Экономическая политика государства: цели, принципы и содержание
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 17:51, курсовая работа
Краткое описание
Экономическая политика государства представляет собой область деятельности государства, в которой, соединяются идеологические, культурные и научные положения государственной власти.Она связана с государственной внутренней и внешней политикой, с государственными принципами и военной политикой. Экономическая политика призвана способствовать созданию экономических условий для проведения государственной политики. Она оказывает влияние на экономические процессы и развитие экономики. Как особый вид деятельности, экономическая политика выражает задачи, цели и интересы общества, страны, государства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5 1.1. Понятие и формирование экономической политики государства 5 1.2. Методы и инструменты экономической политики государства 8 2. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 12 2.1. Содержание экономической политики государства 12 2.2. Цели и принципы экономической политики государства 15 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 21 3.1. Основные экономические проблемы и способы их решения 21 3.2. Особенности и оценка эффективности экономической политики России 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Экономическая политика государства
представляет собой область деятельности
государства, в которой, соединяются идеологические,
культурные и научные положения государственной
власти.Она связана с государственной
внутренней и внешней политикой, с государственными
принципами и военной политикой. Экономическая
политика призвана способствовать созданию
экономических условий для проведения
государственной политики. Она оказывает
влияние на экономические процессы и развитие
экономики. Как особый вид деятельности,
экономическая политика выражает задачи,
цели и интересы общества, страны, государства.
Главная цель государства -
это создание социально экономических
условий для развития общества. Стабильность
экономики зависит от действия всех факторов:
исторических, природных, национальных,
государственных. Однако, в основном
она предопределена историческим прошлым,
сложившейся в стране экономической обстановкой:
состоянием хозяйства и рынка, уровнем
экономической активности, спросом и предложением
на товары и услуги; и ранее принятыми
решениями. Государство же регулирует
экономику через институты экономической
политики, и с помощью ее инструментов
корректирует недостатки рыночного механизма.
Но все же, экономическая политика
государства обусловлена не только историческими
предпосылками, и тем, что зафиксировано
в государственных планах, но и текущими
решениями, которые принимаются по ходу.
Такие действия способны изменить официальную
экономическую политику, так как она
не стабильна из-за социально-экономической,
военно-политической и природно-экологической
ситуаций.
Актуальность исследуемой темы
определяется тем, что именно экономическая
политика является ос новой жизнедеятельности
общества. Она способна в значительной
степени влиять на общественный прогресс .
Гибкость и маневренность экономической
политики способствует рос ту благосостояния
нации.
Объект исследования – экономическая
политика государства.
Предмет исследования – цели,
принципы и содержание экономической
политики государства.
Целью данной курсовой работы
является теоретическое и практическое
изучение сущности экономической политики
государства.
Для достижения поставленной
цели, необходимо решить ряд задач:
дать определение понятия «экономическая
политика государства», рассмотреть истоки
ее формирования;
изучить методы и инструменты
экономической политики государства;
раскрыть содержание экономической
политики государства;
определить основные цели и
принципы;
рассмотреть основные проблемы
экономической политики государства;
выявить особенности экономической
политики государства и оценить ее эффективность
в России.
СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВА
Понятие и формирование экономической
политики государства
В своем достижении экономика
любой страны подчиняется объективным
историческим и экономическим закономерностям.
Рыночная экономика, которая стала основным
способом ведения народного хозяйства,
в течение последних нескольких столетий
претерпела ряд существенных изменений.
Для развития рыночной экономики характерна
такая закономерность как тенденция к
постоянному ее усложнению.
Первый этап усложнения был
связан с промышленным переворотом конца
XVII – начала XIX в. На этом этапе в истории
человечества произошло изменение характера
социально – экономического развития.
Причиной для резкого взлета рыночных
форм проявления экономики явилось внедрение
методов массового производства товаров.
Это было обусловленопереходом на
машинное производство. Увеличение серийности
выпуска позволило резко снизить затраты
на единицу изделия. Дешевая продукция
и повышение индивидуальных доходов привели
к резкому расширению рыночного оборота.
Второй этап, начавшийся в конце
XIXв. и продолжающийся до сегодняшнего
дня, основан на социально – экономических
процессах: между рыночным и государственным
механизмами. Развитие хозяйственной
системы на определенном этапе стало нуждаться
в усилении поддерживающих и корректирующих
мер государства. Задача их заключалась
в том, чтобы помогать рыночному механизму
обеспечением его инфраструктуры системой
правовых норм, внешней и внутренней безопасностью,
устойчивой национальной валютой, системой
общественных благ. Такая инфраструктура
нужна рыночному механизму для более эффективной
его самореализации. Государство начало
выступать в новой экономической роли,
проявлялись контуры экономической политики
[15, c. 36].
