9% богатых, то есть люди из высокообеспеченных семей, где кто-либо злоупотребляет алкоголем, практически стопроцентно включает эту проблему в число основных проблем своей жизни, а из бедных семей делали это примерно в трети случаев. Следовательно, несмотря на то, что с алкоголизмом сталкиваются и богатые, и бедные, для бедных это не является особо острой проблемой, так как в их жизни имеются другие, более сложные проблемы.

 

3.2. Образование, как фактор  благополучия  для богатых/бедных

Среди исследователей широко распространено мнение, что  образование является важным фактором счастья для людей с низким уровнем благосостояния. Люди же, имеющие  очень высокий доход, как правило, не склонны рассматривать уровень  образования как фактор счастья  и благополучия. Те, чье материальное положение неблагополучно, полагают, что «хорошее образование и профессиональные возможности выпускников колледжа в какой-то степени освобождает  от чисто материальных забот, переносят  акцент на ценности, связанные с  межличностными отношениями и способствуют личностному развитию» (Аргайл М, 1990)

Однако, интересен тот факт, что представление  о бедности и переживания своего опыта пребывания в этом состоянии  у людей с хорошим образованием, видимо, в силу того, что раньше эти  люди принадлежали к более благополучным  слоям общества, ощущалось более  болезненно. Несомненно, важную роль для  остроты переживания собственной  бедности играло у них и более  жесткое представление о критериях  бедности в связи с более развитой структурой потребностей (посещение театров, желание читать периодическую литературу и т.д.). Среди основных признаков, отличающих бедных от богатых, респонденты, принадлежащие к низкому социальному классу, но имеющие хорошее образование в 5 раз чаще, чем другие бедные респонденты называли невозможность проведения досуга и отпуска, в 6 раз чаще – невозможность для своих детей добиться в жизни того же, что и большинство их сверстников. Так, проведенный в России опрос среди бедных с различным уровнем образования показал, для того, чтобы жить нормально, малоимущим с хорошим образованием надо иметь не менее 2000 рублей среднемесячного душевого дохода. Бедные, с более низким уровнем образования называли меньшую сумму. (Тихонова Н.Е., 2003) Следовательно, хорошее образование расширяет потребностную сферу бедных, и тем самым усугубляет ощущение переживания своей бедности человеком. 

Большинство богатых имеет достаточно хорошее  образование. Так, к примеру, в США  только один из пяти человек среди  представителей высших слоев не окончил  колледжа. Многие из богатых имеют  ученые степени: 18% - степень магистра, 8% - дипломированного юриста, 6% - степень  доктора философии. (Стэнли Т., 2005)

Несмотря  на то, что богатые редко указывали  на то, что образование является одним из факторов счастья, большинство  из них считают, что образование  чрезвычайно важно как для  них самих, так и для их детей  и внуков, поэтому они вкладывают значительные средства в обучение. Именно поэтому богатые наследники обучаются в привилегированных  учебных заведениях, где преподают  лучшие педагоги. Среди детей богатых  людей особой популярностью пользуются профессии, связанные с финансами  и правом. Это объясняется тем, что для каждого богатого семейства  юрист и финансист является близким  доверенным лицом, а кому можно доверять больше, чем своим детям? (Стэнли Т., 2005)

Таким образом, образование является мощным предикатом ощущения счастья как для бедных, так и для богатых. Однако, бедные чаще всего рассматривают образование как средство личностного роста, а богатые как залог хорошего финансового будущего.

 

4. Модели поведения бедных и  богатых

Богатый человек может вести себя подчеркнуто  скромно, а иногда подчеркнуто демонстрировать  свою принадлежность к экономической  элите. В свою очередь бедные могут  не показывать своего бедственного положения  и, напротив, утрировать свое положение, выставляя его напоказ. (Хащенко В.А, 2004, Тихонова Н.Е., 2003) Причины различия моделей поведения внутри социальных групп вероятнее всего связаны с «причиной» бедности и богатства. 

И все  же, несмотря на различия поведения  внутри этих социальных групп, можно  выделить характерные черты поведения  бедных и богатых.

