Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:50, реферат
В настоящий момент мир охватил экономический кризис, и роль внешнеэкономической деятельности государств возросла. Поэтому автор данной работы считает актуальным рассмотреть специфику экономической дипломатии, ее методы и институты.
Сегодняшний мировой кризис активизировал сотрудничество различных акторов международных отношений, и Россия играет важную роль в определении дальнейших событий на мировой арене. Именно усилия экономической дипломатии нашей страны сыграют ключевую роль в том, какой наша страна выйдет из кризиса. Автор считает важным проанализировать экономическую дипломатию России, ее основные сферы и направления.
ВВЕДЕНИЕ 2
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ 3
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 3
2. СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 6
3. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ. 10
4. ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ. 16
II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ 22
1. МЕХАНИЗМЫ КООРДИНАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В РОССИИ 22
2. CФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ 28
3. ОСНОВНЫЕ АЗИМУТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Во всех этих
группах, как бы ни
Зарубежные учреждения.
Как известно, в иностранных государствах дипломатия всегда осуществляется посольствами. Если посольство имеет экономический отдел, то его возглавляет сотрудник, который имеет ранг экономического посланника. Круг задач экономического отдела весьма обширен, в него входят вопросы сельского хозяйства и промышленности, занятости, борьбы с торговлей наркотиками, отмыванием денег и другие. Как правило, работающие там сотрудники являются профессиональными дипломатами, но среди них часто встречаются сотрудники, командируемые экономическими министерствами с отрывом от их постоянной работы. В американских и канадских посольствах финансовые советники приходят из казначейства. Финансовые советники в посольствах Германии и Италии направляются центральным банком12. В других же странах это редкость, разве что на пост заместителя. В принципе, должности финансовых советников весьма немногочисленны.
Постоянные представительства при международных организациях организованы иначе с точки зрения того, что к службе в них привлекаются лица, занятые в более разнообразных областях деятельности. Это в особенности касается постоянных представительств при Европейском союзе и при Организации Объединенных Нации. Представительства при международных организациях являются как бы миниатюрной копией с административной структуры столиц и подчиняются ведомству иностранных дел.
Также еще
одним звеном организации
Можно привести примеры некоторых механизмов обеспечения данных форм господдержки с помощью экономической дипломатии:
1) лоббирование участия
национальных компаний в
2) важную роль в
привлечении иностранных
Что касается институциональног
Не всегда поддержкой отечественных предприятий за рубежом занимаются дипломаты ВИДа. Но можно назвать три страны, в которых существует данный подход: Великобритания, Канада и Нидерланды. В Великобритании существует Объединенное Управление по Экспорту, которое находится в ведении министерства иностранных дел и министерства торговли и промышленности, а за границей развитием отечественного экспорта занимаются сотрудники Министерства иностранных дел. Таким образом, Великобритания остановила свой выбор на централизованной организации по поддержке предприятий.
Чаще поддержка
предприятий поручается структу
И, наконец, еще одна группа стран поручает поддержку предприятий организациям, не принадлежащим к числу дипломатических. Это относится, например, к Германии. Она поручает текущее и коммерческое обслуживание предприятий сети торговых палат за границей, получающих субсидии для выполнения этой задачи, а также информационным миссиям в Федеральном Управлении информации о внешней торговли, также получающим средства и имеющим своих корреспондентов заграницей. Эти комплексы организаций обладают юридической независимостью и никак не связаны с посольствами, которые, в свою очередь, не вмешиваются в их детальность.
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая дипломатия является специфическим видом дипломатии, которая сочетает в себе черты и механизмы традиционной дипломатии и обладает своими особенностями. Основной задачей экономической дипломатии является осуществление и продвижение внешнеэкономических интересов государства на различных уровнях (многостороннем, плюрилатеральном, двустороннем) и в различных форматах. Экономическая дипломатия не исчерпывается деятельностью ведомств иностранных дел и не все сотрудники, имеющие в посольствах дипломатический статус, относятся к числу профессиональных дипломатов.
Как уже отмечалось, эффективная дипломатия требует наличия трех основных элементов: 1)национальной внешнеэкономической стратегии; 2) институтов и механизмов отстаивания национальных интересов; 3) достаточных финансовых ресурсов.