Экономическая политика государства
(Economic policy) – это набор инструментов, рычагов,
мер и действий правительства страны,
оказывающих влияние на развитие макроэкономических
показателей для достижения общественно
значимых целей.[10, c. 362]
Цели экономической политики
определяются состоянием экономики страны
в данный момент. Однако в действительности
экономика связана историческим прошлым
и неизбежным будущим лишь частично, во
многом траектория движения не продиктована
однозначно, а зависит от устремлений
и воли своих главных действующих субъектов:
государства, предприятий и граждан. Каждый
из этих субъектов способен влиять на
экономическую судьбу, хотя и в разной
степени, в различных масштабах. Самыми
обширными возможностями обладает государство
в лице правительства в широком смысле
этого слова, то есть возможностями всех
ветвей государственной власти. Правительство
избирает путь, проводит определенную
линию действий для реализации избранной
социально – экономической стратегии,
исходящей из целевых установок и учитывающей
сложившуюся ситуацию и намечающиеся
тенденции. В этом смысле и принято говорить,
что государство осуществляет, проводит
выработанную им экономическую политику.
Первые пробные шаги в области
экономической политики были сделаны
еще в конце XIX в. пример тому – Германия,
опередившая в этом отношении многие страны.
По указанию О.Бисмарка было принято социальное
законодательство, на основе которого
возникла новая сфера (ставшая затем «классической»)
– социальное страхование. В 1883 году, законом
было введено страхование по болезни,
затем (1884г.) – от несчастных случаев и,
наконец, в 1889 г. – по инвалидности для
промышленных рабочих и их пенсионному
обеспечению. Интерес к экономической
роли государства проявился уже в то время
столь активно, что экономисты пытались
выделить закономерности его вмешательства
в хозяйственную жизнь [35].
Таким образом, экономическая
политика – это, проводимая государством,
правительством страны, генеральная линия
экономических действий, придание желаемой
направленности экономическим процессам,
воплощаемые в совокупность предпринимаемых
государством мер, посредством которых
достигаются намеченные цели и задачи,
решаются социально – экономические проблемы.
В экономической политике находит непосредственное
отражение реализуемый правительством
страны курс. По своему замыслу экономическая
политика призвана выражать, воплощать
цели, задачи, интересы страны, государства
и народа. В то же время в государственной
экономической политике находят достаточное
отражение интересы, позиции, взгляды
самого правительства и тех кругов, лиц,
от которых оно зависит, с которыми непосредственно
связано [14, c. 8].
В зависимости от того, в какой
фазе находится национальная экономика,
формируется тот или иной тип экономической
политики правительства, государства
[36]. Чаще всего индикатором, на который
реагирует конструктор государственной
экономической политики, является величина
и динамика валовой внутренней продукции,
совокупного спроса и предложения, доходов
и потребления, цен, занятости и безработицы.
Экономическая политика тесно связана
с государственной внутренней и внешней
политикой и даже с государственной идеологией,
с военной политикой. Экономическая политика
воплощает в себе политические взгляды
правительства, политическую доктрину
государства и в тоже время она призвана
способствовать созданию экономических
предпосылок, экономического базиса проведения
государственной политики. Так что политические
силы страны, политические партии, движения
способны оказывать ощутимое влияние
на экономический курс государства, проводимую
экономическую политику.
Социальные аспекты экономической
политики проявляются в том, что правительство,
принимая экономические решения, формируя
бюджет, выделяя государственные ассигнования,
вынуждено учитывать социальную реакцию
разных слоев населения в особенности
ведущих групп. Забастовки шахтеров и
другие формы социальных протестов способны
иногда оказывать решающее воздействие
на отдельные элементы планируемой и проводимой
в стране государственной экономической
политики [21, c. 150].
Намечаемая экономическая политика
находит самое яркое проявление в структуре
планируемого государственного бюджета,
целевых государственных программах,
государственных законах, параметрах
социальной защиты и поддержки нуждающихся
в условиях государственного кредитования,
ставках государственного налогового
обложения и предоставляемых льготах,
государственном воздействии на импорт
и экспорт в величинах внешнего и внутреннего
государственного долга [18, c. 107]. Зачастую
экономическая политика характеризуется
не только тем, что зафиксировано в государственных
планах и программах, но и текущими, принимаемыми
по ходу дела решениями правительства,
проводимыми крупными оперативными мероприятиями.