Так, в  ходе исследования Т. Стэнли и У. Данко  выявили семь общих черт, которыми обладают большинство людей, самостоятельно скопивших значительные состояния:

1. Они живут намного  скромнее, чем позволяют средства.

2. Они эффективно распределяют  время, энергию и деньги так,  чтобы увеличить свое состояние.

3. Финансовая самостоятельность  для них важнее, чем демонстрация  высокого социального статуса.

4. Родители не оказывали  им материальную помощь.

5. Их взрослые дети  финансово самостоятельны.

6. Они следят за рыночной  конъюнктурой.

7. Они правильно выбрали  профессию. (Стэнли Т., 2005)

Для большинства  богатых характерна сосредоточенность  на проблеме денег. В ответах на вопросы  о том, какую роль играют деньги в  их жизни, они обычно отвечали: «я твердо уверен, что деньги могут решить все мои проблемы», «все мои мысли  заняты финансовыми вопросами», «сначала деньги, потом удовольствия»  и  тому подобное. Для богатых также  характерна тенденция рассматривать  деньги как инструмент повышения  собственного веса в глазах окружающих («Я часто покупаю совсем ненужные мне вещи только потому, что они  в настоящий момент являются престижными», «Я иногда проявляю щедрость, чтобы  купить дружбу тех людей, кому хочу понравится»).(Аргайл М., 1990) Следовательно, богатые сосредоточенны на деньгах и рассматривают их в качестве инструмента повышения собственного веса в глазах окружающих.

Большая часть людей, которым удалось  стать настоящими миллионерами, верят  в себя и собственные силы. Они  не тратят время на рассуждения о  финансовом положении своих родителей. Они не считают, что богатым нужно  родиться. Люди скромного происхождения, которые напротив, полагают, что  миллионером может стать только выходец из богатой семьи, обречены остаться малообеспеченными. Для подтверждения данной мысли можно привести примеры из проведенного исследования американских миллионеров:

  • Только 19% из них получали средства или хоть сколько-нибудь значительные доходы из семейных сбережений либо по наследству
  • Более половины никогда в своей жизни не получили в наследство ни доллара
  • Почти в половине случаев родители или другие родственники не помогали покрыть даже расходов на университетское образование. (Стэнли Т., 2005)

Следовательно, богатые уверены  в себе и деятельны.

При анкетировании американских миллионеров, проведенном Т. Стэнли (Стэнли Т., 2005), был задан вопрос: «Имеете ли вы четкие цели на сегодняшний  день, неделю, месяц, год? Осознаете  ли свои жизненные приоритеты в целом?»  Большинство миллионеров ответили, что ставят перед собой конкретные цели. На каждые 100 миллионеров, ответивших на этот вопрос отрицательно, приходится 180 человек, чей ответ был положительным. Отрицательный ответ дали многие пожилые и вышедшие на пенсию миллионеры, которые уже достигли своих основных целей. Другой вопрос в данном анкетировании: «Много ли вы времени уделяете планированию своей финансовой деятельности?»  Каждые 100 миллионеров ответили на этот вопрос отрицательно, но каждые 192 –  положительно. Действительно, среднестатистический миллионер тратит намного больше времени на изучение ситуации на рынке  и принятие решений относительно капиталовложений, а так же на управление текущими инвестициями. (Стэнли Т., 2005)

Значит, для богатых характерно наличие целей и четкое планирование своих финансовых действий.

Люди, самостоятельно добившиеся успеха в жизни, начинают свой бизнес и становятся богатыми без финансовой поддержки семьи. В качестве примера можно привести Генри Форда, изобретателей фотоаппарата «Поларойд», Билла Гейтца – все они мультимиллионеры. Одним из факторов их успешности является интеллект, но он действует косвенно, через получение хорошего образования. Следовательно, многие богатые люди получили очень хорошее образование.

Как показывает люнгитюдное исследование Кассиди и Линна, хорошим предиктором социальной мобильности является не только интеллект, но и мотивация, прежде всего мотивация достижения.

Экономическое сознание. Принятие экономических решений.

 

Общественное сознание и его  формы

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия.

Сознание  реализуется в двух ипостасях: отражательной  и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения  сознания наиболее четко реализуется  в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано  с устремленностью в будущее.

Информация о работе Экономическая Психология