Необходимо проанализировать состояние этих элементов в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что наиболее полным документом, отражающим внешнеэкономические цели России является Концепция внешнеэкономической стратегии Российской федерации до 2020г. Согласно документу, основной упор на торговое сотрудничество России будет сделано со странами ЕврАзЭС, к 2020 году планируется увеличить долю России в мировом ВВП с 4 до 4,2-4,4, следующий приоритет в торговле Россия отводит для приграничных стран, не входящих в ЕврАзЭС или СНГ, Кроме того, планируется активно расширять торговлю с Китаем и Индией, в том числе рассматривая Китай в качестве перспективного рынка для экспорта из России машинотехнической продукции. Упор на расширение торговли также будет сделан при сотрудничестве с европейскими странами, в том числе ЕС. Концепция предполагает создание новых институтов для поддержки российского экспорта, в том числе с учетом финансового кризиса. При планировании экспортной политики большое внимание в документе уделено поддержке крупнейших госкомпаний на мировых рынках, в частности, экспортных планов "Газпрома", Объединенной авиастроительной и Объединенной судостроительной корпораций и других крупных экспортеров. В документе также отмечается, что, несмотря на отсрочку вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), большинство договоренностей РФ с зарубежными партнерами, заключенных ранее, сохранится в силе.
2) Институты экономической дипломатии России складывались постепенно. Во времена СССР экономическая дипломатия была безусловной прерогативой Министерства иностранных дел и Министерства внешней торговли. В 90-е года повышение уровня внешней открытости национальной экономики привел к появлению наряду с МИД и Министерством внешних экономических связей новых субъектов экономической дипломатии: другие ведомства и министерства, госкорпорации, организации общественных и деловых кругов14.
Проанализируем
подробнее систему институтов
экономической дипломатии
Общую направленность внешней политики, в том числе и внешнеэкономическую, определяет Президент Российской Федерации.
Центральное место в системе учреждений занимает Министерство иностранных дел. МИД разрабатывает основополагающие документы страны, о которых упоминалось выше. Оно обладает организационным и кадровым потенциалом для осуществления экономической дипломатии. В МИДе функционируют департаменты экономического сотрудничества, международных организаций, внешнеполитического планирования, страновые и региональные департаменты. Также при Министерстве иностранных дел Российской Федерации действуют Совет глав субъектов Российской Федерации и Консультативный совет субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям.
Следующим важным институтом внешнеэкономической деятельности России является Министерство экономического развития и торговли. В состав данного министерства входят следующие департаменты: внешнеэкономических отношений, экономического сотрудничества со странами СНГ, торговых переговоров, государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела.
Как уже говорилось, помимо
МИДа и Минэкономразвития,
Также в России существуют межведомственные комиссии по вопросам внешнеэкономической деятельности: Правительственная комиссии по вопросам экономической интеграции, Комиссия Правительства РФ по вопросам ВТО и взаимодействия РФ с ОЭСР, Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ, Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами при Президенте РФ.
Важными субъектами
экономической дипломатии
Что касается деятельности деловых кругов в сфере продвижения внешнеэкономических интересов России, то существуют, например, такие организации бизнеса, как «Круглый стол» промышленников России и ЕС, отделение Международной торговой палаты в России и Европейский деловой клуб в Москве. Эти организации ведут активный диалог с иностранными бизнес-кругами, что помогает продвигать и реализовывать экономическую политику России на международной арене.
В рамках углубления взаимодействия с отечественным бизнесом в 2008 году подписаны соглашения о сотрудничестве МИД России с ГК «Роснанотехнологии» и ОАО «ГМК «Норильский никель»16.
Также при МИДе России активно работает созданный в 2006 г. Деловой совет. Основной задачей Совета является укрепление связи официальной власти с отечественным бизнес-сообществом. Так, 30 апреля настоящего года, прошло заседание Делового совета, где главной темой обсуждения было влияние протекционистской экономической политики ЕС на интересы российских экспортеров, где выступал министр иностранных дел, а также с докладами выступили представители российских деловых кругов.
Важной формой взаимодействия бизнеса и российской дипломатии является сопровождение государственных и политических визитов за рубеж «командами» бизнесменов, имеющих свои интересы в данной стране. Таким образом, например, был решен вопрос о строительстве газопроводов «Голубой поток» по дну Черного моря в Турцию.
Как и во многих странах, экономическая дипломатия России ведет активный диалог с неправительственными организациями.
Постоянным
партнером российской