Необходимость подобных действий, способных
заметно деформировать официально декларируемую
государственную экономическую политику,
обусловлено, прежде всего, нестабильностью
социально – экономической, военно-политической,
природно-экологической ситуации. Вполне
возможны и часто наблюдаются пересмотры
экономической политики вследствие допущенных
ошибок в ее формировании, изменение позиций
правительства, либо сменой его состава.
Вывод: Экономическая политика
проводиться государством, и реализуется
через законы, президентские указы, правительственные
постановления и другие нормативные акты,
текущие оперативные постановления и
решения государственных органов. Существенным
образом на формирование общеэкономической
политики повлияли две мировые войны,
с их комплексом политических, социальных
и экономических проблем. Вмешательство
государства в экономические процессы
стало носить не только региональный,
но и общеэкономический, а несколько позже
международный характер.
Методы и инструменты экономической
политики государства
Реализация экономической политики
предусматривает использование совокупности
мер, инструментов, которые образуют механизм
государственного воздействия на экономику.
Классификация методов экономической
политики:
Меры прямого воздействия. Данные
методы предполагают, что субъекты экономики
принимают решения не самостоятельно,
а по указаниям государства. Примеры: налоговое
законодательство, правила в области амортизационных отчислений,
бюджетные процедуры по государственным
инвестициям.
Меры косвенного воздействия.
Суть данных методов состоит в том, что
государство не влияет прямо на принимаемые
субъектами экономики решения. Оно лишь
создает условия к тому, чтобы субъекты
экономики самостоятельно выбирали экономические
решения, которые соответствуют целям
экономической политики [8, c. 50].
Существуют еще одна классификация
методов реализации экономической
политикина основе организационно
– институциональных критериев. При
данном подходе выделяют: административные,
экономические и институциональные методы
[30, c. 43].
Административные меры. Совокупность
административных мер регулирующего действия
обеспечивается инфраструктурой. Главная
функция административных мер состоит
в обеспечении стабильности, основанной
на праве обстановки в обществе: сохранение
прав собственности, защита конкурирующей
среды, обеспечение возможностей свободного
выбора и принятия экономических решений.
Административные меры, в свою очередь,
подразделяются на меры запрета, разрешения,
принуждения [3, c. 415].
Экономические меры. К экономическим
мерам относят действия государства, которые
с помощью экономических рычагов в отличие
от принудительных мер воздействуют на
рыночные отношения. Под этими мерами
понимают различные методы воздействия
на совокупный спрос, совокупное предложение,
степень централизации капитала, социальные
и структурные аспекты экономики.
К экономическим мерам относят:
финансовую политику, в том
числе бюджетную, фискальную политику;
денежно – кредитную (монетарную)
политику;
экономическое программирование
и планирование;
прогнозирование [16, c. 180].
Институциональные меры. Институциональные
меры предполагают создание, поддержание
и развитие определенных общественных
институтов. При этом под «институтом»
понимается словесный символ для лучшего
описания группы общественных обычаев.
Наличие институтов, означает существование
в обществе преобладающего и устойчивого
способа мышления или действия, который
стал привычкой для определенных социальных
групп или обычаем для народа. Примеры:
«институт права», «институт собственности»
[13, c. 202].
В рамках фискальной (налогово-бюджетной)
политики к мерам прямого действия относится
изменение государственных расходов.
Через правительственные расходы осуществляется
финансирование государственного сектора,
системы социального обеспечения, делаются
закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг.
Правительственные расходы показывают
ту долю национального продукта, которая
поступает в совместное пользование всех
слоев населения. Они оказывают большое
влияние на динамику ВНП. К мерам экономического
воздействия в рамках фискальной политики
следует отнести политику изменения налогов
(видов, ставок, порядка взимания).
Регулируя капиталовложения,
государство оказывает воздействие на
темпы и пропорции общественного воспроизводства,
используя при этом финансовый и кредитно
– денежный механизмы. Вложения осуществляются
как за счет государственного бюджета,
местных бюджетов, так и за счет частных
инвестиций, которые стимулируются с помощью
налоговых льгот [34, c. 109].